войти

«2015.01.08 Экстаз, к которому мы стремимся»

музыка:

00:02: Billy Joel - Maybe I'm Amazed;

00:21: Billy Joel - Live and Let Die;

00:37: Corinne Bailey Rae - Bluebird.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

 

Доброй ночи! Наверное, к концу рождественских  праздников в нашей стране происходит одна обща вещь: мы начинаем испытывать разочарование в пьянстве, согласитесь, это именно так, и, может быть, сейчас самое время поговорить о том, что пьянство подменяет, что такое настоящий, подлинный экстаз, к которому мы стремимся, что это за чувство, до которого хочет добраться человек, но никак не может этого сделать, и для простоты предпочитает во время праздников не любоваться прекрасным, а пить?.. Что такое настоящий экстаз? Вот тема нашего сегодняшнего разговора. 

 

Музыка. Billy Joel - Maybe I'm Amazed

 

Ровно 125 лет назад, в январе 1890 года на русском языке вышла книжка итальянского профессора, антрополога и одного из основателей научной психологии Паоло Мантегацца "Экстазы человека", и помнит ее ныне только книголюб, однако как бы нам не помешало вспомнить эту книгу. Профессор Мантегацца 125 лет назад  описывал, что такое подлинный экстаз и его отличия от гипноза, наслаждения и опьянения, он описывал экстазы материнской любви, экстазы любви ребенка, экстазы дружбы, религиозные экстазы, экстазы любви к Отечеству, большая глава этому посвящена; он описывал эстетические экстазы, экстазы, которые человек испытывает при виде картин природы и произведений искусства; он описывал экстазы, вызываемые цветами, наверно, совсем забытый вид экстаза, я имею в виду живые, настоящие цветы. Конечно, он описывал музыкальные экстазы и экстазы мысли, экстазы человеческой фантазии, а в них - бездны глубины и высоты, он писал о ничтожном и о громадном, фантастических  полетах во сне и наяву, он описывал экстазы красноречия  Блаженного Августина, он описывал экстазы оратора и его слушателей, он описывал экстазы борьбы и могущества, он  описывал экстазы творчества от Моисея до Дарвина, а в  конце книжки он писал, по-моему, абсолютно замечательные слова:

"Не будем же посылать проклятий жизни, если она способна одарить нас столькими аффективными эмоциональными, эстетическими, интеллектуальными экстазами. В жизни каждого человека бывают минуты, которые стоят столетий, и воспоминание о которых наполняет сладким блаженством всю нашу жизнь. Не будем проклинать никаких экстазов: ни религиозных, ни интеллектуальных, ни мистических, ни эмоциональных;  преклоним колена пред всеми высотами, если мы не в состоянии взобраться на все вершины, то будем хотя бы созерцать их влюбленным оком из глубины долин. Не будем проклинать никаких экстазов и не станем завидовать тем, которые их сипытывают, будем лучше искать их самостоятельно, потому что кадый из нас способен взобраться на какую-нибудь вершину мысленных Альп. Ни одному человеку никогда не было отказано в солнечном луче, или в часе его собственного экстаза. Природа создала нас столь различными по цвету и силе, по уму и красоте; протянем же друг другу руки, заключим священный союз нравственного альпинизма и позаботимся о любви, любви, которая заключалась бы в обожании идеала духовной высоты". 

Но ведь, действительно, если жизнь способна одарить нас минутами экстаза, может быть, мы не будем слать ей столько проклятий, и, может быть, тогда жизнь каждого из нас станет чуточку лучше, потому что если мы не умеем чувствовать и понимать, что такое экстаз, то мы прибегаем все больше и больше к химическим формам удовольствия. 

Наша постоянная радиослушательница Екатерина сказала об экстазе: "Я посмотрела в интернете, что такое религиозный экстаз, его часто путают с религиозным исступлением, последнее, это когда человек повторяет заученное действие, например, отдают поклоны, а религиозный экстаз может выглядеть как танец: "в экстазе танцуют, тело движется спонтанно по силовым линиям, а не по заранее известному рисунку, религиозный экстаз наступает, когда человек взламывает рамки рацио и возвращается к своей истинной природе, он в этот момент не отделен от мира, о всем своим существом ощущает его сакральную сущность, божественное начало пронизывает его и руководит им". Это ощущение знакомо мне по занятиям ушу, на которые я ходила в 90-е годы. У нас после физических нагрузок и дыхания некоторые практиковали такие танцы. Тренер очень громко включал красивую музыку, наверно, кришнаитскую, некоторые женщины пытались двигаться, отключая ум, каких-то духовных целей (получения откровения и тому подобных) мы не преследовали, просто учились отключать ум. Многие из нас имели интеллектуальные профессии, и мы приходили на тренировки после работы с загруженными головами от забот и хлопот, не на всех тренировках я могла добиться ощущения "отключения головы", но если у меня получалось, я шла домой полностью отдохнувшей и заряженной энергией, которая помогла мне пережить непростые 90-е годы". 

