войти

«2014.03.19 Педагогическая система Антона Макаренко -2. Почему у нас предаётся забвению»

музыка:

00:05: А ну, за дело! (из х.ф. "Путёвка в жизнь");

00:22: Есть у нас смекалка, есть и сила (из х.ф. "Путёвка в жизнь");

00:42: Валентина Левко - А годы летят (из х.ф. "Добровольцы").

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

 

Доброй ночи! Сегодня по телефону 8 (495) 956 15 14 - постоянному телефону прямых эфиров Радио России и программы "Серебряные нити" мы хотели бы продолжить разговор о системе воспитания по Макаренко.

Надо вам сказать, что, как всегда, мы не задумываемся, что система Макаренко возвращается к нам каким-то удивительно странным образом и, как всегда, почему-то с Запада, который мы, как известно, не любим. А вообще-то, попытки организации так называемых "корпоративных мероприятий"  и "корпоративного отдыха", тимбилдинга и пресловутая фраза об умении работать в команде, а также воспитания сотрудника путем повышения его мотивации  - в сущности - искаженные до недоумения понятия из системы педагогики Макаренко, которая на самом деле изменила мир.  

В общем, не очень понимаем, что знаменитая корпоративная и коллективная порука японских фирм во многом основана на системе Макаренко, и после войны, в 50-е годы, в Японии Макаренко переиздавался массовыми тиражами, а теперь очень многие японские фирмы практически построены по лекалам трудовой колонии Антона Семеновича. И одно из последних, не самое последнее, есть замечательное издание собрания сочинений Макаренко полного текста, которое издал педагогический музей Антона Семеновича Макаренко, одно из недавних изданий было спонсировано одной западной косметической компанией, и эта косметическая компания написала в посвящении, что никто другой не сделал так много для процветания нашей фирмы, как Антон Семенович Макаренко.

Вот странно очень все это существует, а сегодня мне хотелось бы продолжить знаете какой разговор, мне бы хотелось понять, отчего же на родине он не подошел: не подошел советской педагогике, самый коллективистский из всех наших воспитателей, не подошел новой демократической России, упорно не подходит и сейчас, и только вот совсем недавно стали раздаваться снова и снова крики о том, что нам нужна педагогика Макаренко.

Что вы помните об Антоне Семеновиче Макаренко, дорогие радиослушатели, почему его систему смогли понять и принять очень многие фирмы на Западе и на Востоке, а мы почему-то никак не можем и не хотим с ней совладать, справиться, как мне кажется, сегодняшнему нашему обществу Макаренко нужен как никогда. Почему он опять и снова нам не подходит, почему мы перестали читать труды Антона Семеновича? Вот этот вопрос я хочу задать нашим радиослушателям. Ну, а что касается песен - раз уж мы начали в прошлой программе с песен из знаменитого советского фильма "Путевка в жизнь", то сегодня мы послушаем еще пару мелодий из этого фильма 1931 года. 

 

Музыка.  А ну, за дело! (из х.ф. "Путёвка в жизнь")

 

С чего хочется начать разговор? Наверно с того, что сам по себе принцип трудовой педагогики, который и вызывает наибольшее возмущение в системе Макаренко, ведь он использовал труд детей, беспризорных, их было много, и как много их стало сейчас в нашей стране, мы говорили в прошлой программе. Стоит вспомнить, что, в общем, практически до второй половины, а то и до конца 19 века Россия не была знакома с таким понятием, как общеобразовательная школа, появилось оно относительно недавно, и если не говорить о дворянстве, купечестве, что касается крестьян, то они не могли пригласить педагогов для воспитания и обучения  детей. Как они учили? То, что мы называем народной педагогикой, сегодня есть такое понятие. Конечно, трудом.

Ребенка во все времена со сколько-нибудь сознательного возраста привлекали к посильному труду, а всякую теорию давали лишь в той мере, в какой требовалось для решения той или иной задачи. Обучение так и шло: от одной полезной для жизни трудовой задачи до другой, и  в общем, конечно, точно также как в системе Макаренко, он всегда говорил о том, что он прислушивался к народной педагогике, то, как правило, никому не приходило в голову  пытаться заставлять ребенка делать то, что у него категорически не получается, на что у него нет природных способностей, например, если у него нет музыкального слуха, то его не пытали, чтобы он пел вместе со всеми. Конечно, и уклоны такой народной педагогики были связаны с представлением родителей о том, чем будет в будущем, в перспективе заниматься ребенок. Понятно, что у кузнецов, пахарей, пастухов, был какой-то свой трудовой уклон в воспитании. Ну вот, собственно говоря,  вот эта вот естественность народной педагогики была повсеместно и радикально замещена вдалбливанием информации, что привело к очень большому количеству всевозможных неприятностей, в первую очередь потому что, как писал Макаренко, "информация без дела не усваивается". 

