войти

«Таблетка от лени 03 Штольц и Обломов»

Без стремления быть самим собой возникает тревога, от которой мы спасаемся апатией и ленью. Мы ищем теории, объясняющие нас, но техническое объяснение - такая же скука...
Быть собой требуется мужество. Но есть более мягкое средство - самодисциплина, которой мы и будем заниматься.
00:21: Дискуссия Обломова и Штольца (отрывок из х.ф. "Несколько дней из жизни И.И. Обломова").
Эти персонажи - части нашей души; друг без друга они не дают удовлетворённости жизнью...
 _____
музыка исп. Otis Rush (США):
00:08: You're Gonna Need Me;
00:36: A Beautiful Memory.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

Таблетка от лени – 3

Вдруг выясняется, что то, что называется ленью, скукой, апатией – и правда является центральной проблемой нашего существа. Если человек не пытается быть самим собой, не учится быть самим собой, не понимает, что это такое – его охватывает тревога. А от тревоги он лечится с помощью апатии, лени или скуки. Они позволяют самим собой не быть. Ведь это самое быть самим собой – так трудно, что не поддается никаким определениям. Именно в этом вся проблема. Мы привыкли к определениям, мы привыкли к тому, что в обязательном порядке найдется какая-нибудь теория, которая объяснит нам самих себя. Однако, мыслители давнего и недавнего прошлого как будто предсказывали, что, если мы пойдем исключительно этим путем, сам разум человеческий начнет редуцироваться до некоторого нового вида техники или технического приспособления, которое человек захочет уничтожить, разложив по полочкам окончательности, то есть скуки.

Замечательный философ начала прошлого века Эрнст Кассирер писал, что: «19 век был эрой автономных наук. Каждая наука развивалась в своем направлении, не существовало никакого объединяющего принципа, в особенности, применительно к человеку. Теории человека в то время подтверждались эмпирическими данными, накопленными развивающимися научными представлениями. А каждая теория (А.Г: послушайте только!)  становилась прокрустовым ложем, которое вроде бы состояло из эмпирических фактов, но сами факты эти подбирались в связи с некой предвзятой теоретической моделью. В результате, все эти теории оказались пустыми, и наша современная теория человека утратила свой интеллектуальный центр, а взамен мы получили абсолютную анархию мысли.  Теологи, ученые, политики, социологи, биологи, психологи, этнологи, экономисты – каждый из них по-своему столкнулся с этой проблемой, и в конечном счете, по всей видимости, любой автор руководствуется своей собственной концепцией и системой оценивания человеческой жизни. Никогда еще знание человека не было настолько проблематично для него самого, как в наше время. У нас есть научная, философская, теологическая антропология, но нет никакой связи между ними».

Ну, действительно, викторианская эпоха в Англии была, как бы мы сейчас сказали, чрезвычайно цивилизованной. Люди стремились к удовлетворенности своими знаниями, к упорядоченности. Но закончилось ведь это все 11 августа 1914 года Первой мировой войной и дезинтеграцией целой цивилизации, наверное, оттого что никто так и не пришел к выводу, что же все-таки такое – человек. Поэтому, наверно, и появилась сама возможность уничтожать людей уже даже не толпами, а целыми городами или даже странами.

Мы все время пытаемся присвоить себе какую-либо точку зрения на человека, чтобы отказаться от собственного бытия, то бишь отказаться от тревоги. И в итоге упираемся в лень и скуку, если не в апатию. На самом деле, есть очень простые и ясные представления о человеке, сформулированные давным-давно, но они все равно кажутся слишком сложными. Принц Сётоку – это японский правитель шестого века до нашей эры, выразил, возможно, главную мысль об отношениях между людьми в своем установлении из 17 статей. Тогда это было законом жизни в Японии. «Если вы правы, тогда неправы другие. Если правы другие, тогда неправы вы. Вы не можете быть правым все время. Не бывают правы все время и другие. Мы не более чем обычные люди».

