войти

«2013.10.23 Капризы у детей и взрослых»

музыка с компакт-диска "Early Girls", Volume 1: "Popsicles And Icicles" (1995 г.):

00:06: Little Peggy March - I Wish I Were A Princess;

00:27: "Reparata and The Delrons" - Whenever A Teenager Cries;

00:40: Toni Fisher - West Of The Wall.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

Капризы у детей и взрослых
Доброй ночи. Доброй ночи всем кто слушает программу «Серебряные нити». Мы сегодня хотели поговорить о слове каприз. И о роли капризов, капризничанья, в жизни взрослых и детей. 
Когда вспоминают о капризах, кто о чём, а я о сказке «Приключения Пиноккио» Карло Коллоди. Вот, например, давайте возьмём один фрагмент, который, впрочем, в наших тренингах уже звучал. 

Вот появляется папа Джеппетто: 
« - Эти три груши, собственно говоря, мой завтрак, но я охотно отдаю их тебе. Съешь их на здоровье.
- Если вы хотите, чтобы я их съел, то очистите их, пожалуйста.
- Очистить? - спросил Джеппетто, поражённый. - Я не предполагал, мой мальчик, что ты так изнежен и привередлив. Нехорошо! На этом свете нужно ещё с детства привыкать есть всё, что дают, так как неизвестно, что может случиться. А случиться может всяко!
- Допускаю, что вы правы, - прервал его Пиноккио, - но нечищеных фруктов я есть не стану. Я не выношу кожуры!
Добросердечный Джеппетто вытащил ножик, с истинно ангельским терпением очистил все три груши и положил кожуру на край стола.
Пиноккио, сожрав в два счета первую грушу, хотел было выбросить сердцевину, но Джеппетто придержал его за руку и сказал:
- Не бросай. На этом свете всё может пригодиться.
- Неужели вы думаете, что я буду есть сердцевину?! - с ехидством змеи произнёс Деревянный Человечек.
- Кто знает! Все возможно, - возразил Джеппетто без всякого раздражения».


Вообще, Пиноккио очень много капризничает. А слово каприз, как многие наверно знают, в сущности своей итальянского происхождения, хотя само слово каприз пришло в русский язык из французского языка. Но имеет оно происхождение итальянское, звучит как capriccio(каприччио), и вы знаете, что именно так называется некий музыкальный стиль. Вот в основе этого музыкального термина лежит итальянское слово capro, что значит коза. И, в общем, в строгом смысле этого слова точный перевод на русский язык слова каприз обозначает «козлить», - именно так, и не иначе. Ведь каприз, если вы хотите, это проявление козьего характера, и деться от этого совершенно некуда. В чём особенности характера козы, или вот этого самого «козлежа»? 
Я в самом начале для обсуждения хочу предложить нашим слушателям одну гипотезу. Я хочу предположить, что вообще «козлёж» или капризничанье это такое поведение, главной ценностью и особенностью которой является отрицание. Собственно говоря, коза ведь самостоятельно ничего особенного не совершает. Она просто находится как-бы в постоянном несогласии с желаниями и ожиданиями человека, и всегда готова уступить, как-бы неожиданно, для своего хозяина. Собственно, именно неожиданность и лежит в основе музыкального стиля каприччио. Это некий фрагмент музыкальный, который (я не очень хороший музыковед, простите меня) как-бы выпадает из общей мелодии, и звучит совершенно отдельно и независимо от неё. Как-бы, даже отрицая эту самую основную мелодию. Это все вступительные слова, которые я хочу произнести. 
И вопрос, который для меня наверно сегодня важнейший в этой передаче - чем для нас сегодня является каприз, или козлёж? Чисто детским поведением, или может быть, это поведение, которое стало чуть ли не особенностью всего нашего народа? Быть может, именно каприз или козлёж стал главной формой нашего поведения. Или, по крайней мере, ну если не вашего лично, дорогие радиослушатели, то того поведения, которое мы можем наблюдать на улицах.
А в музыкальных паузах у нас сегодня примеры капризов, давно забытые, из 50-х годов. Говорят, что вообще, люди до середины 50-х годов были гораздо менее капризны.