 

Николай: Александр Геннадьевич, я хотел бы по этому вопросу о трудовом воспитании, деятельности, интересы, как Ленин говорил, надо учитывать, поэтому когда Вы выразились в той передаче, что "напартачил", фактически "испортит" слово есть, исходя из этого слова было произнесено "испортил, напартачил", Вы произнесли неправильно, поэтому я Вам поправочку делаю. Вы сейчас как наш педагог старайтесь дать нам понять, где-то внушить, где-то сами принимаете много интересной информации, мы Вам очень благодарны, так вот, самое интересное, что дети воспитываются с детства как в семье, воспитали нас комммунистами, а мы для этого общества не нужны, имея аттестаты, дипломы с отличием, мы для этого общества как бы белые вороны, очень трудно работать именно в это время. Можно, конечно, организовать свои фирмы, маленькие организации, но это очень тяжело, и кроме того, все равно мы остаемся такими, какими нас воспитали в духе Макаренко, потому как это очень хороший человек, много книг, "Флаги на башнях" можно было бы упомянуть, в общем я считаю, что работу Вы делаете большую, и хочу пожелать Вам, чтобы люди прислушивались к наним, к вашим высказываниям, и, соответственно, общество принимало хорошие планы. 

А.Г.: Спасибо, Николай. Я хотел сказать, что нам позвонил радиослушатель, к сожалению, он не остался в эфире, но оставил сообщение, что "у нас Макаренко никогда не приживется, потому что у нас бандитская страна, а он был честен". А я хочу сказать, что да, вся проблема в том, что, как вы знаете, не прижился Макаренко и при советской власти и, наверно, есть такое тайное подозрение, честно, Николай, не обижатйесь, у меня есть тайное подозрение, что люди, которые по-настоящему чувствовали себя коммунистами, в той системе развитого социализма, которая у нас была построена, не приживались самыми первыми, потому что человеку с законченными убеждениями, как Вы сказали, "прижиться" где-либо очень трудно, потому что он в результате оказывается в таком положении, где он должен либо сделать что-то, чтобы изменить все общество, или отказаться от своих убеждений или сменить их камим-то образом. Здравствуйте, Сергей.

 

Сергей: Здравствуйте, уважаемый доктор Данилин и все его благородные слушатели. Я коротко скажу свое мнение о воспитательной доктрине Макаренко. Воспитательная доктрина Макаренко не прижилась в России именно потому, что во главу угла доктрины Макаренко он поставил воспитание человеческого достоинства, то есть человенк с большой буквы, но в этом Макаренко вступил в неразрешимое противоречие с главным устоем всего русского мира, с тем устоем, который декламировал еще Ф. М. Достоевский, великий русский писатель, этот устой гласит то, что стремление человека к человеческому достинству является религиозным преступлением, это есть главная доминанта всех литературных сочиненией Достоевского, это жидкая крамола, при привнесении которой в любой русской общине, в любом сообществе вас сделают изгоем, но факт от этого не перестает быть. Любой, кто прочитает внимательно сочинения Достоевского, обязательно придет к этому решению. Есть современный способ, предоставляемый наукой, как разрешить это кардинальное противоречие. Просто нужно любому человеку, который хочет развивать в себе чувство человеческого достоинства, принять имплант Крайона, особое речевое обращение...

А.Г.:Спасибо большое, но ипмлантом Крайона мы можем заняться как-то отдельно от Макаренко, поскольку я не думаю, что Антона Семеновича как бы пользовался этим замечательным инструментом. Я хочу сказать, что очень хорошие слова были произнесены, я с ними согласен полностью, есть вещи, которые мы внутренне не понимаем, когда сталкиваемся не только с Макаренко, а с очень многими великими педагогами. Здравствуйте, Юрий. 

 

Юрий: Не буду отвлекаться и скажу примерно следующее: коллектив и воспитанник, личнсть и коллектив - кого поддерживать? Были такие тенденции этой воспитательной идеи, так вот, все-таки Макаренко склонялся к тому, что если личность, слабая,  противопоставляет себя сильному коллективу, то следует, наверно, обществу поддерживать личность слабую, независимо от сильного коллектива, а про то, что "напартачили" - "ПАРТачили" - нагадили от партии. 

