войти

«2006.06.28 Пение и Душа»

00:28: Упражнение "Танец с пением Ой".
 _____
музыка:
00:05: Frank London, Lorin Sklamberg, Uri Caine - A Nign;
00:23: Ava Gold, Epstein Brothers - A Yiddisha Momma;
00:41: The Klezmatics - Shnirele Perele.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)


Доброй ночи. Доброй ночи всем кто нас слышит, желает программа «Серебряные нити». 
Мне хочется, чтобы сегодня тема была простой и понятной, и вместе с тем загадочной. И я решил задать вам простой одновременно и сложный вопрос: зачем человек поёт? Зачем нам нужна песня? Ну, вот первое что приходит мне в голову – знаменитая фраза из романа Юрия Олеши, - фраза которой начинается роман: «А по утрам он поёт в клозете». Ну не только же из-за нехорошего слова клозет запоминается она на всю жизнь. Она о каком-то состоянии человеческом говорит, эта возможность петь. Где мы поём сейчас? По-моему, как и во времена Олеши – разве что, в ванной или в клозете.
Мы слушаем чужое пение по радио, но почему-то перестали ему подпевать, на разных языках, разным песням. Нам не хочется петь или наоборот хочется? Что значит: песня, пение, гармонический человеческий голос в жизни человека? Вот вопрос, который хочется мне сегодня обсудить.

Зачем человеку нужна песня? В каком состоянии души нам хочется петь? И какие тайны несёт в себе человеческое пение и человеческий голос? Каково ваше мнение о пении и способности человека петь?
Музыку я выбрал довольно неожиданным образом. Сначала я вспомнил, что финны - наши с вами соседи, когда-то часть Российской Империи, потом спасители нас от голода, - крошечная страна спасала весь Советский Союз, - так вот, финны считали пение одной из основ своей культуры, более того, - тем, что её создало. 
Песня несёт в себе удивительную вещь, - она помогает культуре сохраниться. И я было потянулся к пластинке с финским пением, но потом решил, что если песня и помогала народу сохраниться, то конечно, может быть, стоит вспомнить сначала не финское магическое пение, тем более что мы его слушали в музыкальных тренингах. А может быть, стоит вспомнить вещи гораздо более древние. Стоит вспомнить древний народ, которому помогла сохраниться песня. И конечно это песня еврейская, которую мы очень давно не слушали в программе «Серебряные нити». И конечно именно этому рассеянному по миру народу песня помогла сохраниться, она стала, как сейчас говорят, этно-образующим фактором, – песня помогала народу чувствовать себя самим собой. Может быть поэтому, когда уничтожают народ, в первую очередь стараются уничтожить его песни. Вот такие размышления привели меня к нашему сегодняшнему музыкальному сопровождению.
И пока мы будем слушать песни, - может быть, многим из вас эти песни мелодически покажутся знакомыми, поскольку они лежат в основе многих традиций европейской культуры, - вы задумаетесь, позвоните нам и скажете: что вы думаете про способность человека петь.