Музыка Little Peggy March – I Wish I Were A Princess – Various - Antique Records: Till 50's

«I wish I were a princess
I wish I were a princess
And if I were a princess
I'd make you my prince

I wish I were a princess
So beautiful to see
I'd pass the greatest law
In history

A lovely little law
I hope you'd never break
And it would make you fall in love with me

And if I were a princess
The next thing I would do
Is plan a celebration in my arms
And what a happy day
When people hear you say
My princess I'm asking for your hand

I wish I were a princess
I wish I were a princess
I'd have you sit beside me
So handsome so bold
I wish I were a princess
And you were my prince
Oh wed live happily ever after
As in days of old
I wish I were a princess
I wish I were a princess
I'd have you sit beside me
So handsome so bold

I wish I were a princess»


Норвежский доктор Вегард Скирбекк (Vegard Skirbekk) в этом году опубликовал вместе с группой австрийских исследователей большое исследование, в котором пытался связать качество человеческого характера, темперамента и шансы человека, в основном женщин, стать матерями, то есть родителями. Так вот, выяснилось, что, в общем, женщины, которые имеют капризный характер, имеют гораздо меньше шансов стать матерью. И спад рождаемости в Европе стал прослеживаться как раз тогда, когда люди стали более капризными. И произошло это где-то вокруг 1957 года. То есть примерно того самого года, из которого вы сегодня слушаете мелодии в музыкальных паузах.
В отличие от наших привычек - обычно я привожу свои выводы в самом конце передачи, я хочу сразу сказать то, что для меня является самым главным в отношении капризов. Дело в том, что вот отрицание предлагаемой еды – самое первый и самый частый род детских капризов, появляется он в очень раннем возрасте - после полутора–двух лет, когда ребёнок начинает есть самостоятельно, и самое главное, что для ребёнка это является практически первым способом самовыражения. То есть, отказываясь есть груши неочищенными, отказываясь даже предполагать о том, что Пиноккио может съесть сердцевину, сам Пиноккио выражает свою индивидуальность. Заявляет о том, что у него есть характер. И именно поэтому он не согласен с тем, что ему дают, предлагают, и т.д. 
Так вот, сейчас у меня всё чаще и чаще складывается некоторое принципиальное ощущение, что это именно капризничанье в самых разных видах и формах и стало самым главным способом нашего самовыражения. 
Собственно говоря, когда женщина говорит (или девушка молодая) родителям или мужу: я в этом платье на улицу не выйду, предполагается, что она выйдет в платье от Нины Ричи, Дольче и Габбана. Только она не знает, в каком именно платье она хочет выйти, а она заявляет, что вот в этом – она не выйдет. Это платье её индивидуальности не соответствует. Или когда мужчина заявляет, что в этой марке автомобиля ему стыдно появляться на дороге, и вообще заявляет, что это и есть абсолютно необходимое для него средство самовыражения – покупки нового автомобиля, в том числе в кредит, - то все эти люди по сути своей капризничают, продолжая реагировать точно так же, как они реагировали в детстве на еду. То есть, самовыражаясь с помощью отрицания каких-то вещей, товаров, людей. Вот вам никогда не казалось, что пьяный хулиган, например, на улице он капризничает, поскольку единственное, чем он занимается, это отрицает поведение всех окружающих его людей. Утверждая, правда, тем самым своё поведение, но так как он, этот хам, никогда не знает, чего он хочет на самом деле, и угодить ему практически невозможно, то, по сути, он капризничает, козлит. Занимается самоотрицанием. Я просто думаю, что огромное количество наших бед связано именно с тем, что никакой другой формы самовыражения мы почему-то оказались найти не в состоянии. Я это заявляю в самом начале эфира и немного, может быть, скомкано, всего лишь потому, что нам, наконец, удалось дозвониться до главного редактора, для меня, на сегодняшний день, одного из самых важных журналов. Журнала, который, по крайней мере, занят вопросом - как же помочь нашим детям жить не только одними капризами, не только отрицая чужое поведение, политику, но и предлагая что-то своё, создавая, ну, как минимум, свои проекты жизни. Поскольку это – уже не каприз.
Так вот, нам не без труда, мы ценим это очень, удалось связаться с Александром Александровичем Мелик-Пашаевым, главным редактором журнала «Искусство в школе». Я его честное слово, на сегодня считаю главным экспертом по тому, как же можно противостоять всеобщим капризам.

