войти

«2014.03.14 Педагогическая система Антона Макаренко»

музыка:

00:00: Юлия Запольская - Когда я был мальчишкой;

00:08: Александр Кавалеров - По приютам я с детства скитался (из х.ф. «Республика ШКИД»);

00:27: Юрий Морфесси - Кирпичики;

00:42: Юлия Запольская - Песня заключённого.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

 

СН 2014. 03. 14. 

Александр Геннадьевич Данилин.

Педагогическая система  Антона Макаренко. 

 

Музыка. Юлия Запольская - Когда я был мальчишкой

 

Антон Семенович Макаренко, день рождения которого и Россия, и Украина, и весь цивилизованный мир должны были бы справлять вчера, организовывал и возглавлял колонии для несовершеннолетних преступников. Это были не просто беспризорные, это были дети, которые в нормальном обществе жить не могли: воры, хулиганы, труднее всего всегда было макаренко с девочками-проститутками подросткового возраста.

Ему приводили своих детей родители, когда уже сами были не в состоянии с ними справиться, а он мог. На далее, чем вчера, я слышал мнение о том, что Макаренко - гений, просто гений, обыкновенный отечественный гений, гений педагогики, и поэтому его опыт, несмотря на то, что он сам считал его вполне технологическим, воспроизвести абсолютно невозможно, ну, действительно, в колонии имени Дзержинского он был единственным воспитателем на 600 содержащихся там малолетних преступников, вообще не было коллектива. В школе при колонии были учителя, были инженеры на заводе, но детским коллективом руководил Макаренко, и он был уверен, что дети вовремя встанут с постели и приведут в порядок себя и все помещения коммуны, в которых не было уборщиц; по три-четыре делегации в день приходили в коммуну и проверяли чистоту белым носовым платком и, для сравнение или почему я считаю, что мы как-то совсем забыли и "Педагогическую поэму", и "Книгу для родителей", и вообще, мы забыли, что был такой обыкновенный гений Антон Семенович Макаренко в нашей стране, так вот, например, что касается сегодня российских государственных детских домов и интернатов сегодня, то по официальным данным генеральной прокуратуры, 40 % выпускников совершат преступления и сядут в тюрьму, еще 40% станут алкоголиками или накроманами, 10% закончат жизнь самоубийством, и только менее 10 % выпускников адаптируются к жизни. Я хочу для сравнения напомнить, что среди почти трех тысяч воспитанников  детских колоний под руководством Макаренко неизвестно ни одного рецедива, причем многие исследователи судьбы этих выпускников отмечают, что все они стали счастливыми людьми; подобных достижений удалось добиться воспитанниками и продолжателями, например, Семену Калабалину, его жене, Галине Константиновне, только коллективы под их руководством выпустили в свет порядком семи тысяч человек. 

Тем не менее, сегодня не любят метода Макаренко, а  официальной педагогикой своего времени, 1920-х-1930-х он тоже не признавался, его ярой противницей была Н. К. Крупская. Несмотря на то, что с беспризорностью в стране справиться так и не удалось, в 1928 году метод Макаренко был запрещен к использованию, резолюция была приговором: "предложенная система воспитательного процесса есть система несоветская" - это о колонии М. Горького. Вот сегодня я предлагаю вспомнить А. С. Макаренко, его методы, то, что вы помните про его книги, про его судьбу и личную жизнь, словом, все, что вы захотите сказать об антоне Семеновиче и его системе, надо ведь помнить гениальных людей Отечества нашего!

 Главный вопрос: нужна она нам сегодня или не нужна? Если взять все сочетание того, что я рассказал о детских домах, наши неполные семьи,  огромное количесвто детей, сидящих при материнских юбках и не желающих ни работать, ни учиться, ни участвовать в трудовых процессах,  то можно смело утверждать, что сегодня мы дожили до некой новой беспризорности, и если вы не испугались первых вступительных фраз про то .как "носил я брюки клеш и в кармане финский нож", то вы легко можете представить себе, что эта песенка беспризорных снова входит в моду, и финский нож в кармане у большого количества молодых людей, и как будто по кругу повторяется ситуация и, похоже, нам вновь становится нужен А. С. Макаренко, он же гений, его опыта не повторищь, но все же, каким-то способом, может. это можно сделать?