В общем, понятно, и я думаю, что Екатерина это знает, что  если очень увлекаться "отключением головы", оно может стать вредным, в химическом или не химическом виде, оно все равно превращается в что-то наподобие наркотика, если не имеет цели, так устроена человеческий экстаз, что опустошение головы, о котором говорит Екатерина, человеку нужно тогда, когда он много и напряженно этой головой работает, вот тогда в экстатическом опустошении головы, действительно, можно обнаружить новую мысль, вся беда заключается в том, что мы очень любим заниматься "опустошением головы" ради "опустошения головы", совсем не задумываясь, так ли она у нас плотно наполнена, эта самая голова, или душа человеческая, для того, чтобы возникла необходимость ее отключить. 

Вот что рассказала об экстазах наша постоянная радиослушательница Женя: 

"Экстаз в переводе с греческого - "выход из статики", то есть нечто статическое при этом разрушается. У индийского мыслителя Кришнамурти в записных книжках есть такая запись: "Разрушение жизненно важно, не разрушение зданий и вещей, а всех психологических приспособлений и защит, богов, верований, зависимости от священников, прошлых переживаний, знаний и так далее. Без разрушения всего этого не может быть творчества и созидания, только в свободе происходит созидание; другой не может разрушить эту защиту за Вас, Вы сами должны отторгать и уничтожать ее своим самопознанием. Революция, социальная или экономическая, способна изменить только внешние состояния и обстоятельства в расширенных или суженных пределах, но это всегда будет оставаться в пределах ограниченного поля мысли, для полной революции мозг должен полностью отбросить весь свой внутренний скрытый механизм авторитета, зависти, страха и тому подобное". Речь идет о разрушении психологических статических конструкций, и тогда, по словам Кришнамурти, проявляется то необъятное и неизмеримое, что не имеет названия. Все мы хотя бы раз в жизни это состояние испытывали, хотя бы в детстве. Безусловно, бывают в жизни человека встречи, которые этому способствуют; опьянение алкоголем или химическими веществами представляют собой неудачную попытку это состояние снова пережить. Например, Кришнамурти, беседуя с человеком, обычным, ничем не примечательным, который внезапно испытал экстатическое переживание и хотел бы во что бы то ни стало это состояние снова вернуть и повторить, и для этого он пробовал принимать наркотики, но от наркотиков он получил только бледный суррогат самого переживания, то есть этот человек создал у себя в памяти некую статичную модель экстаза, основанную на своем прошлом переживании, он не хотел от этой модели отказываться, а наоборот, хотел испытать это состояние снова и снова, и тем самым еще больше укрепить и зафиксировать эту модель. Кришнамурти объяснил ему, что пока он держится за эту статичную модель, никакого нового экстаза и озарения быть не может". 

 

А. Г.: Возможно, дело в статичных моделях, но вот этот самый человек, с которым беседовал Кришнамурти, он ведь в  действительности использовал экстаз только лишь как удовольствие. Вот эта самая попытка использовать экстаз,  выход за свои собственные пределы, выход за пределы своей обусловленности, действительно, как говорит Женя, выход к свободе, но  проблема вся заключается в том, что этот выход должен быть нужен зачем-то, иначе там, на свободе, вместо творчества человек может чего-нибудь натворить, и вот эти два слова, "творить" и "натворить" - как две стороны одной медали, посередине которых находится экстаз, но дело не только в этом, дело в том, что эта статичность,  этот повтор является и разочарование в этой статичности, наступающее периодически, возникает как раз из-за того, что человек пытается использовать экстаз, ощущение безумного наслаждения и радости, которое вдруг охватывает его при виде чего-то, во время встречи с чем-то или с кем-то исключительно как источник удовольствия, именно для этого его хочется повторить. И вот это повторение раз за разом постоянно приводит к разочарованию, потому что сила экстаза, к удивлению человека, пытающегося его повторить, начинает слабеть и слабеть, как слабеет сила любого наркотика. Наверно, все-таки главная проблема заключается в том, что экстаз, эти редкие моменты, когда вдруг человек может покидать пределы отпущенного ему жизнью, судьбой, его собственными поступками, его родителей, его государством, его образованием, человеку нужно использовать, чтобы что-то понять, для того, чтобы создать что-то свое, для того, чтобы совершить некое духовное усилие, а человеку не хочется совершать усилий, ему хочется расслабиться, ему кажется, что он уже достаточно усилий совершил на работе, в той жизни, и он пытается использовать даже тот экстаз, который он получает тем самым путем, которые я перечислял: экстаз, который он получает в театре, на концерте, при виде природы, он все равно пытается его использовать только лишь как отдых, только лишь как удовольствие, а не для того, чтобы работать. 

