войти

«Типология личности 18»

музыка исп. Ketil Bjørnstad, David Darling, Terje Rypdal, Jon Christensen (Норвегия) - альбом "The Sea" (2000 г.):

00:01: The Sea I;

00:15: The Sea II;

00:27: The Sea III;

00:34: The Sea IV;

00:41: The Sea I.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

Доброй ночи всем кто нас слышит, желает радиотеатр фантазий программы Серебряные нити. Мы с вами учимся понимать друг друга, потому что я учусь вместе с вами, и то, что звучит в нашем радиотеатре вовсе не абсолютные истины, а лишь поводы для рассуждения, обсуждения и погружения в себя. Любые утверждения о человеческой душе всегда спорны и всегда являются поводом для того, чтобы послушать как где-то в глубине души звучит океан вечности.

Музыка

Замечательные норвежские музыканты Кетил Бьернстад вместе с Джоном Кристенсеном, Дэвидом Дарлингом и Терри Рипдолом однажды записали диск, который называется «Море» и смысл этой студийной записи заключался именно в том, что четыре музыканта пытались почувствовать, как вечное море звучит у них в душах. Они медитировали на тему о вечности и играли. Вот эту музыку вы сегодня услышите в музыкальных паузах между нашими размышлениями.

Мы с вами обсуждали слово интеллигенция, наше желание принадлежать какой нибудь элите, чтобы добиться собственного признания, собственной значимости. Мы с вами обсуждали фактически, что когда волна пытается быть отдельной от моря, она создает слова, она пытается оторваться от единого и всеобщего, отгораживаясь от него словами, знаниями. Называем мы эти слова знаниями, или интеллектом, или логикой, или разумным или рассудочным мышлением. А волны, которые смогли оторваться от моря скорее всего и получили название интеллигенции, так кажется мне. Как бы не понимали мы эту метафору моря, как метафору народа и вечности и бесконечности этого понятия или как метафору нашей собственной души, ее глубин от которых мы смогли таки отгородиться с помощью знания.

Откуда мы берем эти знания, кто является их создателем? Кто является лидерами той самой элитной группы, которая используя слово Боборыкина стала называть себя интеллигенцией? Ну конечно это тоже интеллигенция, интеллигенция творческая, интеллигенция, которая создала некие тексты, которые позволяют нам все дальше и дальше отгораживаться от ощущения себя волной на поверхности вечности, отгораживаться от ощущения присутствия вечности в себе.

«Образы и мысли возникают в моем уме как данности, - писал Толкин, - Сначала они появляются в отдельности, как отдельные живые сущности, потом связи между ними растут, и я всегда чувствую, что записываю на бумаге то, что уже существует, ничего не создавая сам.» Конечно, творцы, та часть интеллигенции, которую мы называем творческой создает в культуре эти новые тексты, которые потом и начинают определять наши знания, наше воображение и наши мечты. Но где они, эти лидеры интеллигенции берут эти образы? Посмотрите, Толкин рассказывает о том, что он прислушивался к чему-то в себе и у него в уме возникают данности. Жан Кокто рассказывал, что как-то однажды пробудившись после беспокойного сна, он увидел словно спектакль в театре пьесу в трех актах, которую потом записал назвав ее рыцари круглого стола. Уильям Блейк и Дмитрий Менделеев, Гюстав Моро и Федор Достоевский, Пол Клея и многие многие другие - этот список можно продолжать до бесконечности, ощущали, что они получают знания, тексты и музыку, точно так же, как это ощущали наши музыканты, когда писали музыку, которая звучит сегодня.