 

Музыка. Александр Кавалеров - По приютам я с детства скитался (из х.ф. «Республика ШКИД»)

 

Между прочим, если послушать наших детей, даже из состоятельных семей,  не всех, конечно, эта песенка покажется вновь актуальной, это песня из забытого фильма "Республика ШКИД", наверно, старшее поколение помнит этот фильм, а вот младшее - я в этом совсем не уверен, хотя это огромная и важная часть нашей истории, эта история с ее удивительными внутренними циклами, я себе позволю почитать кое-какие фрагменты из того, что писал А. С. Макаренко. 

"Наш теперешний беспризорный  - это не продукт классового распада, а продукт распада семьи. Семья распадается теперь гораздо больше, чем раньше, причин тому много: более свободная форма семьи, более напряденное движение человека в обществе, большая загруженность отца и матери работой, отход женщины от семейной ограниченности, материальные и другие формы противоречий". Это из письма в совнарком Украинской ССР в 1934 году, как вы думаете, не про нас эта цитата? Поэтому, наверное, у меня ощущение, похожее на ощущение нашей постоянной радиослушательницы Ефросинии Иосифовны: 

"Добрый вечер, меня зовут Ефросиния Иосифовна, я из Ленинградской области. Я хотела сказать про А. С. Макаренко. Дело в том, что мы живем в такое удивительное время, когда в эпицентр сходятя все эпохи, и становятся очень понятными все процессы, которые просиходили в нашей стране. Я всеми фибрами души ощущаю и революцию, и 38 год, и то время, когда работал Антон Семенович, и еще я хочу сказать, что какую книгу мы бы сейчас не взяли, какое произведение бы нам не предложили для обсуждения, в каждом я вижу настолько актуальную проблематику и сегодняшний день, и эта книга, "Педагогическая поэма", сейчас у меня нет ее на руках, и я  не могу взвешенно дать анализ этой книги, а могу сказать только свои впечалени яо давнешнем прочтении.

Для меня Антон Семенович - это образец действенной любви к людям, к миру и к детям. Мне кажется, что многие из нас сейчас переживают страх перед жизнью, а вот Антон Семенович для меня просто пример, и я очень хочу научиться этой действенной любви, чего-чего, но страха перед жизнью у него не было. Для меня самые дорогие сцены из этой книги - самые первые сцены, когда он и воспитательницы ищут подход к этим бешеным подросткам, к этой малине, они ищут, как разговаривать с ними, причем дети - это такой материал, который очень сильно чувствует фальшь, и сила духа у Антона Семеновича настолько большая, и его любовь настолько сильная, действенная, что он не только сумел каждому подростку показать, что он нужен этому миру, он сам твердо, трезво стоит на земле своими ногами, Антон Семенович сумел  воспитанников своих, поставить также на ноги, и я бы тоже хотела научиться так трезво, взвешенно, вдумчиво относиться к жизни". 

 

А. Г.: Спасибо, Ефросиния Иосифовна! Здравствуйте, Оля! 

Оля: Здравствуйте, Александр Геннадьевич!

А. Г.: Оля работает школьным психологом, поэтому знает школу изнутри. Так нужен ли нам метод Макаренко? 

Оля: Я не могу сказать... Нам нужен сам Макаренко, личность, а его не вернешь. Я пришла к этому не так уж и давно,  то есть изначально у меня вызывало система и личность Макаренко восторг, преклонение, ощущение чего-то недостижимого в том плане, каких результатов он достиг, его причисляют, наряду с Монтессори к педагогам, оставившим глубокий след в истории науки, 

А. Г.:  ЮНЕСКО в своем решении 1988 года объявили всего четырех педагогов людьми, определившими способ педагогического мышления 20 века, это: Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко. 