А.Г.: Здравствуйте, Александр Александрович.
Александр Александрович: Добрый вечер.
А.Г.: Я, конечно, понимаю, что вы не эксперт по капризам,..
Александр Александрович: Отнюдь)))
А.Г.: И, тем не менее, вы не согласны со мной, это не стало ли самой главной формой поведения, которую мы можем сегодня наблюдать
Александр Александрович: Я не думал об этом в том контексте, как вы сейчас об этом говорили, но я понимаю, какая может быть связь совершенно неожиданная для многих между такой постановкой вопроса и тем, чем мы занимаемся, как-бы совсем другим делом искусством в детстве, искусством в школе. Но мне кажется, вы наметили в определённом смысле путь, по которому можно вести обсуждение, и то, что я могу ответить на вашу преамбулу.
Конечно, вот эта постановка вопроса о самовыражении через отрицание она очень верна и злободневна. Наверно, капризы могут обсуждаться с разных точек зрения, не только с той, с которой мы с вами можем рассмотреть.
А.Г.: И всё-таки, чем больше я думаю о капризах вообще, наверно, о музыкальных капризах, архитектурных капризах, какой-то такой чуть отдельный нужен разговор. Ведь о капризах, -характере мы говорим. Я вот думаю, что практически вообще в культуре потребительской, в культуре, помешанной на потреблении, и не может быть никакой другой формы самовыражения кроме каприза. То есть она принципиально для этого не предназначена. И поэтому когда вы говорите, пишете, кричите, убеждаете - давайте учить детей искусству, давайте фактически учить детей самовыражению, вы как не странно, Александр Александрович, если честно, наверное, как и наша Программа, в общем, противостоите всей современной культуре, потому что эта культура оставляет только одну возможность – выбрать, чего именно потреблять. А если ребёнок или молодой человек, девушка, которая как в первой песне, мечтающая быть принцессой, она, как-бы не знает, чего хочет, то она, видимо, предполагает, что родители ей принесут бесконечное количество платьев от разных престижных марок дизайнерских, из которого она сможет выбирать. Но ничего другого она даже просто не в состоянии придумать, по той простой причине, что она не ведает, что можно выразить себя как-то по-другому. Вот ужас то весь в чём. Простите, что я вас перебил.
Александр Александрович: Я думаю, что к сожалению вы правы. И действительно мы всё время чувствуем себя противостоящими громадному потоку такому…
А.Г.: Мейнстримом называется этот поток обычно.
Александр Александрович: Мейнстримом может называться, да. И не знаю, как можно этому реально противостоять, но вот что можем, делаем. Конечно, вся вот эта, так сказать, «культура» - если можно так назвать её - потребления, она противостоит творчеству. А творчество заменить ничто не может. Вот то, что вы сейчас сказали о выборе, я немножко, может быть, отвлекусь от главной темы, недавно мы говорили с одним выдающимся художником-аниматором, с Норштейном, и с другими. Вот существуют компьютерные возможности для, вроде бы, изобразительной деятельности, в том числе, создания мультфильмов, вообще для изобразительной деятельности. И у ребёнка создаётся впечатление какого-то безграничного могущества его – потому что он может выбирать из огромного количества готовых вариантов. Это не совсем потребление и съедение, но, в общем-то, получается то же самое.
А.Г.: На самом деле, есть у меня подозрение, мы не раз это говорили, обсуждали с разных точек зрения в эфире, что происходит незаметная подмена, симуляция. Вообще, ребёнок принимает вот это бесконечное количество возможностей - за то, что у него есть в наличии. То есть, очень трудно отличить, ну скажем, информацию, которую можно посмотреть в любой момент, от той информации, которая у меня есть. А на самом деле, и сама информация никак не может являться целью деятельности…
Александр Александрович: Конечно.
А.Г.: По той простой причине, что она нужна для того, чтобы создавать что-то из собственных мыслей…
Александр Александрович: В том-то и дело.
А.Г.: Вот, собственное мнение, например. А в результате, что делает ребёнок в реальном интернет-пространстве? Вот если вы присмотритесь внимательно, то вы поймёте, что он капризничает. То есть, он говорит – вот туда я не пойду, вот эту чушь я читать не буду… То есть, он продолжает капризничать, выбирая что-то лёгкое и приятное, что соответствует его уровню развития. Фактически, всё время, выбирая себя. 
Александр Александрович: На самом деле, себя он в этом не находит, себя он теряет. И не реализует свои возможности, - те единственные, с которыми он пришёл в эту жизнь. Вот тут самый главный вопрос – ведь люди считают, что творчество это какая-то особая деятельность каких-то особых людей в каких-то особых специальностях. А я убеждён глубоко, что творчество это природа человека, всякого нормального человека. Это норма, норма развития.
А.Г.: Я прошу прощения, Александр Александрович, до вас об этом кричал, орал, бесконечно писал Николай Александрович Бердяев…
Александр Александрович: Да.