«В моей душе зажигается огонь, - писал Моцарт в одном из своих знаменитых писем. Вслушайтесь только, - Я нахожу спокойное и уединенное место и чувствую, как внутри меня растет произведение. Оно растет, обретая форму и ясность, пока не станет целостным и завершенным в моем сознании. И тогда я могу рассмотреть его словно чудесную картину или прекрасную скульптуру. В своем воображении я слышу отдельные части непоследовательно, одновременно, все сразу. Я не могу выразить, какой это восторг - создавать произведения и творить их. Это дивный сон наяву. Но слышать его целиком самое лучшее. Я никогда не забуду того, что создано таким образом. Наверно, это тот самый замечательный дар, за который я благодарен творцу. По этой же причине произведения очень легко записать, ибо, как я уже говорил, оно уже завершено. Когда оно записано оно редко отличается от того, которое я слышал в своем воображении. Отчего же оно вышло из моих рук именно в такой форме, и стиль присущий именно Моцарту и отличным от работ других композиторов? Вероятно по той же причине, по которой мой нос создан широким и орлиным носом Моцарта и отличается от носов других людей, ибо сам я и в жизни и в творчестве никогда бы не стремился быть оригинальным. Я так устроен, что мне все время хочется подражать.» Только здесь заканчивается длинная цитата из знаменитого письма Моцарта.

Разумеется, великие произведения создавались теми, кто постоянно развивал и совершенствовал свое мастерство. Толкин отнюдь не был безграмотным, когда он писал своего «Сильмариллиона». Собственно говоря, именно про повесть «Сильмариллион», о том, как создавались ее легенды я и читал совсем недавно цитату. А Моцарт, конечно же вовсе не был человеком, лишенным музыкального слуха. Однако, есть переход от кропотливого труда накопления знания к вспышке озарения — это что-то вроде квантового скачка. Это качественно иное состояние сознания. Артур Кестлер в «Акте творчества» и знаменитый Жака Адамар в «Психологии созидания в математике» пытались описать эти состояния, в которых возникает творческий процесс. Обычно утверждается, что эти состояния приходят спонтанно и непреднамеренно. Некоторые художники утверждают, что они творили в таких измененных состояниях сознания, другие не говорят об этом прямо, но описывают конкретные практики, которые без сомнения помогали им вводить себя в подобные состояния. Такими практиками могли быть долгое телесное напряжение, почти как у христианских аскетов, концентрация на определенном предмете, если вы помните, у Моцарта это был метроном или выбор необычного или экзотического места для работы. Можно сказать даже более того - существуют бесчисленные свидетельства попыток, что, правда абсолютно безуспешно и безрезультатно, огромное количество художников и писателей пытались вызвать подобные состояния с помощью алкоголя, который по сути своей и представляет некую искусственную модель вот этого особого состояния сознания, в котором человек как будто начинает что-то слышать. Может быть именно из-за того, что мы не пытаемся как-то отдельно со стороны посмотреть на суть творческого процесса, мы не очень понимаем, чего же на самом деле хочет человек, когда он пьет.

Музыка

У меня есть одна всегда как бы самостоятельно жившая во мне особенность — мне на самом деле всегда почему-то было не очень интересно читать о личности творческого человека или человека искусства. У вас дорогие радиослушатели никогда не возникало некое внутреннее ощущение, что творец и его творчество две вещи качественно разные? Нельзя объяснить творчество огромного количества людей ни туберкулезом, как это очень часто бывало, ни последними стадиями сифилиса, ни шизофренией, как мы вот уже более ста лет называем часть абсолютно подобных по внешней форме вспышек чего-то иного в человеческом сознании. Можно ли через личность творца постичь его творчество? Мне кажется, что нет. Нельзя постичь музыку Моцарта изучая его жизнь, хотя его жизнь представляет из себя отдельный и загадочный роман. Но это два романа — роман о жизни и роман, который слышен в его музыке.