Оля: Работая в школе, я очень хорошо понимаю, насколько близко подпускали эти дети к себе, личность подростков на улице, они растут на улице, и это особые дети. Макаренко удивительно точно нашел к ним подход, но подход он нашел именно с точки зрения взаимодействия с собой, со своей гениальной чувствительностью, это на уровне подавления, с одной стороны, подавления зла в этих детях, а, с другой стороны, он нащупал подход к этим детям, чтобы они начали меняться сами, он для них был как сам источник положительного воздействия, но именно он, его личность, на нем все строилось. 

А. Г.: А как же коллективизм? 

Оля: Коллектив он создавал засчет того, что вносил свою невероятную харизму в эту организацию, дисциплина была у него главное, дисциплина и традиции, дети должны быть заняты, эта система работает только тогда, когда личность того, кто создает практически не то что идеальна для воспитанников, но близка к этому. 

А.Г.: А вот, скажите пожалуйста, Оля, нужны  ли эти макаренские принципы коллектевизма и дисциплины?

Оля: И да, и нет, в настоящее время все это очень сложно, сейчас нет такой личности, кто положит свою жизнь ради детей, ради того, чтобы забрать их с улицы и действительно сделать то, что сделал Макаренко, я в это не верю, что найдется хотя бы один такой. 

А.Г.: Я не смог поднять наши реабилитационые центры, потому что сегодня пятница, но вообщето в России порядка тысячи школ пытаются работать по методу Макаренко и несколько реабилитационных центров носят имя Макаренко и тоже пытаются работать, по крайней мере, под его флагом. И все же, что Вы имеете в виду под словом "пытаться", для меня это очень важно. 

Оля: Берется форма. Берется принцип построения коллектива, как его видела Макаренко. Макаренко считал, что дети должны быть заняты, у него дети занимались производством фотоаппаратов, у них было серьезное производство, были свои фермы, производящие животных, сажали огороды. Это была некая структура, которая была иерархична внутри, настолько на сложна была по организации. 

А.Г.: Это очень интересно, но что произошло: когда метод Макаренко в 28 году был запрещен, то спас Макаренко Максим Горький, который приехал в колонии имени себя же самого и использовал свое влияние среди руководства, он спас Макаренко, сделал его штатным сотрудником, Макаренко стал членом ВКП(б) только перед смертью, в 1937 году, и перед собранием, котоое должно было состояться через два дня после его смерти,  то есть он при жизни не был членом партии, сделал его штатным сотрудником, и ему дали новую колонию, имени Дзержинского, и та колония не получила ни копейки от государства, и поскольку помогали им напрямую сами чекисты, они отдавали часть своего жалованья, и хватало его только на половину потребностей колонии, и первые годы колония переживала очень серьезную нужду, но через три года 600 человек и один воспиатель, коммуна отказалась от помощи чекистов, сделала  фантастическую вещь: построила свой собственный завод, и они начали выпускать электродрели на этом заводе, тут поразительная история, потому что это были первые электроинструменты в стране, никто их до этого не выпускал, вот эта колония умудрилась закрыть на время Великой Отечественной войны всю потребность армии в элекродрелях, их даже продавали за границу, значит, потребности армии были обеспечены, а они были жизненно необходимы летчикам. Вскоре после освоения производства электродрелей они освоили выпуск фотоаппаратов "Лейка", тогда это было первое оптическое производство в стране: это триста деталей с точностью до одной тысячной милиметра, для тех времен это просто инновация. Производство было не просто рентабельным, но крайне высоко рентабельным, оно отдавало государству как свою прибыль четыре с половиной миллиона рублей в год, воспитанники получали зарплату, на которубю содержали себя и младших членов коммуны, платили стипендию коммунарам, учившимся в ВУЗах, откладывали деньги на сберкнижки для накопления средств к моменту выхода из коммуны, содержали сами оркестр, театр, оранжерею и самое главное, в 16-19 лет эти дети, бывшие преступники, все как один становились мастерами и начальниками производства.

