войти

«Двенадцать шагов к любви 01»

музыка:

00:04: Mayte Martín - Vidalita (Vilalita);

00:15: Pepita Caballero, guitarra: Manuel Moreno - Taranta;

00:23: Benedictine Monks Of Santo Domingo De Silos - Puer Natus Est Nobis;

00:32: Benedictine Monks Of Santo Domingo De Silos - Genuit Puerpera Regem;

00:41: Paco de Lucía - Fuente y Caudal.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

Доброй ночи! Доброй ночи всем, кто слушает радиотеатр фантазий программы "Серебряные нити". В нашем радиотеатре мы не раз уже заводили разговор о любви. Разговоры эти были литературными и лирическими, но нам всё больше и больше кажется, что наступили времена, когда люди стали забывать саму азбуку любви. Азбуку человеческих отношений.

"И рече Господь Бог: "Не добро быти человеку единому - сотворим ему помощника по нему".

И сказал Господь Бог: "Не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника соответственного ему".

Может быть я неправ, но мне всё время кажется, что молодое поколение стало забывать, почему человеку нехорошо быть одному. Господь Бог в книге Бытия почему-то не стал этого объяснять. Ну действительно, зачем Ему было объяснять? Его, наверное, прекрасно понимали. Мы перестали понимать кто кому помощник, что такое помощник и, самое главное, что значит "соответственного ему"? Что такое соответствие одного человека другому? Возможно именно потому, что Господь Бог тогда, во времена оны, этого не объяснил, мы с вам как-то не захотели этого понимать. И поэтому мы решили провести цикл радиоспектаклей в нашем радиотеатре, посвящённый азбуке отношений двоих. Или посвящённый танцу любви, тем танцевальным па и их смыслу, которые мы извечно танцуем друг перед другом, но почему-то так и не удосуживаемся осознать. Может быть поэтому встреч и расставаний у нас стало как-то примерно одинаковое количество. Мы попробуем разделить шаги друг к другу на 12 частей, в нашем танце в этом цикле будет 12 па.

Итак, сегодня мы начинаем наш новый цикл радиоспектаклей, радиоразговоров или радиомечтаний "12 шагов к любви".

Какой же шаг в этом танце назвать самым первым, нулевым? Наверное, как во всяком танце, это то движение, в котором мы ещё стоим. Вот например, в испанском фламенко, звуками которого мы будем иллюстрировать большую часть передачи этого цикла, огромное значение имеет поза, с которой я начинаю танец. Она выражает желание, конечно как во всяком, в любовном танце, это желание любви. Но желание очень и очень разное.

Любые отношения начинаются с загадочной точки ноль, которую, наверное, проще всего лучше назвать одиночество.

Музыка.

Что такое существование человека? Само латинское слово экзистенция (сущность) несёт в своём звучании "экс-ист", буквально означающее выделение из чего-то. Человеческое существование начинается со слияния яйцеклетки и сперматозоида. Потом оно течёт в непрерывном слиянии с матерью, потом происходит выделение. Когда человек отделяется от матери и выделяется от неё, он далеко не сразу чувствует себя некоторой индивидуальностью. Мы не сразу выделяем собственные границы, определяем, где кончаемся мы и начинается другой человек или мир. Но как только мы выделяемся, становимся независимыми, отдельными от других людей, мы начинаем ощущать одиночество. В этом есть, возможно, один из самых главных конфликтов, или источников энергии человеческого существования. Мы одновременно стремимся быть выделенными, отдельными, особенными, и столь же сильно мы хотим быть слитны с кем-нибудь. Чем выраженнее индивидуальность человека, чем выше уровень его становления, ну скажем, в социальной среде, тем выше мера его изоляции, тем сильнее желание любви. Чем большими индивидуальностями мы себя чувствуем, тем больше мы боимся ответственности, которую это на нас возлагает и хотим разделить её с кем-то другим. Мир огромен, и мы не можем отвечать за него целиком. Мы хотим, чтобы это сделал кто-то другой, и мы неосознанно всё время хотим вернуться к какой-то слитности. Я думаю, что само существование музыки и танца является одним из доказательств этого простейшего тезиса, потому что танец, хоровод или хор всегда является моментом слияния, когда с миром ты взаимодействуешь уже не один. Эрих Фромм в своём знаменитом "Бегстве от свободы" писал, что-то похожее. Цитирую:

"Поскольку ребёнок приходит в этот мир, он сознаёт, что одинок, что представляет собой сущность, отдельную от всех остальных, эта отъединённость от мира, который огромен и могуч и часто угрожает опасностью, порождает чувства бессилия и тревоги. Пока мы являемся детьми, интегральной частью мира, неосознающей возможности и ответственности индивидуального действия, у нас нет нужды бояться мира. Становясь индивидуальностью, мы оказываемся в одиночестве и встречаемся один на один с миром во всех его опасных и подавляющих проявлениях."

