войти

«2015.10.06 Сергей Есенин»

музыка - песни на стихи Сергея Есенина:

00:00: Александр Вертинский - До свиданья, друг мой, до свиданья;

00:09: "Альфа" - Гуляка;

00:24: ВИА "Орэра" - Над окошком месяц. Под окошком ветер...;

00:38: ВИА "Орэра" - Не жалею, не зову, не плачу…

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

Это, конечно, не Есенин. Это Есенин  вместе с Вертинским уже. Всего две строфы он оставил в  своем последнем стихотворении «До свиданья, друг мой, до свиданья, милый мой, ты у  меня в  груди/ Предназначенное расставанье обещает встреча  впереди». Он, наверное, раздумывал о  предназначенном расставанье и встрече впереди. Он, наверное, тоже  уходил в  иной мир - тот о котором мы говорили в последних передачах. В тот который всегда уходят поэты, как он верил. Микроспектральным методом, проведенным в лаборатории, установлено, что стихотворение написано кровью (из экспертного заключения 19 июня 1992 года) вы  все, наверное, знаете эту невеселую историю. Я хочу сказать о тех вещах, которые удивляют меня. Не  в Есенине, нет - в  нашем отношении к нему. В России никогда не было никаких поэтов более популярных, чем Есенин и Высоцкий. Их, конечно, мы сегодня  сравнивать не будем, дело не в этом. Дело в  том, что только они двое, потому что великую роль Пушкина в нашей поэзии мы понимали как раз тогда  в начале двадцатого века, уже в  есенинские времена. До этого Пушкин воспринимался немножко по-другому. Ни Блок, ни Белый, ни Пастернак, ни Мандельштам, ни Ахматова - никто не имел такой популярности в России как Есенин. И конечно, как отмечали многие, ни о ком, наверное,  не было сказано столько изумительной пошлости - сказано, написано, снято, сколько было о Есенине. Вот, наверное, это главные мои вопросы в этой передаче. Почему Есенин нам был так нужен? Ну, по  крайней мере, нам  25 лет тому назад? Сейчас за последние четверть века уже непонятно совсем кто и зачем и кому нужен, но вот это, ровно это очень остро все время чувствовал Есенин и все время, на мой взгляд, именно об этом пел, кричал, орал, хулиганил... Впрочем,  слава Богу, у  каждого, наверное, свой Есенин. У кого - почвенник, крестьянский поэт. Мы использовали песни на стихи Есенина в  недавнем эфире и, помнит, может быть, кто-нибудь, нам звонил господин из Рязани, который сказал, что никакой другой Есенин нам не нужен. Нам нужен Есенин поэт рязанской земли. Вот Есенин как лучшая реклама Рязанщины и все. И  точка. А  больше нам никакой Есенин не нужен. А мне больше нужен Есенин имажинист - поздний Есенин, Есенин пророк, и одновременно алкоголик, горький пьяница, бабник, растерянный человек, хулиган. В  общем, Есенин, которого мучительно  до боли не устраивал тот мир,  в котором он жил. Мир, в  котором родилась «Москва кабацкая», о которой сейчас почему-то высокомерно говорят "Да ну, деградировавший алкоголик! Это нам не надо сейчас". Потрясшая меня когда-то «Страна негодяев»… - кто-нибудь помнит? Словом, какой Есенин вам нужен, дорогие радиослушатели? Какого Есенина вы знаете, помните? И что за тайну представляет собой этот человек - ну, несомненно, самый популярный поэт России ХХ века. Что он такое для нас?

 495 956 15 14 постоянный телефон прямых эфиров радио России и программы "Серебряные нити". Несколько слов Есенину, которого мы когда-то давно так любили, по крайней мере, молодыми, для моего поколения,  слова Есенину практически всегда слова своей юности. Ну,  нельзя было в  юности без него. Может быть и  сегодня молодым что-то захочется сказать?

 495 код города Москвы 956 15 14.

 

Музыка

 

И все-таки, и все-таки:

Каждая задрипанная лошадь
Головой кивает мне навстречу.
Для зверей приятель я хороший,
Каждый стих мой душу зверя лечит.

Я хожу в цилиндре не для женщин -
В глупой страсти сердце жить не в силе,-
В нем удобней, грусть свою уменьшив,
Золото овса давать кобыле.