Вот такая история. Здесь кроется ну просто невозможно не рассказывать: мы все забыли, и я хочу сказать, что при этом предложенная система воспитательного процесса есть система несоветская. Что только не творил Макаренко, это фантастика, потому что они захватывали в колонии Горького в конце 1920-х годов товар и воевали без копейки денег, он обещал оплату, и конкурировали с мужиками-фермерами, они добывли деньги для колонии борьбой с самогоноварением, буквально, хитростью, пронкали в дома самогонщиков и заставляли платить что-то типа взяток, как это не прескорбно, Макаренко действовал так ради того, что он считал самым главным, ради того, чтобы у детей было дело, и ровно за это его и доныне не признают, потому что и по сей день промышленный труд детей запрещен во всем мире, поэтому эта идея Макаренко не прижилась. 

Оля: Мне кажется, Макаренко был праобразом отца для этих детей, он и был отцом, потому что только отец так защищает, так дает опору, так дает им защиту, вдохновение, поэтому они пошли за ним и реализовались. 

А.Г.: Я думал, что никто не догадается, что тема разговора о Макаренко - это прямое продолжение разговора об Эдиповом комплексе по той простой причине, что собственно говоря это было мужское воспитанеие, конечно, Макаренко становился для всех своих колонистов отцом, которого им мучительно не хватало, он делал то, что должен делать мужчина в семье, он придавал смысл вот этому самому внутрисемейному существованию, давая то самое дело, которое считается его преступлением. 

 

Музыка.  Юрий Морфесси - Кирпичики

 

А.Г.: Я решился поставить эту песню, потому что  в своем женском варианте она очень понравилась радиослушателям, а я прочту еще одну цитату из Макаренко, о педагогах:

"Педагоги имеют жалкий вид. В лучшем случае, это люди, насобачившиеся в области своего предмета, которые с раннего утра до позднего вечера гоняют из школы в школу, чтобы побольше заработать. В других  случаях и в большинстве это замученные нуждой, бессилием и семейной обстановкой работники, которые кое-как выполняют свою работу в классе, кое-как удерживаются на своем месте, более -менене удачно обходя склоки и подсиживания; которые ничего не читают, которые кое-как одеты и имеют кое-какую квартиру. Учитель получает жалованье, которое примерно равно жалованью городской уборщицы или дворника, но дворник получает одежду, а учитель - ничего, кроме 100-120 рублей не получает, естественно, на эту работу идет человек, который настолько слаб по своим личным данным, что ни на какую другую работу он уже устроиться не может". (А. С. Макаренко. Из выступления на совещании осветян 1927 года). 

 

Юрий Арсеньевич: Немножко меня рассмешило, что был  один педагог на 600 воспитанников, у нас есть такие примеры, в Книге Рекордов Гиннеса есть один педагог Ким Чен Ын на 20 миллионов воспитанников Северной Керои, но я не о том. система Макаренко - это система самоутверждения, кто Макаренко  педагог или учитель? По моему глубокому убеждению, учитель был один - Иисус Христос, все остальные - педагоги. 

А.Г.: Макаренко ,несомненно, педагогом был, был он и вполне здоровым атеистом, ничего о его религиозных убеждениях неизвестно, более того, он сам считал себя педагогическим технологом и очень возмущался, вот еще одна цитата:

"Почему в технических ВУЗах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать, а ведь не для коно не секрет, что такое сопротивление имеет место. Почему, наконец, у нас нет отдела контроля, который мог бы сказать разным педагогическим "партачам" у вас, голубчики, 90% брака, у вас получилась не коммунистическая личность, а прямая дрянь, пьянчужка, лежебока-шкурник, платите за это, будьте добры, из вашего жалованья". Спасибо. Юрий Арсеньевич, здравствуйте, Людмила Ивановна. 

 

Людмила Ивановна: Я хотела сказать, что помните, по советскому телевидению была такая передача, называлась "От всей души", я не помню о ком была эта передача конкретно, но она спрашивала "кем бы вы хотели, чтобы стали ваши дети", и она сказала, что есть очень много прекрасных профессий, но есть одна профессия - человек. Так вот Макаренко не был педагогом по профессии,  он был педагогом в душе. Эти дети не сами по себе вышли на улиу, их условия жизни заставили. А он из них людей делал.  

