войти

«2006.09.06 ''Гранатовый браслет'' (А.И. Куприн), или роковая любовь»

музыка исп. Anna Maria Jopek (Польша) - альбом "Barefoot" (2000 г.):

00:05: Dwa Serduszka Cztery Oczy (Feat. Tomasz Szukalsky);

00:26: Teskno Mi Teskno;

00:41: Bandoska (Feat. Tomasz Stanko).

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

Доброй ночи. Доброй ночи всем, кто нас слышит, – желает программа «Серебряные нити», и я, её ведущий, доктор Александр Данилин. Каждый вечер, когда мы с Вами рискуем обсуждать за 45 минут какие-нибудь великие произведения, огромные произведения русской литературы, я волнуюсь необычайно, по причине того, что, казалось бы, ну что нового можно сказать о повести Куприна «Гранатовый браслет». Давайте попробуем это сделать, тем более, что я очень давно хотел поставить эту тему в эфире, но никак не решался в связи с необъятностью маленькой повести или даже рассказа, о котором идет речь. Но звонки ваши звучат раз за разом: «Добрый день, Александр Геннадиевич. У меня к Вам вопрос. В Куприне «Гранатовый браслет» написано, что истинная любовь должна быть трагична. Почему так? И чем отличается истинная любовь от ложной? Спасибо. До свидания». Вот ведь, на минуточку, какие вопросы встают в связи с темой «Гранатовый браслет». И поэтому давайте попробуем сегодня как-то ограничить наш разговор в прямом эфире конкретными вопросами: Любовь телеграфиста, чиновника низкого ранга Желткова. Любовь заранее обреченная на провал. Это истинная любовь? Как вы думаете? И если это так, то в чем ее смысл? Вот этой вот, самой истинной любви Желткова, которая как вы знаете, привела его к смерти. Вот первый, главный, более всего волнующий меня вопрос. Это истинная любовь, настоящая, подлинная, на которую способны не многие, как считает генерал Аносов, герой повести, которая проскользнула мимо Веры Николаевны, героини повести, к которой обращена влюбленность чиновника Желткова? Безнадежная влюбленность. И второй вопрос – может быть вы…он, конечно, всегда осенью чрезвычайно актуален. Мысли и чувства героев повести постоянно сопровождают достаточно символичное событие, так, например, свое последнее письмо, прощальное письмо, Желтков сопровождает подарком – гранатовым браслетом. Что значит, с вашей точки зрения, этот символ в повести и зачем они нужны? Кроме того, в ней много других символов и связаны они, как мне кажется, с изменениями погоды. Ну, конечно, главное из них это гранатовый браслет сам по себе. Что это такое? И так два главных вопроса: гранатовый браслет и что значат изменения стихии, природы, погоды, которые звучат в повести? Вот две главные темы, о которых мы сегодня хотим поговорить и ждем ваших звонков, как всегда по телефону 956-15-14. Студия наша расположена в Москве, а код города 495. Так эта, описанная любовь Желткова, истинная любовь? И для чего, какую роль в повести играет гранатовый браслет и изменения стихии? Пока Вы раздумываете, звонить нам или нет, мы с вами послушаем замечательную польскую певицу Анну Марию Жобек. Современную польскую певицу. И вот, что удивительно, она в песнях постоянно сопоставляет любовь и природу. А фамилия ее, с польского, переводиться, как Желткова. Вот это такое удивительное совпадение. Я, надеюсь, что она поможет нашим раздумьям.

 

Музыка: Anna Maria Jopek - Dwa Serduszka Cztery Oczy (Feat. Tomasz Szukalsky)

 