Музыка

Итак, зачем же человек поёт?
А.Г.: Здравствуйте, Людмила. Людмила дозвонилась из воронежской области. Доброй ночи, мы вас слушаем.
Людмила: Здравствуйте. С моей точки зрения человек поёт для себя. Но не всегда. Но чаще всего он поёт для себя, чтобы выразить в песне то состояние, которое он испытывает, душевное состояние. Когда мне было 13 лет и у меня случались приступы тоски, я пела песню Олега Газманова «Здравствуй печаль». И от этого мне становилось легче на душе. А ещё, иногда, когда человек поёт, и есть зрители, которые слушают его, он чувствует единение душ. Его души и их душ. Я испытывала такое, когда пела в английской школе песню на новогоднем празднике. А ещё, когда я слушала песню Олега Газманова «Дорогие» вместе с мамой, бабушкой и дедушкой тоже на новогоднем празднике, я подпевала. И я чувствовала единение душ – моей души и членов моей семьи. И было хорошо, очень хорошо. Возможно, некоторые люди поют именно для этого.
А.Г.: Может быть, у нас так много депрессий, Людмил, оттого что мы так редко поём, думаю я иногда. Вот посмотрите о чём вы говорите. Вы говорите о том, что человеческий голос может помочь сам себе. Он может настроить наши вибрации каким-то таким образом, что тоска исчезнет. Правда? 
Людмила: Да.
А.Г.: А когда мы запрещаем себе петь, это вообще говоря, некий запрет на любое самовыражение. Запрещаем себе петь, запрещаем себе танцевать, и в результате – кто же мы? Мне кажется, что когда человек поёт, это что-то такое ещё более глубокое, ещё более значимое. Потому что когда он поёт не для публики и не за деньги, а когда он поёт для себя, то есть поёт по собственному желанию, он поёт от того, что он вдруг начинает чувствовать бытие, - он вдруг в него попадает. Он вдруг чувствует своё присутствие в мире, он чувствует, как вы говорите, свою связь с миром. Он чувствует, что он живой и что мир живой.
Людмила: И что он не один. И вообще когда человек поёт…
А.Г.: Поразительно: поём-то мы, и для себя. И как у Олеши, «иногда в клозете, иногда в ванной». И вдруг, мы поём – и начинаем чувствовать, что мы не одни. Да? Ведь, правда, Людмил?
Людмила: Да, правда.
А.Г.: Значит, есть какая-то магия в нашем не «умении петь», а в самой нашей способности петь, правда, Людмил?
Людмила: Да. И когда человек поёт, у него меняется голос, и возможно, меняется не только голос, но и его душевное состояние.
А.Г.: Да… Хор, который пел много лет произведения некоторых композиторов-модернистов, в частности Шомберга, вот я читал когда-то, боюсь не вспомнить цитаты, но, что у солистов у хора постепенно менялась форма черепа. Поэтому, на самом деле, пение производит на организм на самом деле гораздо большее действие, чем нам это кажется самим и гораздо более глубокое, чем мы привыкли об этом думать.
Спасибо большущее, Людмила.

Я, знаете, что вспоминаю в связи с этим, вот есть удивительный совершенно по силе, - если он получается, в моменты групповых занятий эксперимент. Это такое вокальное упражнение, очень простое – когда люди становятся вокруг одного из людей, ну скажем, того человека, который плохо себя чувствует – одного из участников группы. И начинают петь, кто как умеет, его имя. Да? Ну, поют: Александр или Марина, или Екатерина. Нам с вами это знакомо отчасти это ощущение, удивительное совершенно, которое возникает. Знаете, когда мы с ним соприкоснулись? Когда у нас вошла в моду американская традиция на днях рождения петь вот это самое «Happy birthday to you». Потому что в этот момент все начинают петь ваше имя. И если вы помните, человек вот в эти короткие, как правило, секунды чувствует себя ну совершенно удивительно! А когда это выделяешь и человек как-бы пытается почувствовать что для него значит вот это пение его собственного имени, мне, во всяком случае, все, кто в такого рода упражнениях участвовал, говорили о том, что они куда-то улетают. Сначала появляется какое-то чувство стыда и стеснения, а потом улетаешь куда-то в абсолютное блаженство.