А.Г.: Который выпустил книгу «Смысл творчества», в которой утверждал, что человек должен повторить деяние Бога, создать свой мир. И более того, на самом деле, в сколь убогом творчестве мы не живём, но от творчества нам деваться некуда. Потому что каждый из нас даже без денег всё равно создаёт какой-то неповторимый - как отпечаток пальцев - дизайн своей квартиры, например. И, в общем, всё равно, как бы мы не старались в любом случае, по крайней мере, в бытовой одежде она будет иметь свой собственный смысл. Вся проблема заключается в том - понимает ли это человек? Есть ли у него само желание, сама потребность, посыл - складывать какую-то мозаику из инструментов во что-то своё, в том числе, в собственную мысль. Ведь, собственно говоря, творчество естественно для человека, постольку поскольку,мысль есть акт творчества. И мы сейчас с вами, пусть не очень глубоко, всё равно пытаемся творить. Правда, ведь?
Александр Александрович: Возможно. Хочется верить. )))
А.Г.: Очень хочется верить. Так что делать, Александр Александрович?
Александр Александрович: Я думаю, что ребёнок, и в домашних условиях, и в условиях общего образования должен получить от нас (то, что мы можем взрослые, как педагоги) условия для того, чтобы творческая природа его проснулась, чтобы она получала поддержку. Чтобы он мог находить положительные, а не отрицательные способы выражения того, что идёт из него изнутри. Как один очень мудрый человек говорил, что нам не хватает жизни изнутри наружумы всё время живём извне внутрьВот жизнь изнутри наружу в самом общем смысле это с моей точки зрения и есть творчество. Потому что творчество художественное, которым я занимаюсь это один из видов творчества самореализации человеческой сущности, которая должна быть реализована на положительных приемлемых одобряемых каких-то путях.
А.Г.: Чему надо учить ребёнка, Александр Александрович?
Александр Александрович: Не столько даже учить, сколько может быть, поначалу создавать условия для того, чтобы этот изнутри идущий импульс он проявлялся. В этом смысле, хотя я сказал, что творчество художественное это один из видов творчества, но в детском возрасте это как раз приоритетная область творчества. Нисколько не имею я в виду, что многие или все должны заниматься этим в дальнейшем. Но в раннем возрасте по многим причинам и в смысле задатков таких, даже психофизиологических задатков, и по тому удовлетворению, которое ребёнок получает, и по успехам его, именно художественное творчество в разных его видах оно даёт опыт – опыт того, что я существую, я могу, я являюсь причиной создания каких-то реальностей.
А.Г.: Александр Александрович, что мы должны делать? Не мешать рисовать? Дать какой-то пусть простой и примитивный музыкальный инструмент и помочь, всё-таки, набрать эту первую мелодию? Чего должны делать родители конкретно? Я знаю, что вы призываете и абсолютно правильно к тому, что родители, строго говоря, могут сделать очень простую вещь, - они должны потребовать, чтобы в школе всё-таки были уроки ритмики, уроки рисования, уроки пения.
Александр Александрович: Да, но, увы, родители сами не понимают, зачем это нужно каждому ребёнку.
А.Г.: Так вот ради этого мы и говорим, и я надеюсь не последний раз.
Александр Александрович: Они не понимают, что это не специальность, что это не какое-то элитарное занятие. Что это развитие чувств, развитие органов чувств и развитие чувств душевных. Что это развитие способности понимать голос и взгляд другого человека. Что это развитие воображения в самом широком смысле слова,- то есть способности что-то задуманное тобой воплотить в жизнь. И потом есть же масса данных, и вы знаете об этом прекрасно, что опыт художественного развития помогает ребёнку в тех областях, в которых все хотят, чтобы он преуспел, но думают, что искусство тут не причём.
А.Г.: Да, вы вспоминали, и я вспоминал недавно в передаче эстонский опыт с рисованием.
Александр Александрович: Да. Да, те, кто больше рисуют за счёт математики и других предметов, потом оказываются, что они в математике и других предметах опережают.
А.Г.: Совершенно точно.
Александр Александрович: Музыка действует подобным образом, может быть, даже особенно сильно. То есть все, кто хотят благополучия, умственного развития, творческого развития своим детям, здоровья, они должны понять, что самый первый естественный реальный осуществимый путь - это приобщение, широкое приобщение к художественному творчеству, которое удовлетворяет ребёнка и эмоционально, и результаты приносит замечательные.
А.Г.: Спасибо большое, Александр Александрович, мы были рады вас слышать. Дорогие радиослушатели, читайте журнал «Искусство в школе», поскольку там огромное количество информации и о конкретных уроках, и о конкретных методах и данных, вот по тем самым способам, с помощью которых, в общем, мы, наверное, можем научить своих детей не капризничать. А если каждый из нас перестанет жить лишь отрицая что-то, - лишь отрицая что-то, что ему не подходит, а научится создавать хоть что-то своё, предлагая что-то взамен, то тогда наверно и случится тот самый шанс на изменение всего общества. Потому что ведь само общество, по всей видимости, это тоже процесс некоторого нашего совместного творчества. Потому что иначе, к сожалению, и общество, и государство, начинает только капризничать. Вот если вы задумаетесь во время второй нашей мелодии, то, возможно, поймёте, о чём мы только что говорили с Александром Александровичем.