И так, А.И.Куприн родился в семье не очень богатого чиновника и вот что удивительно, 10 лет провел в закрытых военных учебных заведениях. 4 года служил в пехотном полку Подольской губернии. В 1894г. оставил службу, переехал в Киев и посвятил себя литературному труду. Кстати, я думаю ровно тогда, когда после 14 лет армейской службы у нас появятся глубоко мистические писатели, а именно в мистицизме Горький все время упрекал Куприна. Такие мистические писатели как Куприн, вот тогда у меня появится ощущение, что в нашей армии все в порядке, что она ну не способна это в душе человеческой убить. Повесть «Гранатовый браслет», в общем, удивительно проста. Родилась из такого жизненного анекдота. Фамилией, как бы, подлинного героя этой истории, такой простой житейской, которую услышал когда-то Куприн, была Желтиков, а не Желтков. А в повести, мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель влюбляется в молодую светскую даму, представительницу высшего сословия. 8 лет продолжается безнадежная и безответная любовь. Письма влюбленного служат предметом постоянных насмешек и издевательств членов семейного клана князей Шеиных и Булат-Тугановских. Конечно, не воспринимает их всерьез и сама героиня адресата этих любовных откровений – Вера Николаевна. В один прекрасный момент неизвестный влюбленный присылает подарок – гранатовый браслет, который вызывает бурю негодований брата княгини, товарища прокурора Булат-Тугановского. Он готов растоптать, уничтожить плебея, который осмелился оказывать знаки внимания потомственной дворянке. Близкие княгине люди, что важно, это ведь и есть наш с вами вопрос, считают бедного телеграфиста ненормальным. Куприн использует слово маньяк. И только старый генерал Аносов, с которым любит откровенничать княгиня, считает, цитирую: «Что возможно твой жизненный путь Верочка пересекла именно такая любовь, о которой грезит женщина и на которую больше не способны мужчины». Любовь маленького человечка заканчивается трагически. Не выдержав вот этого накала безответного чувства, столкнувшись с полным равнодушием, герой повести погибает. О чем писал Куприн? О возвышенной и истинной любви или о безумии господина Желткова? В последнем, предсмертном письме, к предмету своего обожания он описывает, как обрушилось на него наводнение любви. Цитирую: «в первую секунду, я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли...» Если бы я был женщиной, как бы я хотел получить такое письмо. Ну, хотя бы в Интернете. Доброй ночи, Тамара Алексеевна.

 

Тамара Алексеевна: Доброй ночи. Я думаю это настоящая любовь. Просто он не с того общества полюбил. А вообще, он умел любить, мог любить. Это настоящая любовь. Даже на смерть пошел, потому что очень ее любил. Вы сами прочитали, что лучше ее не было ничего. Ну, вообще-то, наверное, нет такой любви.

А.Г.: Да нет, вот ведь есть сейчас такая любовь.

Тамара Алексеевна: Вы в этом уверенны?

А.Г.: Да, я уверен. Я просто знаю, к сожалению величайшему, довольно много самоубийств, попыток самоубийств молодых людей связанных с отвергнутой любовью. Вот однажды ко мне пришла с нервным расстройством, относительно недавно, девушка 24 лет, которая, в общем, перестала спать, стала плохо себя чувствовать. Сами понимаете. После того как молодой человек, которому она отказала, сказала вот это «нет». И который не вызывал у нее никаких чувств, выпрыгнул перед ней прямо с 9 этажа на асфальт. Когда она выходила из подъезда, он выпрыгнул. Такая любовь есть, только вот любовь ли это? И правильный ли поступок совершает Желтков? Устами генерала Аносова, скорее всего, это такой персонаж, который говорит от имени автора. Ну, у меня такое впечатление, не отличимое впрочем, от впечатления литературоведов. Звучат такие слова, вы, наверное, помните: «Любовь – говорит Верочке Аносов – Любовь должна быть трагедией». Вот ведь как ставит вопрос Куприн. Это величайшая тайна в мире. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться. Это истинная любовь? Вот так и надо? Вы понимаете, какая штука, мы упираемся с вами в некий парадокс. Этот парадокс заключается в том, что, любовь, в общем. Да? Если мы материалисты, это некое чувство, которое должно вести к продолжению рода, а вовсе не к бессмысленной смерти хорошего человека. Или мы считаем эту смерть осмысленной? Спасибо большое. Марин, доброй ночи.

 

Марина: Доброй ночи. Я считаю, что у него был просто порыв. Он израсходовал казенные деньги и в результате вот, вынужден был покончить самоубийством. Если бы она ответила взаимностью, и неизвестно было бы какое-то развитие…

А.Г.: То, возникло бы «Воскресенье» Льва Толстого или «Анна Каренина» как минимум.

Марина: Нет. Я считаю, настоящая любовь это когда вот бок о бок живешь и ежедневно нужно готовить, убирать, мыть посуду.