Конечно, мысли этого рода есть и у Конфуция, и у Христа, но только мы по-прежнему не обращаем на них никакого внимания, нам все время кажется, что достижение некоторой правоты во внутренних ощущениях – это и есть то, к чему мы стремимся в жизни. Но вся беда в том, что как только мы достигаем окончательности, нам становится смертельно скучно, даже от своих собственных взглядов, и мы впадаем в апатию и отупление.

Я говорю все это для того, чтобы наши слушатели разрешили себе быть такими, какие они есть. Только это значит разрешить то же самое и другому человеку, тому, который рядом. И вот тут начинаются страшные противоречия или проблемы того, как же все-таки избавиться от апатии и лени, если они уже настали.

Музыка

Идти навстречу тревоге в упражнении можно, в жизни страшно, это же и не дает двигаться вперед. Или, по крайней мере, не у каждого это получается. Страшное слово экзистенция, которое на русский язык переводится просто как существование, как термин возникло в английском языке от латинского корня existere, буквально означающего «не сдаваться, подниматься на борьбу». Быть самим собой, отличаться от других – требует мужества, потому что всегда есть риск, что тебя не поймут и осудят. А мужества борьбы за свою точку зрения, отстаивания собственного достоинства, ну, наверно, можно требовать не от всех.

Мне думается, что из этого парадокса – чтобы не требовать от человека мужества – родилось хорошо знакомое нам с самого детства слово, которое большинство их нас горячо не любит. Это слово дисциплина, по-моему, оно прекрасно заменяет слово «борьба», особенно если слова эти относятся к самому себе. Борьба с самим собой – это нечто болезненное, самодисциплина – это нечто менее болезненное. Борьба требует мужества, дисциплина, наверное, тоже, но все-таки меньшего. Есть и другая особенность, и от нее никуда не денешься. Как бы человек не хотел победить собственную апатию, лень или скуку, он все равно хочет дисциплины от другого, смотрите. Самодисциплина – это и есть таблетка от таблетки. Лень и скука – это таблетка от тревоги, а дисциплина – это мягкая таблетка от лени и скуки.

 Человек не может сразу броситься в тревогу. Разом освободиться от всех теоретических концепций, которые есть у него в голове – это красивые слова. Он не может освободиться от своих привычек лениться, откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Всякий раз, когда он отказывается от чего-то, к чему он привык, у него возникает растерянность.  И поэтому в этом нашем цикле таблеток мы будем вырабатывать самодисциплину, как всегда, на основе абсолютно элементарных упражнений.

Должен ли человек быть собой, бросать обществу вызов, отстаивать свое мнение? Или главной ценностью человека является его мысль, его мечты, его внутреннее творчество? А может быть, человек должен твердо следовать правилам общества, адаптироваться к нему, соответствовать и таким образом добиваться того, что мы сегодня формулируем образным словосочетанием «свои интересы»? Кто прав: тот, кто во время нашей последней передачи отправился в своих мечтах к звезде, которая его тревожила, или тот кто сказал, что все это фигня, и нужно просто вставать утром и идти работать?

Наверно, есть в человеке, и в человеке нашей отечественной культуры, одно вечное противоречие, о котором мы уже вспоминали.