Музыка Whenever A Teenager Cries – Reparata & The Delrons

«My momma said to me 
Do you really love that guy? 
Does he ever make you cry? 

Rain falling from the sky 
Bluebirds, they don't fly 
The stars, they're not so bright 
The moon caved in at night 
It seems the whole world dies 
Whenever a teenager cries 
(When she cries) 

Tears for the one you love 
Were sent to heaven above 
In hopes they'd be some day 
True love will come your way 
Our tears will fill my eyes 
Whenever a teenager cries 

Oh what wrong have I done to you 
To make me cry the way that I do 
I need you my darling 
I love you so 
Oh come back to me 
And I'll never let you go 

Rain falling from the sky 
Bluebirds, they don't fly 
The stars, they're not so bright 
The moon caved in at night 
It seems the whole world dies 
Whenever a teenager cries 
(When she cries) 
Whenever a teenager cries 
(When she cries) 
Whenever a teenager cries»



Вся сказка Карла Коллоди как раз и посвящена тому, каким же образом человек в процессе воспитания для того, чтобы стать настоящим человеком, настоящим мальчишкой, должен преодолеть и преодолевает те самые капризы. И может быть, то, что наша культура как-то забыла об этой итальянской сказке, немало способствовало тому, что всё-таки как-то мы все умудряемся бесконечно капризничать,- вот если задуматься, не правда ли?