По всей видимости, в человеке существует некоторая универсальная боль, боль изоляции. Ведь может ли человек существовать сам для себя или сам по себе? Ведь отметить, или заметить, или оценить, или одобрить, или даже осудить факт нашего существования может только другой человек. Или мы должны лишить этого другого человека его прав существования, признав, что в этом мире мы существуем в абсолютном одиночестве.

Музыка.

Вам не кажется, что человек в наше время болеет любовью? Нет-нет я вовсе не про зависимость друг от друга, я про какое-то, ставшее мучительным и обязательным желание любви. Желание любви, которое никогда не удовлетворяется до конца, потому что конкретный партнёр, живой человек, мужчина или женщина, никак не может этот самый странный возникший голод удовлетворить. Стремление к любви, молодые люди сегодня называют это "стремлением к отношениям", стало чем-то вроде навязчивости: "У меня обязательно должны быть девушка", - или - "У меня обязательно должен быть друг". Но только и девушки, и друзья почему-то чрезвычайно быстро, несмотря на необходимость, сверхценность отношений, оказываются не теми и не такими. То же самое происходит, если юноши и девушки становятся мужьями и жёнами. Очень быстро в браке выясняется какое-то несоответствие, и вот человек уже один. Из стадии слияния он снова переходит в стадию изоляции, и снова, и снова он находится в поиске, ищет другого партнёра. Мало кто задумывается о том, как мы с вами и наши отношения изменились за последние буквально сто лет. Я отвлекусь и отойду немножко в сторону, к своей профессии. Совсем недавно я вспоминал о том, что перед второй мировой войной тревога, чувство тревоги, тревожность человеческая считалась явным и откровенным симптомом психической патологии. Это было признаком психического заболевания. Конечно, я мог только читать об этом. Но ещё и несколько лет после второй мировой войны психиатры, психопатологи, психологи отказывались рассматривать тревогу как нормальное свойство характера, или как нормальное проявление взаимодействия человека с окружающей реальностью. Правда, в 1947 году великий английский поэт Оден опубликовал поэму "Век тревоги". Леонард Бернстайн, американский композитор, сразу же написал симфонию на эту тему. И в том же 1947 году Альбер Камю писал уже о веке страха, а Кафка уже рисовал в своих романах картины тревожных снов. А вот где-то к концу 50-х годов специалисты по всему миру, и у нас, кстати говоря, тоже, как-то признали существование "нормальной" тревоги. Ну, как бы мы вдруг все дружно стали понимать, что мы живём в тревожные времена. Что нужно человеку для того, чтобы выжить в тревожные времена, что нужно человеку, для того, чтобы преодолеть тревогу? Попробуйте задать себе этот вопрос в качестве первого упражнения или размышления этого цикла. Попробуйте взять и написать на бумажке, как вы преодолеваете тревогу.

Музыка.

