войти

«2015.06.30 Внутренняя двойственность -2»

музыка:

00:07: Иван Кучин - Судьба-злодейка;

00:27: Татьяна Буланова - Скажи мне правду, атаман.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

Доброй ночи! О странной двойственности мы продолжаем разговор в программе "Серебряные нити". Как бы завершая, может быть, разговор о двойственности царя Ивана Грозного, когда Грозный приблизился к городу Новгороду, "новгородцы не узнали об этом раньше, чем он находился на расстоянии мили от города, тогда они стали кричать, что наступает Страшный суд" ( Таубе, "Послание").

В том же послании рассказывается о казни удельного князя Владимира Андреевича: "Я должен, к сожалению, умереть, но не хочу убивать сам себя", - говорил жене старецкий князь, она же отвечала: "Ты должен принять смерть и выпить яд, ведь делаешь ты это не по своей воле, ведь убивает тебя своею рукой тот, кто дает его тебе пить, и убивает и душит тебя царь, а не какой-либо палач, и Бог, справедливый Судия, с него потом взыщет твою невинную кровь в день Страшного Суда. Когда же, выпив яду, погибли и князь, и его жена и его дети, многие  знатные женщины воскликнули: "Ты - кровожадный убийца нашего благочестивого невинного господина, мы не желаем твоей милости, и гораздо лучше жить у Господа Бога на небе и кричать о тебе до дня Страшного Суда, чем оставаться под твоей тиранской властью!"; но царь жестоко расправился с ними: сперва их для постыдного зрелища травили собаками, а затем они были расстреляны и вилами растерзаны на куски, и части их тел оставили лежать непогребенными под открытым небом птицам и зверям на съедение, а дальше, разграбив и опустошив Новогород, царь Иван двинулся к Пскову, и весь город молил о том, чтобы беда прошла мимо. Говорят, что, войдя в город, Иван Грозный захотел получить благословение юродивого, блаженного Николая Псковского. Он пришел в келью юродивого, прежде чем грабить город, а Николай протянул ему в качестве угощения кусок сырого мяса. Царь Иван сказал ему: "Я христианин, и в пост мясо не ем, на что, по преданию, блаженный ответил: "Как не ешь? Ты же пьешь кровь человеческую!"

Иоанн все-таки приказал снять колокол с главного псковского собора, пока колокол снимали, умер его любимый конь, и царь вспомнил слова блаженного старца и в страхе  спешно покинул Псков, так святой юродивый Николай и спас город, но, наверно, кто-кто, а псковичи точно знают это предание. Вот так, пост соблюдал, мясо не ел, а юродивых боялся, больше всего, говорят, боялся московского юродивого, в честь которого москвичи прозвали навсегда Покровский собор храмом Василия Блаженного, который всегда голышом ходил по улице.

Видимо, царь боялся юродивого, как сейчас боятся психологов и психиатров, боялся, что он увидит его насквозь, на самом деле, не чувствует царь право своего убивать с опричниками половину земли русской и, наверно, боялся, что Василий увидит, но это мои домыслы, так или иначе; страсть к убийству царь пытался объявить святостью, исполнением Страшного Суда, "святое" дело творил он и его опричники, и вот это как-то страшно и навсегда сошлось, эти две половины: святость и страшный, смертный грех, который вроде как принимал на себя царь, чтобы всех спасти, и это страшная тайна, хранящаяся в глубине русского духа. И я думаю, что вот эта самая наша коренная идея о том, что жизнь-копейка, наверно, тогда и родилась, она по существу апокалиптическая, но до сих пор она остается одной из самых популярных тем русского городского романса. 

 

Музыка.