А.Г.: Спасибо, Юрий. Я хотел сказать, что на самом деле Макаренко в отличие от очень многих педагогов, которые пытались выбирать или-или, он  считал, что коллектив должен обращать внимание на слабую личность, поскольку только таким способом он может сделать эту личность сильной.

Вот ведь что интересно, говоря о принципах трудового или коллективного воспитания Макаренко мы имеем в виду действительно воспитание социалистическое, а Н. К. Крупская писала ясно: "это несоветская система воспитания", вот что сказала наш замечательный народный корреспондент из Нижнего Новгорода Эльмира по поводу системы Макаренко:

 

Эльмира:Здравствуйте. Много интересного пожно подчерпнуть из книг Макаренко о восптании. Например, меня удивил вот какой факт: Макаренко пишет письмо Горькому, маленький отрывочек из него цитирую:

икаких правил науки просто нет, а длительная беседа с живым человеком обратит его в безобразный труп, мы стали на иную точку зрения: сперва нам нужно было употреблять некоторое усилие, чтобы игнорировать преступление юноши, но потом мы так к этому привыкли, что в настоящее время самым искренним образом  не интересуемся прошлым, мне удалось добиться того, что нам  даже дела характеристик не присылают, прислали нам хлопца, а что он там натворил, украли или ограбил - просто никому не интересно. Это привело к поразительному эффекту: давно у нас вывелись разговоры между хлопцами об их уголовных подвигах, всякий новый колонист со стороны всех встречает один только интерес - какой ты товарищ, хозяин, работник, пафос стремления к будущему совершенно покрыл все отражения ушедших бед".

Вот что я думаю по этому поводу. Таких колоний имени Горького с его бодрым и жизнерадостным тоном, который так ценил и поддерживал Антон Семенович Макаренко с другими воспитателями, становились для попавшего в нее ребенка нулевой точкой, новой маткой, печкой Бабы Яги, перерождающей его заново. Темное прошлое отсекалось, оставалось только бодрое и радостное настоящее и такое же светлое будущее, которое хотелось строить вместе с другими. Ребенку верили заранее, не пытаясь узнать подробности его прошлой жизни, и ему очень хотелось стать лучше. Думаю, что и родителям такой пример очень полезен, и его тоже можно взять на вооружение: не припоминать своему ребенку прежних ошибок, плохих поступков, не укорять за них, двигаться дальше в созидательном настоящем в совместном радостном труде, игре, общении, тогда, может, быстрее начнутся позитивные изменения. А вообще, если кратко, то основне принципы воспитания Антон Семенович Макаренко перечисляет так: "я сторонник специальной воспитательной дисциплины, которая еще не создана, но которую именно у нас, в Советском Союзе, создадут. Основные принципы этого воспитания: 

1. Уважение и требования 2. Искренность и открытость 3. Принципиальнсть 4. Забота и внимание, знания. 5. Упражнения 6. Закалка. 7. Труд. 8. Коллектив. 9. Семья, первое детство, количество любви, мера суровости. 10. Детская радость, игра. 11. Наказания и награды". (Что значит воспитать ребенка //  А. С. Макаренко. О воспитании).  

 

Музыка. Есть у нас смекалка, есть и сила (из х.ф. "Путёвка в жизнь")

 

А. Г.: Продолжаем разговор об Антоне Семеновиче Макаренко и его системе воспитания, здравствуйте, Ирина Сергеевна. Нет Ирины Сергеевны, прошу прощения, здравствуйте, Галина Степановна. 

Галина Степановна: Здравтсвуйте, я воспитывалась в детском доме 1942 по 1954 год, несколько директоров пережила, и где-то в 51-52 году у нас был директор, который воспитывал нас по системе Макаренко. И эти два-три года были самые лучшие годы из всех тех, которые я прожила в детском доме. У нас была очень высокая дисциплина, и с нами считались, хотя мы были детьми, учились в школе, но каждый из нас чувствовал себя человеком, до этого нас могли не допустить до обеда или ужина, когда пришел новый директор и эту систему внедрил, все почувствовали себя совершенно по-другому. У нас уже не было таких грубых наказаний, то есть нас перестали физически наказывать, но у нас, конечно, были наказания, у нас были отряды, у нас все были дети войны, у всех погибли на войне родители; у нас были отведены часы для труда, для занятий спортом, занятий культурой, все было по часам. Если была какая-то провинность, кто-то получил двойку, например, то нас физически не наказывали, но давали дополнительный наряд вне очереди, какую-то работу. То есть вот эта система, которую я сама испытала на себе, помогает почувствовать себя человеком, она не унижает, а воспитывает и к труду, и хорошие качества в человеке вырабатывает. Потом, когда этого директора почему-то убрали от нас, пошла совсем другая жизнь: начались драки между самими воспитанниками, больше хорошей жизни я не видела, хотелось только быстрее выйти из детдома. 