А.Г.: Доброй ночи, Мария Сергеевна.
Мария Сергеевна: Да, да, доброй вечер или ночи. Александр Геннадиевич, я конечно вот начну с того, что вы просили высказать мнение по поводу песни. Я думаю, что песня это всё-таки эмоции. И если говорить о народной песне, она действительно сохраняет народ, потому что это эмоциональная память. Всё что случилось с народом в эмоциональном смысле тоже, и не только информативном, это его суть. А что касается вот обычной песни, то вот даже стихи, даже, я даже не знаю, какая-нибудь та же реклама, до тех пор, пока она говорится словами, она воздействует только на разум. А когда что-то поётся - то же самое - оно доходит до эмоций, до сути человеческой. И мне кажется, вот я знаю хоры, сама … постоянно с этим была связана, вот общая эмоция хора, - это заражает каждого и заражает зал, и поэтому хоровые пения такое эмоциональное впечатление производят, хорошее, конечно. Вот. Это по поводу песни.
А.Г.: Осталось только ответить на вопрос – что же такое эмоция. Понимаете…
Мария Сергеевна: Что такое эмоция?)))
А.Г.: Да, совершенно верно. Мы пользуемся какими-то словами…
Мария Сергеевна: Чувство.
А.Г.: А что такое чувство?
Мария Сергеевна: Переживание.
А.Г.: Переживание. Значит, мы слушаем песню ради переживаний.
Мария Сергеевна: Да.
А.Г.: А вот знаете, был такой, ну правда, политик финский, один из создателей финской культуры, фамилия его была Снельман (извините, потерял запись), он так или иначе определил как-бы всю последующую деятельность финноманов, да? – тех, которые создавали этнос, ведь финский этнос создался достаточно поздно, практически только в конце 19 века. Финны очень не торопились, в отличие от других народов, со своей государственной национальной идентификацией, они воевали со своей суровой природой, и как-бы вот в другие битвы вступали с большой неохотой. Так вот, он писал, знаете, какую потрясающую вещь о финской песне. Вообще, у финнов было очень много… , мы об этом не задумываемся, хотя это были наши ближайшие соседи, так вот, больше всего колдунов было в Финляндии. Как-бы вот они считали, что заговоры и пение очень помогают в борьбе с природой. И Снельман писал, что песня (политик, политик!) он писал, что песня создаёт порядок в душе. Что песня это форма уборки души. Вот финн должен любить свой дом, должен любить чистоту и порядок, и песню, которая наводит чистоту и порядок в его душе.
Мария Сергеевна: Но разные бывают песни. Разные представления о порядке.
А.Г.: То есть чего-то гораздо большее. Даже вы говорите, да?- вот что за эмоцию мы испытываем, когда слушаем хор, я уже не говорю когда поём в хоре.
Мария Сергеевна: Разные эмоции.
А.Г.: Какие? Вот ведь что интересно. Какие эмоции мы испытываем, когда поём в хоре?
Мария Сергеевна: В хоре больше всего единства.
А.Г.: А единство это что такое?
Мария Сергеевна: Приобщение друг к другу. Порядок – хотите сказать?
А.Г.: Нет, нет. Я хочу сказать, на самом деле, я хочу сказать Мария Сергеевна гораздо больше. Единство для меня есть если это чувство испытываешь не на уровне слов, а на уровне эмоциональном – это чувство потери «Я». Вот это самое ЭГО куда-то исчезает, и ты воспаряешь к небесам в этом единении. На самом деле… Я знаете, что пытаюсь сказать, на самом деле, петь в хоре это чуть ли не единственный способ, - может быть, я провоцирую немножко, - испытать то – вот в обычной бытовой жизни – что называется божественной любовью.