В наших разговорах есть еще задний фон, наша музыкальная подложка, которая тихонечко звучит за моим голосом, вообще говоря, Женя говорит о том, что экстаз - это разрушение всей обусловленности, и вместе с этим это не так, именно поэтому для иллюстрации экстаза я ставлю каверы Маккартни, но в самом состоянии экстаза, в тех мыслях и ощущениях, которые приходят в этот миг, человек должен что-то для себя узнать, он должен почувствовать что-то для себя знакомое и экстаз - это что-то, что появляется как будто из воспоминания. 

 

 Музыка. Billy Joel - Live and Let Die

 

Вот так Билли Джоел однажды услышал Пола Маккартни, но что-то в этих неожиданностях есть, действительно затрагивающих душу меломана.

 

Татьяна Алексеевна: У меня дома живет коза, Новый год я встретила с ней в одной комнате, украшенной под Новый год, а Рождество в вертепе настоящем: сено, коза, в общем, я нахожусь в экстазе, потому что все идет удачно. Завтра внуку 10 лет, юбиляр, и я занимаюсь выпечкой лепешек для "Наполеона", это мое фирменное блюдо, пеку почти с детства. Но тесто - это такая штука, миллион раз будешь делать, одни и те же компоненты, но каждый раз по-разному, очень много зависит от настроения. Вот сейчас у меня настроение хорошее, вижу, что тесто получаются прекрасным, представляю, как завтра за застольем все собравшиеся будут ахать, какой вкусный у меня торт получился, будут хвалить, облизываться, и все это мгновенно исчезнет со стола - я в экстазе, и желаю всем таких удач - маленьких, но поднимающих настроение. 

А. Г.: Экстазы жизни с козой и от изготовления потрясающей выпечки еще не описаны итальянским профессором Паоло Мантегаццо, я думаю, Татьяна Алексеевна, мы их еще опишем, мы имеем возможность сделать целый вклад в науку об экстазах. 

Вот какими экстазами поделилась наша постоянная радиослушательница Вера. 

"У меня есть два музыканта, концерты которых вызывают у меня экстаз: это гитарист Дидюля и гениальный балалаечник-виртуоз Алексей Архиповский. Я раз в год обязательно хожу на концерты каждого  из них, первое впечатление было таким прекрасным, что я боялась идти во второй раз, боялась разочарования. Но потом сходила, побеседовала с каждым из них за кулисами, сходила во второй раз и поняла, что просто не имею права упускать возможность еще раз и еще раз прикоснуться к этому чуду. На концерты этих музыкантов я иду как на шаманское действо, то, над чем я уже несколько лет кропотливо работаю в тренинге "Волшебный остров", я  вдруг будто делаю скачок, просто прорыв в новую реальность, вплоть до того, что выйдя с концерта, я не могу узнать свой родной город: я вижу другие дома, другое освещение, другие улицы, то есть мир изменился: все другое. Каждый концерт помогает мне сделать большой шаг к самой себе, я настолько доверяю этим музыкантам, что даю себя вести, куда они захотят. У меня каждый раз ощущение, что в каком-то стремительном полете я пролетаю через причудливые и прекрасные миры, и когда я возвращаюсь, то мой мир совсем уже не тот, из которого я улетала: и люди, которые со временем становятся гораздо более привлекательными. 

 

А. Г.: Вот вам и все секреты экстаза: когда человек напряженно работает в собственном воображении, не так важно, это наш тренинг, о котором говорит Вера, или это какая-то другая работа, но в тех самых экстазах, которые дарят Вере музыканты, любимые нами и "Радио России" и, я надеюсь, хорошо знакомые вам, наши радиослушатели, то вдруг и происходит тот самый прорыв за свои пределы, и мир вокруг тебя оказывается прекрасным,  однако нету этой самой внутренней работы, работы воображения, даже работа музыканта теряет свой смысл. Вопрос в том, мы тратим какие-то усилия души для того, чтобы пробиться к экстазам, или нет, наверное, о совершенно неожиданном примере экстаза, об экстазе в сновидении рассказывает наша постоянная радиослушательница Ирина, и она тоже открывает самые глубокие тайны экстаза. 