А.Г.: Здравствуйте, Константин.
Константин: Здравствуйте. Я хотел бы посмотреть на каприз немножко с другой стороны. Допустим, если идти против мейнстрима, это может быть не обязательно каприз, это может быть упрямство, допустим. Я хочу рассмотреть аспект власти. Я считаю, что каприз непосредственно как-бы связан с властью. Каприз, как правило, это человек или небольшую группу людей именно тогда, когда тот человек, который капризничает, ощущает власть над этим человеком. В прошлой передаче вы говорили о Дориане Грее, и там тоже есть, по-моему, очень хороший пример каприза, когда Дориан Грей капризничает, когда Бэзил рисует его где-то в начале книги и приходит Генри, он просит его уйти, потому что мешает и во-вторых, из ревности, обожает Дориана. И Дориан говорит, если лорд Генри уйдёт, я не буду позировать. Вот это пример каприза мужчины, допустим.
А.Г.: Так.
Константин: Он чувствует власть своей красоты и то, что эти люди его обожают, и использует это капризничая.
А.Г.: Это манипуляция.
Константин: Да.
А.Г.: Но опять, смотрите. Это манипуляция, как единственный почти остающийся Дориану Грею способ самовыражения. Ведь выразились – изобразили его на портрете, это сделал кто-то за него. Тот самый внешний мир, или внешний человек, о котором только что говорил Александр Александрович. Каприз всегда есть попытка контроля. И пьяный хулиган тоже пытается контролировать всех окружающих, так, чтобы они относились к нему так, как ему хочется. Только он сам не знает как. Поэтому мне кажется, даже контроль тут будет более точным словом, хотя, в общем, я с вами полностью согласен.

Я вот что хотел сказать, может быть, в заключение. Два слова как раз об ином значении слова каприз – о музыкальном или архитектурном. Скажем, самый известный архитектурный каприз (теперь уже не в нашей стране) это Ласточкино гнездо в Крыму. Я думаю, что по-прежнему у нас его знают все. А музыкальный каприз это маленькая музыкальная пьеса, которая противоречит основной мелодии или основному симфоническому замыслу. Так вот, я хочу сказать, что в искусстве понятие каприз тоже очень о многом может сказать, по той простой причине, что в действительности, это как раз и есть нечто противопоставленное ему. То есть основной поток музыки или основная архитектурная традиция говорит, например, невозможно построить маленький замок для отдыха на краю утёса. Нет – говорит архитектор, это возможно. И строит Ласточкино гнездо, которое противоречит, как-бы, всем законам архитектуры, известным на тот момент. Нет – говорит композитор и создаёт какое-то включение, которое, казалось бы, противоречит общему влиянию, общему контролю замысла музыкального произведения. Просто вся проблема в том, что для того, чтобы так капризничать – капризничать в искусстве, нужно, конечно же, уметь создавать и с детства быть уверенным в том, что ты что-то можешь создать. И поэтому есть некоторая разница между понятием каприз в музыке или каприз в архитектуре, и «козлёж» в повседневной жизни. К сожалению, людей, которые умеют создавать музыкальные капризы, архитектурные капризы – единицы.