А.Г.: Интересно то, что, когда его совсем запретили, он себя педагогом не называл, он называл себя пистаелем, "писатель Антон Макаренко". 

 

Ольга: Большое спасибо Вам за сегодняшнюю передачу, посвященную Антону Семеновичу, в нашей семье хранится фотоаппарат, связанный с детской колонией, хотела бы высказать несколько мыслей. Вы говорите о современности Макаренко, о том, нужен ли сегодня Макаренко, слушая собеседников, я подумала, что, действительно, в перестроечные годы у нас образовалось целое потерянное поколение родителей, вот сейчас уже дети этих родителей сами стали родителями.

А.Г.: Беспризорники - дети беспризорников.

Ольга: Совершенно верно, и еще больше: вот эти традиции, авторитет родительский в воспитании  потеряны, и дети и родители живут в параллельных мирах, мы можем говорить даже об интернете. Я бы хотела отметить еще вот что: говорили о коллективистической направленности, о промышленном труде, Макаренко выдел в каждом личность, я несколько лет назад посмотрела на каком-то сайте, рейтинг наиболее употребимых слов, слово "достоинство" не вошло даже в первую сотню. 

А.Г.: А слово "честь" вообще забыто. 

Ольга: Макаренко видел в каждо из этих ребят личность, и личность с нормальным, здоровым чувством собственногно достоинства будет стараться исправить свою жизнь, он, как мудрый отец, не только опекал и не только защищал, он приподнимал их, дальше ребята летели на крыльях.

А.Г.: Я хочу сказать, что следующая передача будет продолжением разговора о Макаренко, потому что мы не успели еще сказать о самом важном, потому что масштаб его личности уж больно велик, оказывается, несмотря  на то, что как-то мы эту личность стали забывать. В отношении коллективизма: коллективизм Макаренко не считал методом, он считал его естественным состоянием существа человеческого, и в действительности он говорил о том, что истинным объектом для педагогики или истинный объект воспиательной работы не личность, а отношения, он утверждал, что "перед нами всегда двойной объект: личность и общество". Он был абсолютно прав, и большинство психологов - класиков психологии 20 века с ним согласны, он первым писал, что совершенно невозможно вытащить, изолировать личность от коллектива, мы всегда находимся в коллективе и даже сейчас я сижу один в студии, но вместе с тем я нахожусь в вашем коллективе, дорогие радиослушатели. Следовательно, "мы не можем управлять или даже представить себе эволюцию отдельной личности, можно представить себе только эколюцию отношений", в сущности, эту эволюцию отношений мы с вами не видим; а еще, конечно, руководствовался принципом, что в каждом ученике нужно искать хорошее: "хорошее человеке приходится всегда проектировать, и педагог обязан это делать, он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться". Видеть хорошее, а работать с отношениями, чем вам не психоанализ по Макаренко. Продолжу цитировать Макаренко я в следующую среду, а пока попробую вот что сказать о гениальности и вопроизводимости: был такой гений, Мильтон Эриксон, один из величайших психотерапевтов 20 века, никакой особой науки он не создавал, он был личность, которая буквально чудеса делала с пациентами. Пришли два программиста и записали, структурировали то, как работал Милтон Эриксон, получилось НЛП, нейролингвистическое программирование, которого принято сегодня суеверно бояться, это не метод манипуляции, это метод помощи гениального человека, я не могу сказать, что это структурирование породило гениальных людей, породило оно людей очень талантливых, очень помогающих другим людям, а мы почему-то структурировать опыт наших отечественных гениев, понимать, чем и как,  какими методами они работали, никак не хотим, а ведь эти кусочки методов можно включать в современную педагогику, главное понять принципы, структуру этой работы, вот об этом в следующей передаче. 

 

Музыка. Юлия Запольская - Песня заключённого

 

 

 

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.