«Обломов: Я сказал, я этого не люблю! А ты делаешь нарочно!
Штольц: Да Бог с тобой, чтобы ты говоришь?
Обломов: Да нарочно, мне неприятно, а ты делаешь. Я не могу, а ты заставляешь, я устал, устал, устал.
Штольц: От чего?
Обломов: От всего! От балов, встреч, знакомств, чаепитий, разговоров! От этой беспрерывной беготни взапуски. От пересудов, от сплетен! Не нравится мне ваша Петербуржская жизнь!
Штольц: Какая же тебе нравится?
Обломов: Не такая, как здесь!
Штольц: Да, что ж здесь именно так не понравилось?
Обломов: Все! Ни у кого нет ясного покойного лица! Один мучается, что осужден каждый день на службу, а другой – что нет ему такой благодати. Вот идеал и цель жизни.
Штольц: Значит, что же, делами заниматься и в приемных сидеть ты не желаешь?
Обломов: Не желаю. Равно, как и светской жизни вашей не желаю. Ходить и любоваться, как симметрически рассажены гости. Как смирно они и глубокомысленно сидят за картами. Ничего сказать, славная задача жизни! Отличный пример для ищущего движение. Да разве они не мертвецы? Разве не спят они всю жизнь, сидя за картами? А чем я виноватей их, если лежа у себя на диване, не заражаю себе голову тройками и валетами? Собираются, кормят друг друга. Не доброты, ни радушия, ни взаимного влечения друг к другу. Что это за жизнь? Зачем она? Чему я здесь научусь?
Штольц: А ты, Илья, кого и чему научить можешь?
Обломов: Я?
Штольц: Да, ты, ты!
Обломов: А я никого ничему учить не собираюсь. И экзаменов никому не делаю! Как этот желтый господин в очках. Твой же золотопромышленник пристал ко мне, читал я речь какого-то депутата, и глаза на меня вытрящил, когда я сказал, что вообще не читаю газет. Потом, привязался ко мне, как я думаю, отчего французский посланник выехал из Рима? … Там послал корабль в Константинополь, тут отряд войск послали на Восток.
Штольц: Так вот, этот желтый господин, как ты его изволил величать, кончил курс в двух университетах. И за то время, как у тебя под носом твой староста Обломовку разорил, этот господин 10 таких Обломовок нажил. И еще 20 наживет. И все своим старанием, умом и усердием. В 6 часу утра он уже на ногах. Летом или зимой, всякий день делает гигиеническую гимнастику. Вина не пьет совсем. Говорит на 6 языках. Все знает, всех знает. Жизнь его подчинена цели, труду. Не одного лишнего поступка! Шага лишнего, слова. И вот здоров, богат. И в свои 60 лет выглядит моложе тебя.
Обломов: А зачем, Андрей? В 60 лет нужно выглядеть на 60, а не на 35.
Штольц: Верно, только тогда и в 35 не нужно выглядеть 50 лет, как ты.
Обломов: Ах, Андрей, ну проживет твой золотопромышленник еще 100 лет, заработает еще 100 Обломовок. А зачем? Все думают только о том, как питаться, что вредно, что полезно. У какого доктора лечиться? На какие воды ездить. Все думают только о том, как жить. А зачем? Никто не хочет думать.
Что есть твоя жизнь, для чего ты в ней нужен? Нужен кому-нибудь.
Штольц: Ах, Илья! Валятся целыми днями на диване, и судить всякого, кто делом занимается, не сложно. Только может быть, вместо того, чтобы других судить, лучше на себя обратиться? И может не свет, не общество виновато, что тебе не годится, а сам ты виноват? Что ему не нужен.
Обломов: Стыдно, Андрей.
Штольц: Что? Помилуй, Илья!
Обломов: Не смейся, Андрей. Так стыдно иногда делается, прямо до слез. Лежишь, ворочаешься с боку на бок, спрашиваешь себя, отчего же это я такой? Не знаешь ответа. Однажды я утром проснулся, у меня за окном дерево росло. Оно, наверное, уже лет 500 росло, а то и больше. Может, татар видел, Мамая? Еще 1000 лет проживет, а то и две. А листья каждый день меняется, и сколько их за эти годы распустилось, пожелтело, опало. Сколько еще распустится и опадет. Но ведь каждый лист, когда он растет, он живет одной жизнью с деревом! С его корнями, его ветвями. Он их чувствует, наверное. Необходим им. Значит, доля этого листа есть в последующих годах, малаев тех прошедших.… Как верно и мы, кто бы ни было. Раз живем, значит, есть смысл. Какой-то… Я как это подумал, обрадовался, аж заплакал! А спроси, почему, я и объяснить не умею.