Средь людей я дружбы не имею,
Я иному покорился царству.
Каждому здесь кобелю на шею
Я готов отдать мой лучший галстук.

И теперь уж я болеть не стану.
Прояснилась омуть в сердце мглистом.
Оттого прослыл я шарлатаном,
Оттого прослыл я скандалистом.

Впрочем, "Москва кабацкая" нам не нужна. А то бы мы могли бы услышать в  ней причины и нашего пьянства и страшного много из того, что происходит с  нами сейчас. Ну, как-то мало кто, кроме алкоголиков и заключенных в  последнее время слушает Есенина.

 

А.Г.: Здравствуйте, Анна. город Торжок, алло.

 Анна: Добрый  вечер. Вы знаете, мы все любим Есенина поэта, лирика... Потом, у  него вот... он не политик...

А.Г.: Правда?..

Анна: ...и имел огромное несчастье родиться в такое время, вот в  такое революционное время...

А.Г.: Анна, можно, я  вас...

Анна: ... а  ведь очень трудно было поэтам, потому что ... ну кто... куда, не знал куда приклониться... что принять, что отвергнуть. И, наверное, ему сложно было… и большевики много творили того, что не следовало бы - и расстреливали и убивали невиновных, в  тюрьмы сажали

... а разве моно такое понять? и... ну что ему оставалось? потом его оскорбляло то, что его называли крестьянским поэтом, а  ведь он очень много читал. Но он себя считал народным поэтом.

А.Г.: Спасибо большое.

Анна: и  я  считаю, конечно, что ему трудно очень было ...

А.Г.: Спасибо, спасибо, Анна, большое.

Анна: ... трудно было существовать в то  сложное время.

А.Г.: Ну, в  то сложное время, я  хочу сказать, всем существовать было трудно. Что, поэтам в  наше простое время, существовать не трудно? Вот, «Страна негодяев» - я  очень удивляюсь, почему её последнее время так мало ставят, вспоминают. Наверное, потому что она про сегодня. Вот, один из персонала этого боевика (это, на  самом деле  такой лирический боевик), просто поразительно актуальная форма маленькой пьесы. Комиссар из охраны железнодорожной линии по фамилии Чекистов - вот что он, в  частности, говорит: … А народ ваш,- говорит он Замарашкину (а  Замарашкин представлен Есениным как сочувствующий коммунистам доброволец). Так вот, комиссар этот говорит:

А народ ваш сидит, бездельник,
И не хочет себе ж помочь.
Нет бездарней и лицемерней,
Чем ваш русский равнинный мужик!
Коль живет он в Рязанской губернии,
Так о Тульской не хочет тужить.
То ли дело Европа?
Там тебе не вот эти хаты,
Которым, как глупым курам,
Головы нужно давно под топор...

 

Я ругаюсь и буду упорно
Проклинать вас хоть тысячи лет,
Потому что...
Потому что хочу в уборную,
А уборных в России нет.

Ну, я  просто поберегу… или не беречь?


Странный и смешной вы народ!
Жили весь век свой нищими
И строили храмы Божие...
Да я б их давным-давно
Перестроил в места отхожие.

Ха-ха!
Что скажешь, Замарашкин?
Ну?
Или тебе обидно,
Что ругают твою страну?
Бедный! Бедный Замарашкин...

Замарашкин

Черт-те что ты городишь, Чекистов!

Чекистов

Мне нравится околёсина.
Видишь ли... я в жизни
Был бедней церковного мыша
И глодал вместо хлеба камни.
Но у меня была душа,
Которая хотела быть Гамлетом.
Глупая душа, Замарашкин!
Ха-ха!

 

А.Г.: Здравствуйте, Марина.

Марина: Здравствуйте, Александр Геннадьевич.  Я  хочу сказать, что я  тоже пишу стихи, и для меня осень, вот это время осеннее, это символ Есенина. Если можно, я  процитирую буквально две строчки.

А.Г.: Две можно.

Марина: Тут такие слова: « Осень Есенина, Пушкина осень/ Ты всех прекрасней зим, лет, вёсен.»

А.Г.: Спасибо большое. Спасибо, Марин. Здравствуйте, Юрий Никифорович. Алло!

Юрий Никифорович: Алло!

А.Г.: Да-да, Юрий Никифорович.