Мария Сергеевна: Сопереживание.
А.Г.: Это не просто сопереживание… Вы чего, когда поёте, вы, правда, сопереживаете?
Мария Сергеевна: Конечно.
А.Г.: Вы стоите и думаете – боже мой, Маша, как ты страдаешь дома!
Мария Сергеевна: Нет, это вы не правы…
А.Г.: Ведь сопереживание, сопереживание - это другое.
Мария Сергеевна: Если это переживание такое, то хор не звучит.
А.Г.: Правильно, вы исчезаете. Каждый отдельный хорист исчезает, и образуется совершенно новая общность. И так можно почувствовать, что такое божественная любовь. И так можно почувствовать что такое, например, церковь.
Мария Сергеевна: Да, вы правы, и церковные хоры хорошие это то же самое.
А.Г.: Правда? Это когда «Я» человеческое исчезает, и ты улетаешь куда-то к небесам и чувствуешь что-то божественное в этом состоянии.
Мария Сергеевна: И это общие переживания единства. Даже если поёт один человек, а зал ему его слушает, то внутренне он тоже с ним поёт и…
А.Г.: Наверно эту чистоту и порядок – о ней писал Снельман, вы поёте, и наступает порядок у вас в душах, просто потому что вы становитесь единым целым – вы из отдельного финна становитесь финским народом. Правда?
Мария Сергеевна: Это, в общем, в коллективном пении, но в принципе такие же вот переживания бывает и в хорошем сольном пении – человек погружается в пение – он переживает с тем, кто написал. Он переживает с тем, кто слушает – это тоже единство.
А.Г.: Но вот что поразительно, это не просто единство с человеком. Вот вы знаете, я сегодня хочу, чтобы мы послушали еврейское пение. Но я хочу сказать, что если с этой точки зрения посмотреть, например, на Библию, на Тору, на свод книг Ветхого Завета, который общий у нас с евреями, то выяснится, что это чрезвычайно музыкальные книги. 
Мария Сергеевна: Его же в принципе пели. Не зря…
А.Г.: Совершенно точно!
Мария Сергеевна: Это говорится стих.
А.Г.: Совершенно точно! Да. И ведь Давид был псалмопевцем. 
Мария Сергеевна: Да. Ветхий Завет пели. Музыка была с самого начала человечества.
А.Г.: Царь Давид и именно певцы, - да? – в Пятикнижии они сопровождали Ковчег Завета, который хранил Царь Давид, тот самый загадочный священный предмет. И мы знаем из книг, которые мы называем обычно летописями из книг Паралипоменон, более того, мы знаем даже родословные всех певцов, которые сопровождали Ковчег Завета. Вот насколько это было важно. Потому что, наверное, если человек может как-то себе представить Голос Божий и своё Единение с Богом не в высочайших подвигах аскетизма, а в жизни, а в душе…
Мария Сергеевна: А в душе…
А.Г.: ... то он сможет представить этот Голос, который льётся с Небес как прекраснейшую песню или псалом…
Мария Сергеевна: Создаёт Единство с Богом.
А.Г.: Вот, вот, вот. Вот, но конечно не только с Богом.
Мария Сергеевна: Это путь к Богу.
А.Г.: Конечно путь к Богу. Может быть, из-за того, что он лежит совсем рядом с нами, мы об этом очень часто забываем. Но не только путь к Богу, может быть, путь к многочисленным нашим богиням. Которыми, например, всегда являются наши мамы.