А.Г.: А с Желтковым-то…верю и мы об этой настоящей любви с готовкой и уборкой мы еще многократно поговорим в прямом эфире. А все-таки любовь-то Желткова, она какая? Она истинная или это мания? Ведь они в повести, Булат-Тугановский так это и рассматривают. Маньяк, ненормальный телеграфист. В общем, спросите у известных наших актрис, любого поколения, каждая из них получала похожие письма. Каждой из них они были приятны, но каждая из них и говорила: «Маньяки пишут какие-то». Доброй ночи, Александра.

 

Александра: Мне не нравится эта любовь. Мне не нравится, когда так любят. Мне не нравится, когда любят человека, женщину, больше, чем жизнь. Это неправильно, это похоже на патологию.

А.Г.: Похоже на патологию. Ну, в общем, если уж говорить, с точки зрения врачей, то отец, к кому еще обратиться к разрешению нашего спора, если например не к Вицене, который Абували Ибен Сина. Еще в 11 веке он лечил юношей, которые таяли от несчастной любви, теряли сон и аппетит и не хотели жить. От недугов любви, он их лечил любовью, т.е. от подобного подобным. Есть такая легенда, говорят что это чистая правда. Когда ни один врач не мог вылечить почти бездыханного принца, потому что никто не нашел причину его болезни, Ибен Син догодался, что болезнь его вызвана робкой и безгласной любовью. Настоял, чтобы родители принца всё-таки посватались к возлюбленной. И вернул юношу к жизни. Он писал в конуне врачебной науки. Конун Ибн Сиба никто официально не отменял. Любовь – это заболевание вроде наваждения, похожее на меланхолию. Определение предмета любви, есть одно из средств лечения. Это делается так – называется много имен повторяемых неоднократно, а руку держат на пульсе. Если пульс очень изменяется и становится как бы прерывистым, то, повторяя и повторяя это несколько раз, ты узнаешь имя возлюбленной. Затем таким же образом называют улицы, дома, ремесла, сочетая каждое название с именем возлюбленной, и следят за пульсом. Если ты не находишь другого лечения, кроме сближения между ними дозволенного верой и законом, то осуществи его. Однажды в 80-х годах в ФРГ произошел замечательный случай, который обошел всю медицинскую печать в мире. Что молодой служащий, получив нет, на признание в любви, заболел от душевных страданий. Заболел тяжело, несколько дней он чах, таял, не мог пить, есть. И хозяин его уволил в результате за прогул. И тогда умирающий молодой человек подал в суд. Назначили экспертизу. И экспертиза решила любовное страдание - это вид нервного шока. Болезнь, которая требует лечения. Суд постановил считать причину прогула уважительной, и молодой человек был восстановлен на работе. Вот так, официальный юридический приговор. Доброй ночи, Ванда.

 

Ванда: Доброй ночи. Я думаю, что это не совсем настоящая любовь. Это не любовь, а страсть. Даже желание обладать.

А.Г.: Да какое он имел желание обладать? Там никакого желания обладать и нет. Вот, не согласен с Вами. Чего-чего, а желания обладать нет. Есть совсем другое. В Вас как будто воплотилась вся красота земли. Она для него мировая величина, никто под небесами не может сравниться с ней. Она также возвышается над всеми женщинами и над всеми событиями в мире, как богиня возвышается над людьми. Это может быть любовь–иллюзия, любовь-экстаз. Это может быть, то, что называли любовью романтики. Куприн поздний романтик, несомненно. Как бы у него нет желания обладать. Он прекрасно знает, что он никогда не будет обладать княгиней. Это как бы вводное. Это мы в советские времена про классы, сословия, а на самом деле это про любовь. Это любовь, у которой есть вводная данность – я никогда не буду ею обладать. 8 лет…Доброй ночи Татьяна.

 

Татьяна: Я считаю, что это просто маньячный тип такой. Который любит человека. Но не любит, даже страсть такая возникла к человеку. Вот, он знает, что никогда не будет ею обладать. Он пытается как-то навязать себя, хоть и тихо. И преследовать тихо ее. Ну, это маньяк.

А.Г.: Ну маньяк, он же, действительно, в общем, чего-то хочет. Обладать там, какие-то эксперименты над женщиной проводить в своих интересах. Маньяк это человек, который несет свой интерес. Некий свой интерес потребления, неким образом объекта своего маньячества. Извините, за эти сравнения. А эта же любовь Желткова абсолютно бескорыстна. Он влезает в долги и посылает ей единственное семейное достояние – гранатовый браслет.