И. Кучин "Судьба-злодейка"

 

Про это, в общем, конечно, весь Достоевский, так в "Дневнике писателя": "Ясно и понятно до очевидности, что зло таится в человеке глубже, чем предполагают лекаря-социалисты, что в никаком устройстве общества не избегнете зла, что душа человеческая останется та же, что ненормальности и грех выходят из нее само собой, и что, наконец, законы человеческого духа  еще столь же неизвестны, столь неведомы науке, столь неопределенны и столь таинственны, что нет и не может быть еще ни лекарей, ни судий окончательных, а есть Тот, Кто говорит: "Мне отмщенье, и Азъ воздам". 

Кстати, зло, и даже дьявол у Достоевского - это не какая-то сверхъестественная внечеловеческая сила, он называл это зло "силой насекомости", мелких, необузданных, неодухотворенных страстей, которые прячутся внутри человека и которым он все время для оправдания себя, как царь Иван, пытается придать какие-то божественные наименования. 

 

 

Владимир: Вы продолжили разговор про царя Ивана Грозного, по моему личному мнению, царь Иван Грозный - самый нечестивый царь. 

А. Г.: Понимаете, в чем проблема:  лорд Экстон говорил:"Всякая власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно", но, обратите внимание, самый нечествиый царь, а как все хорошо начиналось: избранное Вече, как бы идеи Возрождения, идеи Третьего Рима - все при Грозном, а дальше - "раззудись плечо, размахнись рука", опричнина и кровь по колено, своих, только своих, во спасение, чтобы не успели нагрешить.

Владимир: Все началось, конечно, очень хорошо, он, может быть, вначале и был благочествивым, может быть, в него вселился бес...

А. Г.: Есть у меня тайное подозрение, что это был бес насекомости, ну а Лорд Экстон имел в виду нашу любимую гордыню, чем больше в своих руках человек власти сосредотачивает, тем больше разврата, только оправдаться надо, перед собой в первую очередь. "Чего я их убиваю? Спасаю от греха, чтобы нагрешить не успели и на Старшный Суд явились чистые".

 

Это страшная тайна, великий знаток монастырской жизни, мистик Сергей Нилус, публикатор первого протокола Сионских мудрецов, он пишет о  зримом черте, который являлся во снах игуменам Мануилу и Феодосию, его современникам: "при этом они и не думают избавляться от нечистого, не вмещают беса в свое я, и там происходит столкновение бесовщины с обитающим в их душе духом Иисуса Христа и, конечно, дух этот побеждает". 

Я вспоминаю  Распутина и его своеобразный блуд, нужно нам знать этого человека и уникальные документы, которые обнаружил и опубликовал Эдвард Радзинский, я вам настоятельно рекомендую; издатель и приятель Распутина Филиппов писал, что "человек должен духом утончаться, и даже в отношениях с женщинами не только пользоваться ими физически, сколько ощущать утончение чувства от близости к голым женщинам", этого сами бабы, прибавил Распутин,  не понимают, святые, так те раздевали блудниц, смотрели на них, утончались, но не допускали сближения. И сам Распутин верил, что утончая нервы и испытывая платоническую борьбу, можно подняться на воздух, несмотря на вес тела, и Вознесение Христа и хождение по водам он объяснял этой способностью души, говорил, что Христос не чуждался Марфы и Марии, был у них женатым гостьем и смотрел на них голых, чтобы летать. Ну и, конечно же, как и все, потом навсегда и на века Распутин имел дам, на которых смотрел и утончал душу путем прямого и естественного блуда, его заклятый друг или горячо любимый брат Леодор в своих показаниях о Распутине писал: "Сильная воля давала ему возможность круто поворачивать от разгульной жизни к подвигам поста и молитвы, сначала этими подвигами, а потом крайним половым развратом он утончал свою плоть и довел нервы свои до высшего предела и колебания. Этого вообще можно достичь либо подвигами аскетическими, или половым развратом, или иногда бывает само, как результат какой-либо изнурительной болезни, чахотки, например. во всех таких случаях люди бывают очень нервны, впечатлительны, глубоко чувствуют, проникают в душу другого, читают мысли посторонних и даже обретают способность предсказывать, иногда". 