Музыка

Хочу чуть-чуть попробовать приземлить наш разговор. Дело всё в том, что как следует из нашей прошлой передачи, делая даже чрезвычайно мощные порывы к Духу надо не забывать о собственной телесности. 
Самое поразительное, что из манеры еврейского пения очень давно были выделены свои психологические оздоровительные упражнения. Ведь мы с вами забываем о том, что вибрация голоса вообще очень важна для хорошего самочувствия. Просто хорошего самочувствия! Потому что люди, которые по утрам поют в клозете или в ванной, потом целый день себя чувствуют хорошо. И это так просто! Это своего рода духовно-физическая гимнастика, которая нормализует ту внутреннюю вибрацию организма, которая отнюдь не мистична. Ведь, так или иначе, колебания наших молекул, клеток можно записать в виде мелодий, в виде какого-то гармонического ряда. 

Существует огромное количество приёмов лечения с помощью, например, пения гласных.
Так вот, я хотел рассказать, что в действительности, в еврейском традиционном пении огромное количество вздохов и вскриков «Ой». Так вот, удивительно совершенно, но израильские психотерапевты на этом основании рекомендуют одно очень простое упражнение. Если позволите, я его приведу:
Вообразите себе, что над вашей головой светит красивый белый свет, он искрится и переливается. Попробуйте разрешить своему телу делать плавные движения типа качания с одновременными вздохами, вот очень похожими на то, что звучит в еврейской песне типа «ой». Само тело и голос рано или поздно вам подскажут движение, ритм и тональность звука. Попробуйте, покачиваясь и произнося «Ой – ой, ой – ой», почувствовать чего хочет тело. Вот в данный момент как оно хочет ойкать? Через некоторое время вот эти ваши ВЗДОХи и ОЙи – вы это заметите, они станут автоматическими. Не пытайтесь ограничивать силу и глубину вздохов – вот этих вот «ой». Не тревожьтесь, если это превратится в стон. Не тревожьтесь, если вам там захочется плакать, или что-то такое произойдёт ещё, поскольку это способ наведения порядка, освобождения от внутренних зажимов. Можете вот это вот простейшее упражнение с «ойканьем» продолжать до тех пор, пока вы не почувствуете, что напряжение в теле исчезло. Можно попробовать менять направление движения вот этих ОЙев вы почувствуете, как они по телу распределяются. Вот когда вы выдыхаете, вы говорите ооо…ой, ооо…ой.
Вот оно снимает ваши заблокированные эмоции. Поскольку это эмоция жалости, сострадания, которая так свойственна еврейской музыке, - она как раз является одной из запретных наших эмоций. И как только мы начинаем её освобождать, нашему телу становится легче. Кстати говоря, это считается одним из главных упражнений во время реабилитации почек,как это ни удивительно, по той простой причине, что считается, что вот этот зажим сострадания, жалости - в том числе и к самому себе - он и является одним из корней сохраняющихся процессов. 
Поэтому если хотите, можете попробовать, но древние считали почки энергетическим корнем всего организма, поэтому можно это пробовать людям любым и в любом состоянии. Это я рассказываю, на каких уровнях пение простейших таких звуков, вот этих вот стонов может анализироваться и нам с вами помогать.