Не только художники и писатели, но и математики, изобретатели, философы и психологи часто уверяют, что они являются просто антеннами — пассивно воспринимают свои произведения из источника за пределами их сознания. Эту силу отчетливо ощутил Фридрих Ницше, создавая «Заратустру». В его описании присутствуют огромное количество вещей о которых мы так или иначе говорили — воображение, экстаз, ощущение полной свободы необычайной глубины, красоты и истины, наполняющих сознание. Он говорил о необычайной ясности мысли, возникающей в эти моменты. Все это иллюстрирует помимо всего прочего сходство между опытом Ницше и опытом мистиков и религиозных деятелей. Вот что он писал о создании «Заратустры»: «Тот, у кого остался хотя бы малейший предрассудок не допустит мысли о том, что он просто медиум или глашатай какой нибудь могущественной силы. Откровение описывается на этом языке очень просто — я чувствую, как внутри меня нечто волнующее и мучительное обретает форму, становится видимым и слышимым с неописуемой ясностью и точностью. Мне нет нужды ничего искать — я слышу. Мне нет нужды спрашивать о дающем — я принимаю. Мысль озаряет меня подобно пламени, в котором нет места сомнению и колебанию. Это экстаз, ужасное напряжение которого порой разряжается потоком слез, во время которого я перехожу от невольной стремительности к невольной медлительности. Кажется будто я схожу с ума. Бесконечная дрожь сотрясает меня с головы до пят. Это и только это глубочайшее счастье, которым даже самое мрачное и мучительное чувство не звучит диссонансом, а кажется просто одним из цветов палитры. Это ощущение ритма, которым проникнут весь мир форм.» Я прерву на секундочку цитату из Ницше, и скажу, что весь мир форм это почти то же самое, что мир волн о котором мы с вами неоднократно говорили. Продолжаю цитату: «Все в этом состоянии происходит без усилий, словно в потоке свободы силы и благодати. Самое чудесное — легкость и естественность возникающих образов и сравнений, которые кажутся не плодом воображения, а самым непосредственным точным и простым способом выражения.»

Если вы захотите сравнить это описание Ницше с платоновским Федором, вы конечно вспомните платоновское понятие божественного безумия поэта. Платон сравнивал в Федре состояние вдохновения, транса поэтов и некоторые болезненные проявления религиозных маний. Он говорил, что подлинное состояние священного безумия поэтов как будто внушены откуда-то извне. Ницше никогда и нигде и никак не назвал ту силу, которую он слышал. Он нигде не попытался понять, что же это за источник, который дал ему «Заратустру», но несмотря на это, его описание напоминает подобные же переживания пророка Магомета, Моисея и других глашатаев божественных откровений. Творческий процесс, описанный Ницше один из величайших по глубине и силе и эмоциональному напряжению. «Заратустра» был создан им за три десятидневки, которые были разделены довольно длительным временем. И Ницше уверял, что пройдут еще тысячи лет, прежде чем появится на свет еще одно подобное произведение. Я иногда думаю, может быть Ницше окончил свою жизнь в безумии именно потому, что он так никогда и не признался себе, что эти состояния приходят не у него изнутри, а откуда-то извне. Ведь Ницше объявил время гибели богов, стало быть это он отринул те ощущения и мысли, которые ему не принадлежали и попытался отлить их в какую-то форму в рамках своего понимания - понимания, как мы знаем, крайне эгоцентрического. Может быть это сильное упрощение Ницше, но «Заратустра» это поиск свободы через эгоцентризм. Он так и не смог признаться себе в наличии источника своих вдохновений вне себя, в отличие от прожившего долгую жизнь Платона. Может быть эта попытка присвоить себе то, что не может принадлежать человеку и сожгла мозг Ницше. Может быть есть силы, которым нужно научиться доверять и просто не пытаться интерпретировать эти силы как принадлежащие себе. Может быть безумие это и есть попытка человека присвоить себе эти силы.