Татьяна: Подождите, он же украл там деньги, чтобы…

А.Г.: Да, да. У него в семье считалось, что гранатовый браслет защищает от насильственной смерти и насильственных воздействий всяких. Наоборот, вот он дарит предмет защиты и дарит женщине гранат – дар интуиции и предвиденья. Гранатовый браслет должен подарить княгине предвиденье. И действительно, она смотрит на гранатовый браслет, подозревает в этих пяти гранатах пять капель крови. И говорит «Да, он умрет, наверное».

Татьяна: Все равно, это маньячество какое-то. Мне так кажется.

А.Г.: Спасибо. Давайте послушаем, как страдает по любви Anna Maria Jopek. Маленькая музыкальная пауза.

 

Музыка: Anna Maria Jopek - Teskno Mi Teskno

 

Так что пока мнения большинства наших слушателей совпадает. Давайте приведем хотя бы одну запись, которая звучала у нас на автоответчике: «Добрый вечер. Я по-поводу «Гранатового браслета». Наверное, выскажу кощунственную мысль, но мне кажется, что главный герой повести это прообраз современных фанатов, которые тоже ради своих кумиров, как правило, успешных, богатых, красивых, готовы на любые жертвы. Слышала, что когда один из солистов «Иванушек International» покончил жизнь самоубийством, несколько девочек подростков сделали то же самое, узнав об этом. И мне кажется, это не любовь. Это вот скорее какая-то форма обожания. Спасибо, до свидания. Москва. Ольга Александровна». Вот чтобы я хотел сказать в ответ на все это. Понимаете в чем проблема, что-то такое объявить болезнью очень легко. Наверное, гораздо важнее понять, что происходит с человеком. Ведь наши дети становятся фанатами не очень умных и не очень талантливых музыкальных звезд. Становятся фанатами специально созданных проектов, которые созданы для того, чтобы наши дети становились их фанатами. Собственно больше ни для чего и т.д. Но нашим детям это зачем-то нужно и такая любовь, как любовь Желткова была, есть и будет. Понимаете, она будет зажигать, души женщин и души мужчин будут видоизменяться вместе с ней. Вот я считаю, что у Бунина совершенно гениально в «Митиной любви». Любовь там резко меняет все отношение Мити к миру, к людям, вещам и там он пишет, Бунин, что в нем все больше утверждалось странное чувство. Ему казалось, что весь мир плывет как в зыбком мареве. Вещи теряют свой четкий очерк, и в каждой как будто появляется своя душа. Живет еще что-то сверх нее самой. Это что-то, это душа, которая в них живет и одухотворяет все в них, в вещах. Это и есть любовь Мити к Кате. Извините, что я перескакиваю на другое произведение, но уж больно они перекликаются. Эта любовь существует, и она одухотворяет душу. Что же происходит с человеком? Как можно взять назвать эту любовь болезнью, назначить таблетки для ее лечения.

 

А.Г.: Доброй ночи, Галина. Извините, пожалуйста, я знаю, что Вы из Саратова.

Галина: Я бы хотела, вот как раз, высказать, может быть, даже резкое немного суждение именно в этой области. Вот услышала мнения звонивших женщин, и мне немного стало страшно за Россию. То есть, назвать это замечательное произведение Куприна и эту чистую, именно чистую и возвышенную любовь болезнью.

А.Г.: Ну ведь, он, правда, ничего от нее не хочет? Ведь он ей пишет письма, как она прекрасна.

Галина: Нет, не хочет. Она заслуживает этой любви. Она красота и чистая душа. И он ее понял, вот эту чистую душу. И ради нее он готов идти на смерть. Это именно возвышенная любовь. И не понять этого, это же надо быть слепо-глухо-немым.

А.Г.: Ты проснулся, как Митя в «Митиной любви». Ты почувствовал душу мира, зачем же тогда эта глупая смерть. Это что такое? Ну, глупая же, правда. Он 8 лет пишет ей письма. Он же выкупает ей гранатовый браслет, который принадлежал ее матери и, который дарит ясновиденье. Так при чем же тут и смерть?

Галина: Дело в том, что он понимает, что им вместе в этом мире не быть. И он не хочет, с одной стороны. Он, может быть, не может жить без нее.

А.Г.: Ну, Мите же не приходит в «Митиной любви» покончить с собой.