А.Г.: Здравствуйте, Елена Константиновна.
Елена Константиновна: Добрый вечер. Александр Геннадиевич, я хочу сказать, что вот мне пришлось последнее время заниматься вышивкой лентами. И вот индустрия вся, которая связана с творчеством, предлагает готовые наборы для вышивальщиц, для детей. Там схема и определённый набор ниток, бисера, и ты по готовому цветному рисунку крестиком вышиваешь то, что тебе предложено. И эта индустрия настолько развита в Италии, Германии, теперь у нас. И места для творчества там нет вообще. Что бы вы смогли сказать на эту тему? По-моему это только отвлекает от того, что человек может перед собой поставить цветок и вышить его, а не готовую схему. То же самое для детей - бесконечные одёжки, к которым надо прицепить готовые цветочки. И вряд ли это способствует творчеству.
А.Г.: Понимаете, Елена Константиновна, вы сейчас говорите о некой подмене творчества. То есть о некотором симулякре, протезе - товаре, который симулирует творчество, правда? Товары эти всегда имели свой смысл, по той простой причине, что, правда, они имеют свой смысл. Поскольку, как говорят дамы, я не раз и не два слышал, вышивание крестиком успокаивает. Или вязание, вот например, я не помню, как это правильно называется, по готовым схемам, которые когда-то публиковались в журнале вязания, не знаю, публикуется ли сейчас. Так вот, дамы говорят, и мужчины, между прочим, многие вяжут, я знаю, говорят – успокаивает. Это что-то вроде смотрения на огонь, своеобразная медитация. И, в общем, для меня, вышивание крестиком или вязание куда важнее и значимее, чем смотрение в телевизор, или даже в компьютерный экран. И вообще, развитие мелкой моторики нужно старым и малым. И, в общем, это очень хорошая процедура, во время которой можно размышлять, мечтать о чём-то прекрасном – только это, конечно, не является творчеством. Можно ли это превратить в творчество? - Конечно можно. Это зависит от того, сам человек, или найдётся кто-нибудь, например, родитель, который скажет: ну ты знаешь, ты вот вышиваешь-вышиваешь эти готовые картинки, но это же смертельно скучно. Давай, ты бросишь эту картинку, и для меня - я не буду смотреть на сколько хорошо ты всё это нарисуешь - вышьешь то, что тебе хочется. Или вышьешь то, о чём ты мечтаешь. Вот это, то, что человек сам вышьет в результате тренировки, придаст творческий смысл работе с готовыми образцами. Ну конечно, есть на самом деле пугающее меня просто занятие в этой области, -например, культура пазлов. Это когда я из всевозможных фигурных обрезков (все знают?) вырезаю пазл. И складываю уже готовую картину. Это то же самое, если ребёнок увлекается этим, то наверно нужно как-то попробовать вместе с ним нарисовать какую-то его картинку, а потом разрезать её и попросить сложить. И тогда, может быть, ему захочется создавать свои собственные картинки. Всё ведь зависит от нас самих. Всё это материал. Всё зависит от того, как мы можем и детей своих научить, и самим поучиться относиться к этому материалу. Ведь для себя. Не обязательно сразу рисовать картинку для пазла красиво, или какую-то невероятную живопись собственную вышить крестиками. Самое главное - рискнуть и начать. И тогда – тогда вы удивитесь. Жизнь перестаёт быть скучной. А ведь это самая главная беда нашего потребительского общества.

Чтобы не застревать на этом самом обществе и поговорить о творческих людях, я вспомнил, что недавно мы пропустили день рождения одного из моих любимых поэтов, поэта зовут, вечно зовут Саша Чёрный. И мы вообще почти никогда не говорили о сатирической, юмористической поэзии. Ужасно хочется о Саше Чёрном поговорить, о его рождении, об этом поэте, о солдатских сказках, если вы хотите.
Спасибо всем, кто был с нами. Спокойной ночи.


Музыка West Of The Wall – Toni Fisher

«West of the wall, I'll wait for you
West of the wall, our dreams can all come true
Though we're apart, a little while
My heart will wait until we both can smile

That wall built of our sorrow
We know must have an end
Til then, dream of tomorrow
When we meet again

West of the wall, where hearts are free
West of the wall, your heart can come to me
And in my arms, that hold you tight
You will forget the darkness of the night

The world knows of our sadness
And we are not alone
West of the wall, that soon will fall
And you come ho-o-o-o-ome

Wall, built up on sorrow, one day you will end
Hearts true to each other will not break, they will not bend
In our hour of sadness how clearly we can see
Tomorrow's gladness, free, free, free, free, free, free
West of the wall, where hearts are free
West of the wall, your heart can come to me
And in my arms, that hold you tight
You will forget the darkness of the night

The world knows of our sadness
And we are not alone
West of the wall, that soon will fall
And you come ho-o-o-o-ome
The curse of the wall!»
17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.