Музыка

Спустя совсем немного времени человек, говоривший, что умственный труд есть величайшее в мире счастье и самый лучший отдых для его мозга, Владимир Ульянов Ленин творивший социальные истины погиб тоже по этой причине, думаю я иногда. Может быть слишком много дано было ему услышать или почувствовать, да только вот нельзя было все это себе присваивать и приземлять. Ведь и Ницше и Ленин сделали попытку окуклить, свернуть внутрь одного человека то, что они смогли почувствовать, узнать, услышать от вечности. Представьте себе, что волна пытается вобрать в себя все море и объявить себя им. Нет никакого моря, а есть только я — отдельно существующая волна. Конечно, в этой попытке волна лопнет, как лопается воздушный шарик. Может быть это и есть священнобезумие великих, никем так до конца не объясненные психозы Ницше и Ленина.

«Я закрываю глаза, держа пишущую машинку на коленях. Я пытаюсь очистить сознание, и жду как ребенок, который доверяет кому-то и ждет откуда-то прихода других детей, и тогда я вижу своих будущих героев так ясно, словно это настоящие мои дети, - писала современная детская писательница Инид Блейтон в письме к своему психологу, - Если мое доверие подлинное, если мне удается уловить волну этого доверия, история моих героев разворачивается передо мной так, как будто я смотрю кино. Я не знаю, что произойдет дальше. Я чувствую, что я одновременно пишу книгу и читаю ее первый раз в жизни. Иногда герой шутит и я смеюсь когда записываю его шутку, и думаю - да, какой он умный, мне бы такое никогда не пришло в голову. А затем в голову приходит предательская мысль — так кому же все это пришло в голову, если не мне самой? Вместе с приходом этой мысли в моей голове вдруг прерывается доверие и повесть, кино или сон, которые разворачивались в моей душе на этом заканчиваются.»

Музыка

И конечно, нашим радиослушателям давно пришел в голову вопрос — ну какое все это отношение имеет к чакрам и к движению вверх? Конечно же абсолютно прямое, потому что, то, что чувствуют создатели текста, лидеры интеллигенции, вот эти прорывы и есть путь к шестой чакре, точнее говоря, ее прозрение, которое на санскрите называется «савикальпа самадхи» или обусловленный восторг ощущения вечности. Это дорога к тому самому высшему просветлению, которая потом на уровне седьмой чакры получит название безусловного восторга. Существует раздел йоги, который называется йога сновидений, в котором немедленно угадывается сходство с некоторыми современными психотерапевтическими методиками, поскольку в ней йогу следует уделять особое внимание своим сновидениям — развивать их и анализировать в соответствии с возникающими чувствами. Вот что писал йог Рамачарака: «Когда йог видит пугающий сон, он должен оградить себя от необоснованных страхов, сказать «это сон». Разве во сне огонь способен обжигать? А вода затягивать? Как это демон или животное может мне навредить? Я должен научиться в своем сне идти сквозь огонь и воду, или же превратить себя в огненный шар и поразить сердце того ужаса, который мне приснился, для того, чтобы сжечь его.»

Творцы сравнивают свои состояния со сновидением, а йоги в своих сновидениях пишут романы, ну почти боевики, если ты описываешь, как превращаешься в огненный шар и сжигаешь сердце своего кошмара или своего врага. Так ощущается прорыв к вечности и контакт с ней. Можем ли мы каким-то образом поучиться этому? Так ли случайны эти состояния? На мой взгляд нет. Среди путаницы тех мыслей, которые составляют эти наши разговоры в радиотеатре фантазий, главной является одна: «Мы все умеем чувствовать вечность». Но большинство из нас ей не доверяет. А люди, которые действительно принадлежат к числу людей пятой чакры учатся доверять вот этим прорывам и прозрениям, которые приходят к ним от Бога, от вечности. Они учатся доверять этой радости, как только что говорила нам в своей цитате датская писательница. Мы тоже с вами можем поучиться доверять. Давайте попробуем такому комплексу упражнений посвятить отдельную передачу — следующую. Спасибо за то, что были вместе снами. Спокойной ночи.

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.