А.Г.: Спасибо большое, для нас это тоже невероятно важно, Галина Степановна, я вот что хотел сказать: даже близко не прикоснешься к системе и к ее структурированию, как мы говорили в прошлый раз, однако тут вот что очень важно: первое и главное: Макаренко и все люди, которые пытались когда-либо работать по системе Макаренко у нас или за рубежом, если вы обратили внимание на великую цитату, котору прочла Эльмира:  мы "не интересуемся прошлым, мне удалось добиться того, что нам  даже дела характеристик (из НКВД) не присылают, прислали нам хлопца, а что он там натворил, украли или ограбил - просто никому не интересно.  Это привело к поразительному эффекту"; понимаете, какая штука: мы с вами хотя бы даже в борьбу с наркоманией, мы как-то заранее считаем, что это приговор пожизненный, и приговором в нашей стране стало само понятие психической или душевной болезни, хотя приговором такое заболевание и проблемы не являются, а Макаренко все время доказывал, что, если вы вообще беретесь кого-то воспитывать, а в сущности вся психотерапия, вся психология - формы воспитания человека, то вы вот об этом самом его прошлом должны забыть, потому что вы должны увидеть будущее, и обязательно будущее хорошее.

Вот как-то сегодня постоянно забывают об этом как бы изначальном посыле Макаренко о том, что те преступления, которые совершил подросток, их не нужно принимать в расчет, о них даже не нужно вспоминать, а мы с вами, вся наша культура, все наше государство, сегодня построено на том, что мы помним все преступления своим детям,  вот только преступления своей истории мы помнить не хотим, а вот преступления, болезни, проступки детей мы помним, и вот этот самый принцип работы Макаренко, принип работы на перспективу, то есть его, между прочим, исследователи структурировали, только этих исследований тоже никто не читал, почему я пытаюсь это втиснуть в рамки одной-двух передач, я хочу сказать, что у Макаренко человека формирует цель, и принцип действия Макаренко - это принцип усложнения цели, а Галина Степановна из Белгорода только что говорила нам, что никогда ей не было так хорошо, как вот в этих самых отрядах Макаренко.

Можно говорить о самых разных вещах, давайте я немного поцитирую: "это очень важно, мы не умеем внутренне различать коллектив - это не толпа, это объединение единомышленников; единомышленники собираются вокруг общей цели действий, настоящий коллектив именно поэтому обладает большой созидательной силой, но в то же время ни в коем случае нельзя впадать в крайность, когда коллектив начинает топтать личность ченловека или начинает низводить человека до положения винтика. Надо помнить, мнение большинства не всегда означает истину, если мнение коллектива начинают навязывать каждому его члену, коллектива уже нет, а есть небольшая кучка авторитетных людей, которая по тем или другим причинам начинает манипулировать и использовать мнения большинства, часто подтасованное в каких-то своих корыстных целях. Коллектив рождется там, где между людьми завязались хорошие отношения, дружба и взаимопомощь, взаимное доверие и уважение к каждому членку коллектива, построенное на общности труда и целей, а если этого нет, то нет и коллектива, есть просто сборище равнодушных друг к другу людей, то есть толпа или преступная банда". 

 

Ирина Георгиевна: Я давно читала "Педагогическую поэму", очень даже давно, но у меня в памяти осталось такая иллюстрация: было время, когда колонисты голодали и подворовывали, для них это ничего особенного не составляло, и вот уличил Антон Семенович одного колониста и привел такой метод: выстроил отряд и к этому парню предъявил претензии, мол, ты воруешь, другие не воруют, на вот тебе буханку и ешь. Этот парнишка говорит: "Антон Семенович, да как же, да разве я могу, да я больше не буду"; я не помню, что он говорил, он оправдывался и впоследствие этим ремеслом никогда не занимался. Прошел год или два, у него точно такой же случай, и он решил применить тот же самый метод: выстроил отряд, вызвал этого товарища и говорит ему: "возьми буханку, ешь", и он отламывает, ест, не торопится, весь отряд воодушевился, видит борьбу между Антоном Семеновичем и этим парнем и даже встает на сторону этого парня. Я хочу сказать, что Антон Семенович был ищущим педагогом, они с колонистами обтесывались друг об друга. 