Конечно, сумрачные разговоры в конце 19-начале 20 века, да и в середине 19 века, особенно в хлыстовской среде, об этом ходили, конечно, Распутин как бы не по своей идее действовал, в хлыстовских кораблях подбирались эти идеи, поскольку основной идеей было, что через радения в блуде человек может приобрести душу и Христа, и Богородицы, а, кстати, графиня Лохтина, развращенная Распутиным и ставшая чем-то вроде его личной  юродивой, бродила между ним и Леодором и самого Распутина звала  "Саваоф", а Леодора - "Христос", и это чисто хлыстовские клички. 

Конечно, как у Нилуса "Мануил и Феодосий вмещали в себя беса", так, конечно, Распутин вмещал в себя женский блуд, он, конечно, женщину от похоти излечивал. В 1913 году, это еще до максимального пика разврата Распутина, до Первой Мировой войны, священник Юрьевский тоже пытался продолжить хлыстовское расследование, собрал свидетельниц, которые описали магические обряды, которые производил в своей бане отец Григорий вместе со своими последовательницами: сначала шла молитва, после которой шло троекратное повторение фразы "Бес блуда, изыди вон!", после чего Распутин совершал с женщиной половой акт, и эффект от этого воздействия был таков, что женщина больше не ощущала состояния  похотливости.  Прямо сразу чувствовала, что бес блуда ее покинул. Конечно, это была не мощь совокупления, поскольку его великосветские блудницы рассказывали, что ничего такого Распутин собой не представлял, роль играла вера в то, что наступает счастливая бесплотность после вполне грешного соединения со святым. 

Дело в том, что я сейчас не осуждать Распутина пытаюсь, я пытаюсь объяснить, каким мощным образом это в простом человеке из села покровское соединялось и, конечно, это было вовсе не смертоубийство, убили как раз его, а вот эта борьба с зеленым змием, в которой победил змий, вот эта, возможно, в результате тирании, возможно, как прямое последствие дикого страха, который вселил в народ Грозный, возможно, Медный Всадник, возможно, раньше когда-то, только мы стали чем-то одинаковым воспринимать высоту и низость, вспомните "Москву-Петушки" Венедикта Ерофеева, я думаю, все читали, а кто не читал, тот слышал, это почти такое житие советского "святого", если я не могу возвыситься, то я упасть, унизиться, расколоться, стать таким подлецом, вот это я могу, и как-то незаметно высота и низость стали равны одно другому, а мы почему-то перестали это замечать.

 

 

Александр: Мне пришла в голову мысль о том, что нужно вспомнить "Легенду о Великом Инквизиторе", когда пришел Мессия, ему сказали, мол, ты нам не нужен, мы сами научились тут разбираться, это и есть теневая сторона человека, вроде, человек верует, следует правилам, а это всего лишь внешне, когда дело доходит до каких-то моментов, такой человек говорит, что он сам все знает. Мне кажется, что пример с Иваном Грозным универсален, это особенность русской души, как писал Есенин  в свое время. 

А. Г.: Наверно, он один из главных зеркал этой самой души был и, между прочим, в пику Ленину, я к книжке Мережковского о Достоевском и Толстом отношусь гораздо лучше, чем к ленинской работе, он, между прочим, Достоевского назвал "зеркалом русской революции", поскольку вот эта раздвоенность от святости до жестокости. 

 

 

Мне хочется вспомнить эпилог "Преступления и наказания", там говорится о появлении людей, зараженных моровой язвой, и это, вдумайтесь: "наваждение, что они одни знают истину и имеют права навязывать ее другим, причем все непослушные, кроме избранных, должны погибнуть, а источником ее как раз и являются насекомые", о которых я говорил, не виданные раннее микроскопические существа,  вселившиеся в человеческие тела, "но эти существа были духи, одаренные умом и волей, люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими, но сами этого не замечали, никогда-никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали эти зараженные, никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований, и всякий думал, что в нем одном заключается истина,  не могли согласиться никто, что считать злом, а что добром. Люди убивали друг друга из-за этих бессмысленных истин в какой-то бессмысленной злобе". 