А.Г.: Доброй ночи, Светлана.
Светлана: Доброй ночи. 
А.Г.: Простите, что заставил вас ждать. Потому что хотелось рассказать хоть что-то реально.
Светлана: Я хотела сказать, Александр Геннадиевич, когда человек находится в умиротворённом состоянии, спокойно на душе, то я слышу просто, музыка она наполнена, она вокруг нас. То есть, если когда, даже обращала внимание, с друзьями когда разговаривала, говорю, - когда ты просто сядешь и расслабишься, то пустоты же нету. Также и тишины нету. Есть музыка, которую даёт каждая… всё живое, что окружает. И бывают такие случаи, когда я вот…
А.Г.: И поэтому музыканты всегда окружали, - да? - и в наших священных текстах, всегда окружали самое священное, что было у народа, что было в человеческой жизни. И поэтому к ним так трепетно когда-то относились. И может быть наш фанатизм, например, к поп-звёздам это остатки в глубине нашей души вот этого древнего почитания музыкантов? Поскольку люди воспринимали голос как дорогу к Богу.
Светлана: Да, согласна.
А.Г.: Правда?
Светлана: Да, конечно.
А.Г.: Потому что мы как-то это не додумываем. Но вот если подходить к Библии как к книге музыкальной, то если уж, «в начале было слово», то это наверно было не слово, а некая песня, да?
Светлана: Да. Пение, конечно. Голос, пение.
А.Г.: Некая сложная гармоническая вибрация.
Светлана: Да.
А.Г.: Возможно в ней кроме пения, было ещё что-то бесконечно много чего-то. Но когда я, врач, человек, заканчивавший в своё время биологическую школу, я думал, выбирал, - стать ли биологом или врачом, я, как-бы, всё время вспоминаю, что сама по себе молекула ДНК, вот эта вот двойная спираль знаменитая Уотсона и Крика, она чем-то напоминает такую гармоническую вибрацию, - да? Как будто это однажды прозвучавшая прекрасная песня застывшая…
Светлана: Мелодия, ноты…
А.Г.: Ноты это всё-таки чуть другое. Нотная грамота может быть очень разной, а вот это что-то как какая-то скульптура, вылепленная чьим-то божественным голосом.
Светлана: Я ДНК всегда воспринимала как мелодию, которая всё время движется, которая не перестаёт. Это она перед глазами, когда мы проходили биологию или ДНК, всегда была вот эта… когда цепочку показывали, то получалось такое ощущение, что она всё время играет.
А.Г.: Ну и конечно, да? – музыка сфер, звуки, которые древняя традиция именовала музыкой сфер, 12 знаков зодиака, 7 планет образуют деку и струны семиструнной лиры Аполлона. Да?
Светлана: Ну, да.
А.Г.: И на этой божественной лире играет Великий Музыкант, который прикасаясь к этим струнам, создаёт их подобие на Земле, в нашей структуре, в ДНК. Ну и конечно, надо вспомнить, что такие вещи, как йога, например, мантра йога, - да? – просто нельзя её не упомянуть, говоря о целебных звуках.
Светлана: Согласна, конечно. Это мощная вещь. Просто.
А.Г.: Это мощная вещь.
Светлана: И по-другому не скажешь.
А.Г.: Это мощная вещь. И эта мощная вещь сегодня широко используется в медицине вообще, и в психотерапии в частности, и там очень распространено мантры, связанные с пропеванием напрямую гласных звуков. И там звук и, и длинное и, – мы просто говорили когда-то об этом на музыкальных тренингах. Но повторюсь ещё раз:
длинное И, лечит голову и колебания в голове;
длинное Е, лечит железы головы;
а длинное Э, - глотку, гортань, щитовидную, паращитовидную железы;
И так дальше, каждая из гласных лечит как-бы свой…
Светлана: Определённый спектр…
А.Г.: Уровень и спектр тела. И эти вибрации веками очень точно простроены. И, в общем, ныне не раз и не два, как только у нас появляется возможность реально это проверить, человек с нами сотрудничает, мы моментально убеждаемся в том, что это, в общем, чрезвычайно эффективно.
Ну, давайте уж я проговорю:
А это верхняя доля лёгких;
О это средняя часть груди;
ОУ это нижняя часть лёгких, сердца, печени, желудок;
О длинное 
– диафрагма печень желудок;
И короткое (как-бы поИкивание) - это почки;
А само сердце - это сочетание звуков О и И (пропевание О потом И, потом О потом И).
Вот такое примерно распределение по органам. Попробуйте, дорогие радиослушатели, уж во всяком случае, мы со Светланой гарантируем безвредность эксперимента. Правда, Светлана?
Светлана: Это будет необыкновенное ощущение.
А.Г.: Стоит только попробовать.
Светлана: Да, согласна.
А.Г.: Вот мы очень любим слушать музыку по радио. А, к сожалению величайшему, петь под неё…
Вот я думаю иногда, что если бы…, мы ведь ставим здесь в «Серебряных нитях» музыку необыкновенно разную. Как-бы, в каждой традиции существуют свои потрясающие мелодии и свои потрясающие песни, и конечно мы не знаем всех языков. Но вот удивительная вещь, мне не раз и не два говорили радиослушатели, что если попробовать подпеть музыке, которая звучит, вот если себе это разрешить, не так что вот муж или жена сочтут, что я сумасшедший, пою по радио, а попробовать, то вдруг начинаешь чувствовать тот народ, музыку которого слушаешь.
Светлана: Встают определённые картинки.
А.Г.: У тебя как-бы вскрывается, как бы сказал Карл Юнг, определённый архетип. Есть же мелодические архетипы. В каждом из нас есть какая-то толика татарина, какая-то толика еврея, какая-то толика немца, и какая-то толика темпераментного испанца, и галантного француза. Мы всё это всосали с детства вместе с культурой, стоит только научиться это в себе слышать и чувствовать. Мы это себе постоянно запрещаем. Почему мы решили создать такую вот мастерскую при клубе, а потому что удивительные вещи происходят с людьми, как только люди разрешают себе петь. Я это знаю по себе. Достаточно разрешить себе говорить – вот видите, как я разговорился…
Спасибо вам … Светлана, большое.

Иногда всё очень просто. Иногда просто разрешить себе постонать мелодически или попеть для того, чтобы найти свою мелодию, иногда с помощью простого пения и разрешения себе петь, можно научиться преобразовывать мир.
17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.