А.Г.: Спасибо Вам, я хотел сказать, что сейчас речь идет о воспитании, и очень часто это слово упускают из разговора о Макаренко, упускают совсем о той самой ситуации, которую он называл коллективной ответственностью. Когда мы в прошлый раз говорили, кто-то из слушателей очень удивлялся: как это - один воспитатель на 600 человек малолетних преступников украинской колонии НКВД, как это один воспитатель.

А он ловил их по одному, бегающих в коридоре и давал им ответственность, какое-то дело, за приближающуюся проверку, чистоту, банальную ответственность; он вдруг поймав в глазах подростка огонек интереса, сразу начинал ему доверять и давал какое-то, пусть небольшое, поручение. И вокруг этой зоны ответственности вдруг начинал формироваться организованный коллектив, и это смотрелось как чудо, но это всего лишь то чудо, о котором мы много раз говорили в "Серебряных нитях", о том, как человека формирует ответственность, о том, что личность с точки зрения внешнего мира, с точки зрения общества, с точки зрения людей, которые ее окружают, представляет собой то, за что она, эта личность, отвечает.

Да, Макаренко использовал вовсе принцип, хорошо знакомый каждому из нас с детства - "один за всех и все за одного", этот принцип он очень тщательно проработал, и за проступок одного отвечала вся группа, весь отряд, а каждый отвечал за то, чтобы отряд выполнил свое задание. Коллектив у Макаренко был заинтересован  дисциплине, это значит, что ребята должны сами участвовать в установлении границ дисциплины, то есть самое главное - это общее собрание, где все вместе решают, как делать и как будет для дела лучше. Самое интересное, что таких эпизодов самосуда, ни одного такого эпизода не было известно к колонии Макаренко, потому что этот принцип взаимной регуляции личности и коллектива, мы все время роняем его в какую-либо сторону: либо в сторону личности, либо в сторону тупого подчинения коллективу. 

 

Михаил: Вот такой вопрос: Вы сказали, что Макаренко был неактуален в советское время, мы с Вами не согласны, потому что в 60-70-е годы, когда мы учились, Макаренко был очень актуален, сейчас он действительно неактуаен, потому что сейчас капиталистический строй, в советское время, когда был социализм, он был очень актуален вместе с Луначарским, мы это изучали в школе. А сейчас Вы сказали несколько тезисов Макаренко, действительно, сейчас они полностью неактуальны.

А.Г.: Спасибо большое, на самом деле, проблема вся в том, что не бывает неактуальных сейчас тезисов, те исследователи, которые говорят, что Макаренко был плодом системы Макаренко, а система Макаренко была плодом такой социальном структуры, как НЭП - новой экономической политики, а совсем не большевистской хозяйственной уравниловки, и самое главное доказательство того, что Макаренко абсолютно нужен сегодня, нужен чему-то высшему, а не реально существующему, именно потому что его деятельность его коммун беспризорников была невероятно эффективная,  или просто чудеса экокномические делали на самом деле, работали не просто на самоокупаемость, а с колоссальной прибылью, с колоссальным эффектом, и куда уж более актуальная проблема, чем Макаренко для сегодняшнего дня, когда фактически мы сталкиваемся с новой и массовой беспризорностью, когда родители не хотят воспитывать, когда результаты воспитания в детских домах такие, что лучше бы их не было совсем.

И, конечно, проблема в том, что почему не принимала советская система, потому что сам существование коммун Макаренко оказывалось наглядной и убедительной критикой большевизма со ставшей наконец понятной каждому человеку хозяйственно-экономической стороны, потому что вообще любая система эффективного воспитания не может быть воспитанием прощелыги, воспитанием вора, воспитание казнокрада, любая система педагогического воспитания как система представляет собой некую социальную утопию, господа, поэтому Макаренко не очень хотел, чтобы разъезжались его колонисты, он хотел, чтобы вокруг колонии строились поселения, люди обзаводились семьями и оставались здесь жить; он строил государство в государстве, и государство это чувствовало и действительно, чистая правда, что система Макаренко не могла работать без подлинной, настоящей демократии, которой не было тогда и, в общем, нет сейчас, это тоже понятно, и как бы как только начинают строить какую-либо педагогическую систему люди, они строят утопию, которая никак не совпадает с государством.

И это, наверно, хорошо, потому что эта система создает людей, которые могут какие-либо недостатки и бывшего у нас государства и государства нынешнего, наверное, изменить, потому что она наделяет людей правом развиваться, меняться и принимать ответственность на себя. Вот что такое система А. С. Макаренко, поэтому, мне кажется, надо больше читать, думать и говорить об этом. 

 

Музыка Валентина Левко - А годы летят (из х.ф. "Добровольцы")

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.