 

Музыка.

Т. Буланова. Скажи мне правду, атаман. 

 

Александр Петрович: Иван Грозный объединил Русь, вот его заслуга. И он, конечно, работал под Богом. 

А. Г.: Спасибо, Александр Петрович, я просто хочу, чтобы современники оглянулись и задумались о всех фразах о том, что "победителей не судят", что все-таки сегодня нам важнее: вот эти потоки детской, женской, княжеской, боярской крови или объединение царств, с опытом 20 века. Я просто хочу, чтобы вы на это взглянули и задумались, как это в душе совмещается. 

"Мы все, лауреаты премий,

Врученных в честь его,

Спокойно шедшие сквозь время,

Которое мертво.

Мы все, его однополчане,

Молчавшие, когда

Росла из нашего молчанья

Народная беда. 

Таившиеся друг от друга,

Не спавшие ночей,

Когда из нашего же круга

Он делал палачей...

Мы - сеятели вечных, добрых

Разумных аксиом

За мрак Любянки, сумрак

Допров Ответстьвенность несём.

И пусть нас переметит правнук

Презрением своим

Всех до единого, как равных,

 Мы сраму не таим".  

Павел Антокольский, 1956. 

Ничего подобного, таим, начиная с Антокольского, и все срам свой таим, потому что если были оправданы жертвы Грозного, если о них не плакать, то уж, конечно, жертвы Распутина, они же активно оправдываются, да и не был он убивцем совсем, это его убить пытались, он всего лишь умудрялся получать энергию праведности от крайнего греха, а мы готовы все это оправдать, а все время кричим "Зло! Сатана! Христианство! Достоевский!", не читали, что-ли мы всего этого. Макарий Египетский, святой и преподобный:   " К  тебе обращаюсь, плоть, льстивому врагу моему и противнику, никогда не прекращающему нападений, ты - злобно ласкающий зверь, ты - охлаждающий огонь и ты, душа моя, кто сделал тебя трупоносицею, как ты, дух, смесилась с дебелостью, ты - ум, сопряглась с плотию, ты - легкое, сложилось с тяготой, ибо все это противоположно и противоборствует одно другому", и все это -  внутренний конфликт человеческий, так, собственно, это чувствовало все святоотеческое предание. Католики ясно разделяют это на добро и зло, а даже горячо любимая мной русская религиозная философия в лице, особенно, поздних представителей, вот, например, В. В. Зеньковский, автор лучших книг об истории русской философии и богословия говорил о том, что нет зла, есть два лика тварной Софии, ну, считайте, две души мира: добрая и злая, и в человеческом сердце добро и грех стоят рядом, потому что антологически грех никогда не овладеет всей глубиной духа, то есть всей глубиной добра, а духовное все равно независимо будет действовать, и вот Распутин  - оболочка беспрестанного греха или, например, оболочка беспристанного пьянства, в этой оболочке все равно живет добро. 

Вот Блок, "Поэты": 

"Ты будешь доволен собой и женой,
Своей конституцией куцой,
А вот у поэта - всемирный запой,
И мало ему конституций!

Пускай я умру под забором, как пес,
Пусть жизнь меня в землю втоптала,-
Я верю: то бог меня снегом занес,
То вьюга меня целовала!"

Раз уж мы пытаемся вспоминать Достоевского, то я все время пытаюсь вспомнить что-нибудь еще, вот, например, "Игрок": "Япожалуй,и достойный человека поставить себя с достоинством не умею. Вы понимаете, что так может быть, да и все русские таковы, и знаете, почему? Потому что русские слишком богато и односторонне одарены, чтобы скоро приискать себе приличную форму. Тут все дело в форме: большей частью мы, русские,  так богато одарены, что для приличной формы нам не хватает гениальности, но а негинальности-то  чаще всего и не бывает, потому что она вообще редко бывает". 

 

 

 

 

 

 

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.