 

Ирина: Экстаз... Рядом с этим словом много похожих: опьянение, кстати, оно бывает не только от химических веществ, бывает и духовное опьянение; кайф, исступление, эйфория, и, честно говоря, я пытаюсь словами нащупать между ними разницу и ничего не получается. Экстаз чем-то неуловимо отличается от всех этих переживаний. Несомненно, во всех этих состояниях и выход за собственное самоограничение, и ликование, и радость, не зря же мы все это ищем; в опьянении алкоголем - самый простой способ это все получить, что же есть в экстазе такого, чего нет в опьянении и эйфории?

Я решусь рассказать об одном моем давнешнем сне: у меня не очень много подобных снов, но опыт, пережитый в них, забыть уже почти невозможно. итак, мы в школе, нас трое: я, мой брат и мой друг, мы спускаемся по лестнице с четвертого этажа, это моя родная школа, и мне здесь все знакомо, я иду чуть сзади молодых людей и недоумеваю, что мы здесь делаем, мы ведь ее все давно закончили; они о чем-то увлеченно говорят, я прислушиваюсь, мне это тоже интересно, но они идут все время впереди, а я по пути еще и отвлекаюсь на какие-то мелочи, так что постоянно что-то пропускаю;  мы уже на первом этаже, молодые люди сворачивают налево, в раздевалку, школа пустая, кроме нас никого нет, но меня опять что-то отвлекает, когда я в нее захожу, мои спутники уже где-то в ее середине. Неожиданно мои спутники, вместо того, чтобы идти в вестибюль, откуда был выход на улицу, встают на подоконник и выходят в окно. Ну правильно, так быстрее, думаю я, а то еще придется спортзал обходить, и тоже подхожу к окну, но оно закрыто, причем не прикрыто, а закрыто основательно, ох уж и окна в старых зданиях с плохо пригнанными друг к другу рамами, с трудом открывающиеся и закрывающиеся, не зря их меняют сейчас на стеклопакеты; вот я стою перед этим окном, которое не могу открыть. Я кидаюсь к другому - оно тоже закрыто, и рядом тоже закрыто. Я смотрю на моих спутников, они уже подходили к  дороге, что шла вдоль школы, мало того, откуда-то еще взялся туман, и переулки, выходящие к этой дороге, уже совсем были не видны, и я понимала, что, если бежать через вестибюль к выходу, а затем огибать спортзал, то  я точно потеряю своих друзей: я просто не смогу найти, в какой из переулков они ушли. Я отчаянно кричу: "Подождите меня! Подождите!" и все пытаюсь открыть окно, но они меня не слышат, и окна не поддаются, отчаянье и смятение достигают предела, как я слышу за собой голос: "Успокойся и проходи сквозь стекло". Я в каком-то недоуменном ступоре отвечаю: "Я не умею проходить сквозь стекла". "Умеешь, ты это делала не раз, только успокойся и соберись, вспоминай, как ты это делала". Я кладу руки на стекло и нажимаю, но понимаю, что если буду дальше нажимать, то просто разобью стекло и порежусь, я встаю на подоконник и прижимаюсь к нему всем телом, но ничего не происходит. Я чувствую плотность и прохладность стекла, чувствую преграду, я смотрю сквозь стекло - друзья почти скрываются в тумане, и тут я вспомнила, как проходить сквозь стекло, именно вспомнила, и начинается какая-то странная трансформация моего тела, структура тела менялась, клетка менялась, так я ощущала все во сне, я ощущала структуру стекла внутри моего тела, я ощущала сущность стекла, поэтому знала, как ее преодолеть; при выходе за стекло тело вновь вернулось в обычное состояние. И вот тут возникло внутреннее ликование: "Я это сделала!" Невероятный восторг, невероятный подъем; добралась до своих спутников и на этом проснулась, проснулась с потрясающим ощущением внутренней силы. Вряд ли можно испытывать экстаз во сне, мне думается, что это возможно только в бодрствующем состоянии, но думаю, что сама суть экстаза в осознавании преодоления стекла, или преграды, чего-то подобного, после чего наступает эйфория, или опьянение, или кайф; сам экстаз - момент преодоления той преграды, что мешает чему-то важному: пониманию, творчеству, как правило, на это преодоление не хочется тратить усилия, а хочется сразу в кайф, в эйфорию, и для этого используются всевозможные опьяняющие средства

 

А. Г.: Опьянение - это попытка сбежать от преграды, а экстаз - это воспоминание о том, что ты знаешь себя, знаешь природу этой преграды. Экстаз - это встреча, с чем-то, что каждому кажется смутно знакомым, ведь дело не в блестящих музыкантах Дидюле и Архиповском, дело в том, что для Веры их музыка - это часть ее души, не только для Веры, конечно, она, приходя на концерт, узнает ее как отзвук своей собственной души, умеем мы это не очень хорошо, поэтому слушаем музыку. 

 

Музыка. Corinne Bailey Rae - Bluebird.

 

 

 

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.