Юрий Никифорович: Здравствуйте. Это Доронин Юрий из театра на Таганке. Я хотел вам рассказать очень интересное. Дело в том, что наш театр – это  был первый театр, который поставил драматическую поэму Есенина, единственную драматическую, «Пугачёв». И Юрия Петровича Любимова тогдашнего руководителя театра на это сподвигнул друг Есенина…

А.Г.:  Тогдашнего, и для меня единственного и пожизненного. Ну, нет для меня никакой Таганки без Любимова, ну, простите меня.

Юрий Никифорович: Я вас полностью поддерживаю. Я  и ушел из театра, как только ушел Юрий Петрович. Ну вот, и Николай Робертович Эрдман – был такой замечательный драматург…

А.Г.: Мы знаем Николая Робертовича.

Юрий Никифорович: ...да. И вот, он рассказывал, когда Мейерхольд взял "Пугачёва" в  постановку, но просил Есенина урезать поэму, но Есенин отказался, но самое главное, там есть строчки, которые говорят о всей этой поэме по сей день: "... человек  в этом мире не бревенчатый дом/не всегда перестроишь наново...". И самое интересное, что на репетицию спектакля приходили две сестры Есенина. И когда Юрий Петрович их очаровал- чай, конфеты, - они сказали, что  нас специально прислали, сказали, что отнимут пенсии, чтобы мы охаили этот спектакль. И  кстати, когда спектакль вышел, то у cестёр спросили: "А кто больше всего из исполнителей похож на исполнение Есенинское?" Они отметили В.С. Высоцкого, который играл Хлопушу и потом вот нашли эту запись с  монологом... И ещё мне хотелось рассказать одну ну просто потрясающую историю, которую  нам рассказал Николай Робертович. Когда Есенин получил какой-то гонорар за очередную книгу, и он шёл по Москве такой радостный, с  пачкой денег, немножко, как он говорил "мокренький", то есть выпивши... И навстречу ему идёт Николай Робертович и говорит:

-Сергей, а  в чём дело - ты такой радостный, весёлый?..

Он говорит:

-Да  вот, я  получил гонорар, вышла книжка, пойдем в  кабак!..

Николай Робертович ему говорит:

-Серёж, как тебе не  стыдно, вот сейчас пьёшь, гуляешь, а  у тебя в  Константиново, в  Рязани нет света, нет керосина.

и тогда Есенин говорит:

- Точно!

И они пошли с  Николаем Робертовичем купили бочку керосина. И через всю Москву катили её на вокзал. И когда прикатили её на  вокзал, оказалось, что в  этот день поезд не ходит в  Рязань. И тогда они решили эту бочку отнести Есенину домой. И когда они её привезли к  подъезду, вернее перекатили, а  Есенин тогда жил на четвёртом этаже - рассказывал Николай Робертович - они подняли её на четвёртый этаж...

А.Г.: здоровые были мужики, надо сказать.

Юрий Никифорович: Ну да. И потом, когда  подняли  на четвёртый этаж, Есенин говорит: "Да ну её нафиг!" и сбросили эту бочку с четвёртого этажа.

А.Г.: Погуляли.

Юрий Никифорович: Вот, представляете, по рассказам  Николая Робертовича, какой это был человек. Ну, спектакль, конечно, имел громадный успех. И я  не забуду, как пришёл Эдуард Амвросиевич Шеварднадзе,- он тогда был первый секретарь ЦК партии Грузии,- он посмотрел спектакль, пришёл к Любимову в  кабинет и говорит:

-Ну что, к бунту призываете?

 Юрий Петрович спрашивает:

- А почему к  бунту?..

-Ну как же, вот какая у  вас фраза в  спектакле: "Месть кровавыми щенками щенится".

На что Любимов сказал:

- Нет, Эдуард Амвросиевич, просто этот спектакль о том, что любые бунты на руст бессмысленны и они всегда заканчиваются кровавыми страшными жертвами.

Вот что мне очень хотелось, извините, что занял столько времени, рассказать об этой гениальной поэме. Говорят, что когда Есенин её написал, что, как и Пушкин, с  Константиновым прыгал от радости, хлопал себя по ляжкам и  кричал:"Ай , да Есенин, ай, да сукин сын!"