Галина: Мите не приходит, а ему пришла. Он хотел оставить ее в покое, таким образом, и унести свою любовь в могилу, чтоб она была спокойнее. Ради нее.

А.Г.: Не сердитесь, Галин. Вот скажите, вам нет ощущения какой-то его мучительной ошибки? Вот ошибки чувств?

Галина: Нет.

А.Г.: Спасибо. Доброй ночи, Надежда.

 

Надежда: Я хочу сказать. Вот, как на ваш взгляд, нужно ли, если человек полюбил вот сохранять свою самодостаточность?

А.Г.: Давайте, будем говорить так. Мы ведь имеем в виду, никто этого не спросил. Мы ведь, имеем в виду, любовь мужчины к женщине. Да? Не к Богу. Вот смотрите, вы женщина, есть некий мужчина, который пишет прекрасные письма. Который говорит, в прямом, не переносном смысле: «Я не могу без тебя жить. Вот на меня. Я весь погружен в тебя и живу только тобой». Скажите, пожалуйста, а вам такой мужчина в реальности нужен?

Надежда: Попадалось.

А.Г.: Попадалось. Спасибо большое. «В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря» пишет Куприн. Описание пасмурной, сырой, в целом плохой погоды, а потом ее внезапное изменение в лучшую сторону, как бы все время сопровождает фон. Это фон рассказа. Любовь и человеческие чувства эту самую погоду меняют. Они совершают, как бы, какой-то колдовской акт. «Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие, безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле». Где эта перемена, вот в этот момент, возникает. Вот, эти вот, самые праксизмы возвышенной и роковой любви, о которой идет речь в рассказе. Ведь посмотрите, какая потрясающая вещь происходит. Великий итальянский поэт Данте Аллегре не случайно стихом, каждой из трех частей «Божественной комедии» сделал слова «любовь, движущая солнцем и прочими звездами». Аллегре знал, о чем говорит. Ведь его звездой двигала очень такая же безнадежная любовь к Лауре. Просто почему-то он написал «Божественную комедию», а вот покончить с собой ему в голову не пришло. Она была замужем. Он ее практически не знал, посвятил ей. Он писал потрясающие, наверное, одни из лучших, в мировой поэзии, строки и с собой кончать не собирался. Тут я неожиданно, с вашего разрешения, уйду в сторону, и скажу вот что, предмет для размышления. Подумайте, молодые влюбленные, старые влюбленные. Человека, когда-то Будда, в одной из сутр, сравнил самого себя с мыльным пузырем. Мыльный пузырь. Чего хочется мыльному пузырю? Наверное, ему хочется расшириться и слиться с окружающим воздухом. Расшириться! Маленький чиновник, телеграфист Желтков, не знает, куда ему расширяться. А Дант расширяется в творчестве, в свою «Божественную комедию». Лаура служит входной дверью, калиточкой, ведущей к откровениям «Божественной комедии». Это любовь, когда человек пытается расширить свою душу за пределы этого нашего мыльного пузыря. В обществе расширяться можно только в сторону другого. И когда ты расширяешься в любви, в сторону другого, тебе открывается Бог или бесконечность. Куприн пишет, что человек становится способен менять погоду. Извините, меня за банальность, но природа слушает и способствует этому посылу человеческой души. Но этих изменений погоды не слышит Желтков. Он не слышит. Он ошибается. Он через любовь чувствует Бога или бесконечность, или космический закон или духовность или логос. Тот мир, который чувствует через Лауру Дант. Но Желтков ошибается, и он ограничивает это чувство одним конкретным человеком, а это была только дверь. Дверь к Богу, а он не может этого понять, потому что он концентрируется только на ней. Это ошибка мыльного пузыря, который хочет слиться и понять окружающий воздух. А вместо него видит только мыльный пузырь другой. Такой радужный, переливчатый и красивый. Хотя, конечно, этот мыльный пузырь второй, он есть. Он существует. Это реальная женщина. Но за ней, за этим чувством Желтков способен расшириться на всю природу, а сделать этого не в состоянии. Потому что его разум ограничен и приземлен. Он думает только о женщине или только о сексе, а на самом деле через нее способен прикоснуться к Богу. Может быть, я очень сложно. Спасибо, что меня выслушали, как всегда. Спокойной ночи.

Музыка: Anna Maria Jopek - Bandoska (Feat. Tomasz Stanko)

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.