войти

«2015.10.20 ''Плохой хороший человек''»

музыка исп. Константин Тарасов:

00:00: Я неоплаченный почтовый перевод;

00:09: Баллада поэтического состязания в Блуа (автор Франсуа Вийон);

00:25: Такой анекдот;

00:40: Календарным теплом не согреешься...

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

2015.10.20 Плохой хороший человек...

 

А.Г.: Доброй ночи.

"Я - неотправленный почтовый перевод

Я - до востребования

Вот уж, сколько лет меня сквозь рупор кто-то грубо прокричал ".

Это очень старая песня написанная Константином Тарасовым. Константином Борисовичем, моим старым товарищем. И та, которую он пьяным и смешным всю жизнь бежал, умерла несколько дней назад. Антонина Тарасова была на 20 лет моложе Константина. Эти песни он писал нашей юности. И все это вроде бы не имеет никакого отношения к теме о плохом человеке. Но вместе с тем имеет и еще какое. Дело в том, что это точка нуля. Наверное, с этим ощущением, спетым или не спетым, сказанным или невысказанным приходит в жизнь каждый молодой мужчина. Ну вот... "Я - неотправленный почтовый перевод. Возьмите меня, пожалуйста". И дальше все каким-то загадочным образом зависит от того, примет ли кто-нибудь этот перевод. У него найдется адресат? Или ты так и останешься тем, кто прокричал это сквозь рупор.

Я должен признаться вам дорогие радиослушатели. Я, по всей видимости, человек плохой. Нет, я не тот, кто позволял себе предавать друзей, родину, любимую, детей. Не тот, кто сдавал родителей в дом престарелых. Вобщем не убийца, не педофил, не маньяк. Не пугайтесь. Я хочу сказать, что я хотел говорить не о преступниках, не о бандитах и не о криминале, а о том самом плохом хорошем человеке из фильма Хейфица 1973 года.

Какова роль, ну например, женщины в жизни мужчины? Удивительная вещь. Вот если она его назовет хорошим, он хорошим и станет. Наверное, точно такую же роль должны играть и мужчины в жизни своих любимых. Они должны почаще повторять им, что они хорошие, что они самые лучшие и что они единственные. И тогда они действительно, ну хотя бы иногда, становятся самыми лучшими, хорошими и единственными.

Я думаю, что Тарасов не станет слушать эту передачу. Но я, и не я один убежден, что это Тоня, покойная Тоня сделала его хорошим человеком. Потому что все время твердила ему, что он хороший. И тот его неотправленный в самом начале 80-х годов почтовый перевод вдруг дошел до адресата. А я почему-то с каждым годом чувствую себя плохим. Но если этот перевод так никто и не получил… Можно ли ощущать это как-то по-другому? Ведь на самом деле "плохой хороший" - это ведь оценка. И сколько бы ты сам себе не говорил что ты хороший, пока этого не скажет кто-то еще... Причем не вообще люди, а кто-то важный для тебя, тебе близкий, тобой любимый. То все равно ощущаешь себя смертельно плохим. Не подошедшим. Человеком, которого кто-то грубо прокричал сквозь рупор. Вот обратите внимание: мы все больше выясняем отношения друг с другом. Мы все время говорим и когда говорим, скорее, обвиняем, т.е. называем плохими. Все время соревнуемся за то кто из нас лучше. Я не знаю как это происходит у женщин но мужчины верят. Я например, я совершенно серьезно.

В некотором смысле внутри меня самого (в смысле "неотправленного перевода"),  я - плохой. И я по хорошему завидую Константину Тарасову. Несмотря на его трагедию. Потому что Антонина успела сделать его хорошим. Спасибо тебе Тоня. Простите меня друзья, что я наверное очень много о личном.

Так вот, как люди становятся плохими? Не мы ли их делаем таковыми? И о том могут ли быть какие-то объективные представления о том, кто же он такой "плохой человек". Или это то самое внутреннее чувство, которое иногда мучает меня? Чувство неотправленного почтового перевода. Есть ли на свете плохие люди? Кто они такие? Кто такой этот загадочный чеховский плохой хороший человек? Наверное, к этой категории, скорее всего, меня лично можно отнести.

495 956 15 14 постоянный телефон наших прямых эфиров. А в музыкальных паузах сегодня Константин Тарасов.

Музыка.

А.Г.: Это Верлен конечно. Музыка Константина Тарасова. Как-то так: "Я всеми принят. Изгнан отовсюду, потому что..." Те, кто мне дороги все равно считают меня виноватым. Ну, как-то так. Им так легче, наверное. А я, сам для себя. Как нетрудно мне это говорить остаюсь плохим человеком.