А.Г.: Спасибо большое, Юрий Никифорович. Я один раз стоял пешком на этом спектакле и  конечно, помню вас. И  напомню только, что Николай Эрдман был автором трагической пьесы "Самоубийство"...

Юрий Никифорович: Пьеса называлась "Самоубийца".

А.Г:  Ой, простите, "Самоубийца".

Юрий Никифорович:  И было второе название "Живой покойник".

А.Г.: И, конечно туда, в  пьесу эту вошла потрясшая его весть о самоубийстве Есенина, в  том числе. Спасибо большое, Юрий Никифорович. Наоборот, вам  спасибо, что уделили нам немножечко времени. Звоните нам, пожалуйста.

Юрий Никифорович: Ярый поклонник вашей передачи, спасибо вам большое.

А.Г.: Спасибо большое. Юрий Никифорович.

В честь Э.А. Шеварднадзе, подозрительно отнёсшегося к "Пугачёву" наша следующая музыкальная пауза.

 

Музыка

 

Это был грузинский вокально-инструментальный ансамбль "Орэра", если  кто не  помнит. У них Есенин звучит не  так как у нас, не отрывисто,- он льётся, утекает в  другое царство.

А.Г.: Здравствуйте, Игорь.

Игорь: Здравствуйте. Я звоню из Саратова, у нас в  Саратове очень много творческих людей. Сейчас проходят Есенинские чтения, так что Есенин по-прежнему любим, по-прежнему нужен...

А.Г.: А "Страну негодяев" кто-нибудь читает?

Игорь: Возможно. При мне не читали...

А.Г.: Игорь, скажите, пожалуйста, а  много народу собирают  чтения есенинские в   Саратове? Честно. Ну, честно... я... мне просто очень хотелось бы, чтоб много.

Игорь: Ну... когда как - пятнадцать - двадцать, тридцать, сорок. В зависимости от залов и так далее.

А.Г.: Спасибо большое. Игорь. То есть, как везде и всегда, просто толпы, толпы... Здравствуйте, Вячеслав... Нет Вячеслава из Калуги. Здравствуйте, Валентина. Алло...Алло!.. Город Сочи!.. Не слышу город Сочи...

Валентина: Каждому россиянину, так   как ген патриотизма заложен в нас каждом и рано или поздно он даёт о себе знать... Вот у  меня лично он через стихи Есенина он проявляется.

А.Г.: Спасибо большое, Валентина.

Я знаете, что хочу сказать всё время? Понимаете, какая штука... Ну, вот, ген патриотизма - это крестьянский Есенин, да? Крестьянский. А  вот Есенин, который бочку с керосином  с  Эрдманом катил - это какой-то уже совершенно другой Есенин. Я  всё "Страну негодяев" читаю, когда выдаётся возможность:

 Замарашкин

Ну, ты же должен щадить других?

Номах  (это главный бандит, романтическая фигура из "Страны негодяев", которую никто не решился поставить. Даже на Таганке. Никогда. Соберётся кто-нибудь ставить - зовите меня, я буду просто аплодировать.)

Что другие?
Свора голодных нищих.
Им все равно...
В этом мире немытом
Душу человеческую
Ухорашивают рублем,
И если преступно здесь быть бандитом,
То не более преступно,
Чем быть королем...

Я слышал, как этот прохвост
Говорил тебе о Гамлете.
Что он в нем смыслит?
Гамлет восстал против лжи,
В которой варился королевский двор.
Но если б теперь он жил,
То был бы бандит и вор.

Потому что человеческая жизнь
Это тоже двор,
Если не королевский, то скотный. 


Банды! Банды!
По всей стране.
Куда не вглядись, куда не пойди ты —
Видишь, как в пространстве,
На конях
И без коней,
Скачут и идут закостенелые бандиты.
Это все такие же
Разуверившиеся, как я...

А когда-то, когда-то...
Веселым парнем,
До костей весь пропахший
Степной травой,
Я пришел в этот город с пустыми руками,
Но зато с полным сердцем
И не пустой головой.
Я верил... я горел...
Я шел с революцией,
Я думал, что братство не мечта и не сон,
Что все во единое море сольются —
Все сонмы народов,
И рас, и племен.

Пустая забава.
Одни разговоры!
Ну что же?
Ну что же мы взяли взамен? 
110 
Пришли те же жулики, те же воры
И вместе с революцией
Всех взяли в плен...