Конечно же, не стоит даже и говорить, что такие вопросы задавали многие психологи, и задавались они по всему миру. Так вот, сегодня в числе средств преодоления тревоги на первом месте окажутся всевозможные химические препараты, включая сюда табак и спиртное, на втором месте окажется любовь и отношения в самых разных видах и формах: прижаться к любимой женщине, поплакаться любимому мужчине, заняться сексом. На третьем месте окажется поиск развлечений, в самом широком смысле этого слова, от телевизора до поездки на лыжную базу. Я думаю, этих трёх главных мест для нашего разговора будет достаточно. Мы неожиданно оказались в веке тревоги. Вот вообще, мы думаем о том, как мы её преодолеваем, можно ли преодолевать тревогу, скажем, с помощью любимого человека, и сколько таких преодолений тревоги этот самый любимый человек сможет вытерпеть? Чем, интересно знать, мы все, и в нашей стране и за рубежом, отличаемся от людей, которые жили, ну например, в 20-х - 30-х годах? Что позволяло им тогда преодолевать тревогу? Казалось бы, это вопрос, который не имеет ответа, но на самом деле имеет, конечно, и совершенно чёткий, определённый. Шире всего, средства, которые позволяли людям преодолевать тревогу, в те годы именовались, всё ещё, культурными ценностями. С помощью ценностей своей культуры, в том числе национальной культуры, люди достигали идентичности. Опять сложное психологическое понятие... Но для меня важно, чтобы наши вводные занятия были не очень простыми, мы же ведь с вами задумываемся о самой сути человеческого бытия, о любви, а всё хотим, чтобы всё было просто и понятно. В прежние времена люди достигали чувства своей самобытности за счёт того, что национальная культура, главным образом национальная культура считала прекрасным и важным для человека. Сейчас на фоне моего голоса играет гитара фламенко. Исполнитель как-то однажды при мне воскликнул: "Я даже не представляю себе, что было бы с народом, если у него отобрать народную музыку". Что было, было бы с этим народом? С этим народом было бы ровно то, что случилось с нами, с моей точки зрения. Это были способы идентификации, или достижения идентичности. Во какое умное слово... но на самом деле оно означает, смотрите, уменьшение ответственности человека за счёт его слияния, или его любви к собственному народу, собственным людям. А слияние это достигается за счёт продуктов культуры, мы вместе вот это любим и ценим, значит, мы члены некоторой общности, которая способна нас защитить. Мы, конечно, не сможем и не будем, на этом цикле говорить почему, но во всём мире вот эти культурные ценности, с помощью которых человек мог почувствовать свою принадлежность к какому-то большему целому, чем он сам, были отброшены. Конечно, я имею в виду их отброшенность, как массовое явление, отброшенность этих ценностей для большинства людей. Даже в страшные 30-е годы в нашей стране уровень тревоги был куда ниже: в нашей отечественной психопатологии тревога тоже считалась признаком психического заболевания. Почему? Потому, что как бы мы ни относились к тем коллективным ценностям, которые насильно внедрялись в нашей стране, они всё-таки были и позволяли достигать идентичности, вот этого чувства слияния, без которого на самом деле человек не может жить. И как ни странно, боялись очень многие, а вот этого чувства тревоги, которое стало фоном жизни, выматывает, потому что человек никак не может понять, кто же он всё-таки такой, и куда он идёт, в общем, не было, позволю себе заявить. Мы куда меньше отличаемся от всего мира, чем нам самим это кажется.

Музыка.

Что происходит с человеком, если вот этого способа слияния, через ценности его культуры, больше нет? Мне кажется, это очень точно определил Ролло Мэй. В 1953 году этот психопатолог, психиатр и один из основателей экзистенциальной психологии, выпустил книжку, которая называлась "Человек в поисках себя". В ней он писал, цитирую:

"Это может показаться странным, но я хочу сказать, на основании своей клинической практики, а также практики моих коллег, что главной проблемой людей, живущих в середине ХХ-го века, является пустота. Хотя сегодня может показаться смешной и бессмысленной скука, которую испытывали люди десять или двадцать лет тому назад, но в наши дни для многих людей пустота из скуки стала бессилием и отчаянием, что само по себе очень опасно. Ощущение пустоты или вакуума, как правило, порождается чувством, что ты бессилен что-либо изменить в своей жизни и в окружающем мире. Внутренний вакуум, нарастающая пустота - это результат постепенно растущего убеждения человека в том, что он как личность, не может руководить своей жизнью, не может изменить отношения к нему других людей, и как-то повлиять на окружающий мир".

Зачем я всё это читаю? Потому что нулём, одиночеством любви, сегодня оказывается пустота. А причиной лихорадочных, навязчивых поисков любви оказывается надежда, что эту пустоту сможет заполнить другой человек. Надежда на то, что в мире появится ну хотя бы кто-нибудь, для кого ты окажешься невероятно значимым, и который придаст значимость тебе. Вся беда заключается в том, что когда сталкиваются две пустоты, то никто не то чтобы не хочет, но и не может заполнить вакуум своего партнёра, он ведь тоже надеется, что другой человек, сможет заполнить эту пустоту. Нет-нет, эта надежда на заполнение пустоты, это не любовь, и не отношения, это то, как воспринимаю проблему, которую мы хотим попытаться решить в новом цикле наших передач. А проблема эта заключается в том, что для того, чтобы не то чтобы любить, а для того, чтобы вступать в отношения друг с другом, мы должны научится заполнять свою душу ценностями, старыми или новыми, но ценностями другого человека, ценностями отношений, ценностями любви, мы должны научиться заполнять вот эту вдруг, внезапно выросшую в душах пустоту смыслом, иначе наступает одиночество вдвоём. И обе души так и остаются пустыми. Мы уже немножко поговорили о смысле одиночества. Мы поговорим о смысле мечты о другом человеке. О чём мы на самом деле мечтаем, когда мечтаем о принце или принцессе. Мы поговорим о встрече и о влюблённости, о близости и сексе, о браке и о свободе, и о зависимости в браке, мы поговорим о том, как возникает конфликт, поговорим о том, чем заполнять досуг и как строить диалог, давайте попробуем преодолеть пустоту. Давайте попробуем открыть друг другу секреты, почему же нехорошо человеку быть одному, и как сотворить ему помощника.

Музыка.

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.