А потом листал как-то учебник старый по ботанике, и вычитал, что деревья так долго не живут, разве что секвойи. Так стыдно сделалось, что ничего не помню, чему учился. В голове моей, как будто, архив. Мертвые дела, цифры, эпохи, книги, и что ни с чем не связано. Как библиотека из одних разрозненных томов, ни одного полного собрания. Ботанику забыл, а спроси, зачем я помню, что Селект Первый, в 306 году до нашей эры победил какого-то Чингридубта?
Штольц: Ну, Илья. Ты счастливый человек. Другой пусть 3 университета окончит, спешит за новыми знаниями, а тебе эти страдания неизвестны. Ты вон вздыхаешь, что еще не все сумел забыть".


Вы, наверное, узнали. Это диалог Ильи Обломова и Андрея Штольца из романа Гончарова, из знаменитого фильма, вели его великие актеры Олег Табаков и Юрий Богатырев. Кто они все-таки такие, Штольц и Обломов? Мы когда-то начинали об этом разговор в прямом эфире, и тогда, как мне помнится, пришли к выводу, что это два героя, которых блестяще написал один человек, писатель Гончаров.

Это два внутренних начала личности, гражданина русского. Что-то вроде доктора Джекилла и мистера Хайда Роберта Льюиса Стивенсона, но только по-русски. Доктор Джекилл деловит, но труслив и пассивен, а мистер Хайд – это сплошная агрессия и напор. Обломов и Штольц – совсем другие. Один – мечтатель, другой – рационалист.

Они живут в каждом из нас, Обломов и Штольц. И один не может существовать без другого, потому что один, мечтатель, понимает и создает то самое наше индивидуальное бытие, он создает те самые цели жизни, к которым потом будет стремиться Штольц, и о которых он рассказывал только что в диалоге.

Можно сказать даже больше. То, что мы называем жизнью, взаимоотношение с реальностью – это всегда движение к цели и активность. Но природа духа, Бога, всегда постигается в пассивности, если хотите в мечтательности, в созерцании, в саматхе, в визуализации. Наши беды заключаются в том, что мы все время хотим быть либо Обломовым, либо Штольцем. И тот, и другой проект крайне неудачен, потому что ведет к неудовлетворенности жизнью.

Наверное, Штольцу нужно разрешить себе – хотя бы иногда – побыть Обломовым. За этим, наверно, Штольц и приезжает в Обломовку в романе Гончарова. А Илья Обломов нежно любит Штольца. Наверное, ему мучительно не хватает его деловых, рациональных качеств. Мы с вами все время пытаемся отрицать одну из своих сторон. Я хочу подчеркнуть: чаще всего мы называем ленью – весь цикл мы назвали «Таблетка от лени» - состояние в общем-то приятное. Состояние мечтательное.

Беда Обломова и обломовщины, как Штольца и, позвольте сказать, штольцовщины, заключается в застревании. В том, что одна мечтательность становится скучной и висит, как гиря, на ногах, поэтому люди жалуются на лень, скуку и апатию. А одна лишь штольцовская деловитость, разумность делает жизнь скучной, бедной, плоской и приводит к апатии или к лени, просто как к компенсации.

Это, наверное, затянувшийся цикл подготовительных размышлений. В каждом из нас есть Штольц, стремящийся к самодисциплине и разумной жизни, и Обломов, который все время этой самой самодисциплине препятствует. Просто не нужно думать, что оба эти ваших начала – ваши враги. Ведь, в сущности, Обломов – это ваша креативная сторона, это ребенок внутри вас, он веселый, чувственный, эмоциональный, он ярко видит мир и дерево за окном. Нам не нужно драться с Обломовым. У нас стоит совершенно другая задача. Мы хотим, чтобы Обломов стал нашим другом и нашим партнером, поддерживающим нашу необходимость в самодисциплине.

Это наши исходные точки. В следующей передаче мы попробуем подружить их друг с другом и сделать упражнение, позволяющее пустить творческую энергию, существующую в Обломове, по рельсам, которые проложит ему наш внутренний Андрей Штольц. Спокойной ночи.
17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.