Это написано, закончено, в 1923 году. Простите меня, Юрий Никифорович, что я  так плохо читаю.

 

А.Г.:  Здравствуйте, Владимир. Город Краснодар.

Владимир: Здравствуйте.

 А.Г.: Да-да.

Владимир: Да и я вот хотел, так сказать, что, я  не знаю, может я  не прав, я  в основном Есенина сужу по его стихам. И, наверное, в  основном, как раз по его поздним стихам. Но я могу сказать, что Есенин, на мой взгляд, лично был просто бабник и слюнтяй и ничего более. Все его стихи сводятся к  одному и тому же.

А.Г.: Так вот же, вот... Попробуйте почитать "Москву кабацкую", "Пугачёва". Спасибо большое.

 

А  бабник, и слюнтяй Есенин он нам не нужен? Как бы, мы, в  общем, не бабники, не слюнтяи, не алкоголики... Как-то на его фоне хорошем легко выглядеть, особенно на фоне какого-нибудь сериала, где только бабник, слюнтяй и алкоголик. Может, на  вас  не стихи, а  господин Безруков из сериала влияет? Ну, не  он, конечно, сам, а  авторы, режиссёры?.. Как бы, может быть, всё время воплю я  или пытаюсь вопить, он потому и нужен так и так проклинаем, что он- это мы- квинтэссенция наша, выражение чего-то такого, чего без него душа человеческая в годы революции, после них, до, выразить не могла? Но это так, всего лишь размышление.

 

А.Г.: Здравствуйте, Александр. Город Москва, есть ещё у  нас?

Александр: Здравствуйте.

А.Г.: Я держал вас весь эфир. Простите  меня, пожалуйста.

Александр: Нет, все в  порядке. Сейчас во многих интеллигентских семьях к  Есенину относятся довольно холодно на фоне других его поэтов современников, на фоне другого серебряного века. Существует вообще, такой стереотип, что...

А.Г.: ...пьяница и бабник.

Александр: ... из поэтов того круга Есенин слабый. Да, и слюнтяй и бабник. И ему многие не могут простить, например то, что всё-таки он написал  первым революционную поэму, ещё до Блока, до "Двенадцати" Блока. И многие только изредка вспоминают "Черного человека", как единственно достойную вещь, которую Есенин когда-либо написал. В общем, это... это отношение... можно долго говорить, откуда взялось это отношение, но сейчас Есенин, мне кажется, очень актуален, просто по той причине, что это не крестьянский поэт, это не Клюев с его действительно крестьянской поэзией.

 А.Г.: Он его проклял, - Есенин, прямо в  "Ключах Марии", простите.

Александр: Да. Есенин, на мой взгляд, гораздо более талантливый, своеобразный и  гораздо более удивительный поэт, чем Клюев.

А.Г.: Спасибо, Саш. Я, знаете, что?.. Тут несколько человек,  потому что я  старался пропускать иногородние звонки, не дозвонились сегодня до эфира. Я  предлагаю всё-таки послезавтра продолжить этот разговор и поэтому всех приглашаю оставаться на связи с  нами, звоните в  четверг, во время следующего эфира.

А  хочу я сказать две вещи. Первая, в качестве гипотезы рабочей. Может быть, мы так остро относимся к  Есенину по той простой причине, что мы не хотим узнавать себя, знакомиться с  самими собой? Тихими или громкими пьяницами, тихими или громкими бабниками, тихими или громкими патриотами, которые только петь не умеют и поэтому за песнями обращаются к  Есенину. Может быть, он отпер вот этим самым ключом Марии то, что никак не отпирается в  наших душах. И до сих пор не отпирается. Поэтому, хоть он сто лет назад в  этой самой «Стране негодяев» пишет «пришли те же жулики и те же воры и вместе с  революцией всех взяли в  плен».  Может быть всё то, что с  ним творилось, объясняет, почему это произошло? Может  быть, даже он и  хотел, знаете, как  пьяница, показать, вот видите, что с  дядей творится? Видите, что сделал с  ним этот мир? Не повторяйте этих ошибок. Но мы  могли ему только почему  пьяно подпевать. Я  этот вопрос вешаю в  воздухе. Просто вешаю. И вешаю до следующего эфира. Огромное спасибо всем небезучастным. Спокойной ночи.

 

Музыка

 

 

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.