Я не знаю а можно ли им быть абсолютно хорошим? Ну, вот с этим вопросом, раз уж он нам попался - "Серебряным нитям" - я решил обратиться к Юрию Никифоровичу Доронину. Попался он нам добровольно сугубо в сети. Поэтому ему и отвечать за это дело.

А.Г.: Здравствуйте Юрий Никифорович.

Юрий: Здравствуйте. Спасибо вам большое. Здравствуйте все слушатели Радио России. Вы очень взяли интересную тему. Потому что это был гениальный фильм Леонида Хейфица на Ленфильме с Олегом Далем и Владимиром Высоцким.

А.Г.: Я перебью вас Юрий. Можно я вас Юрием буду называть?

Юрий: Да.

А.Г. Я хочу сказать, что... Ну, вот Высоцкий и Даль... Мы все и я, конечно тоже, немножко знаем об обоих. И вот с точки зрения нашей пуританской советской, да и нашей нынешней патриотической морали. Ну, разве можем мы сказать смело: они соответствует званию хорошего человека?

Юрий: Вы знаете. Я вам сразу задам коварный вопрос. А что такое вообще хороший и что такое плохой человек?

А.Г.: Так вот мы и пытаемся разобраться. Есть какие-то объективные критерии или, может ли быть актер, тем более большой актер, живущий много жизней, разных жизней в каком-то таком обыденном смысле хорошим человеком? Ну вот это: "Приличный семьянин. Не пьет. Не курит. Любит родину. Матом не ругается". Что там еще? "Добр к ближнему своему. Никому не отказывает". Я все время Евтушенко вспоминаю. Помните, у него стихи были такие: "И на Америку подписку..."? Или это был Вознесенский? Я чего-то забыл. Замечательное стихотворение про то как заслуженному человеку звонят как будто бы в аптеку. По-моему Евтушенко. Он может в результате остаться хорошим? Ну, вот хорощо. Пусть будет даже добрым, отзывчивым для всех.

Юрий: Вы знаете, я тоже, без сомнения, как творческий человек, задавался этим вопросом. И к 80-летию А.И. Солженицына Любимов у нас поставил спектакль. Назывался он "Шарашка". Может быть, кто-то его видел. Он даже снят на телевидении.

А.Г.: Я видел. 

Юрий: Где Юрий Петрович осуществил свою актерскую мечту. Он очень мечтал сыграть Сталина. Сыграл его гениально без грима, без костюма.

А.Г.: Что-то общее у них было, надо сказать. Я не про внешность.

Юрий: Его вторая супруга Людмила Васильевна Целиковская за глаза его называла "мой Статлин". Она имела большое отношение к театру на Таганке. Я уж не говорю что огромную помощь, которую через нее оказал Анастас Иванович Микоян, как вы помните. Премьер-министр при трех царях. Но когда мы после премьеры на банкете общались Александром Исаевичем, то он... Я вдруг заметил... Он в хорошем смысле слова хаял капиталистический мир. Как вы знаете, он жил в Америке в самом богатом городе. И я его тогда спросил. Я говорю: "Александр Исаевич, я чего-то не совсем понимаю. В "Архипелаге Гулаг" вы боритесь против коммунистической системы, а здесь вы, значит, хаете капиталистическую. Так есть все-таки какая-то другая система, которая... Вот... И как быть человеку? И знаете он гениально ответил. Я потом это даже записал. И вот это, наверное, на мой взгляд, ответ на ваш вопрос "плохой хороший человек". Он сказал так. Цитирую. Потому что я даже на своих концертах привожу эту фразу: "Всю жизнь человека за его сердце борются две силы - божественная и дьявольская. Иногда побеждает дьявольская. Иногда побеждает божественная". Вы, наверное, помните такого гениального актера Георгия Жжёнова?

А.Г.: Помню, конечно.

Юрий: Не знаю... Читали ли вы его книгу, которая называется "Саночки"?

А.Г.: Много лет собирался, но честно так и не прочел.

Юрий: Очень коротко, он там описывает один эпизод. У них в лагере... Вот когда он сидел в лагере уже после съемок в "Чапаеве". Он буквально умирал с голоду. И вдруг ему из Ленинграда прислали посылку. Чтобы получить эту посылку надо было 17 километров дойти до какого-то штабного почтового пункта. Ну, соответственно, он как человек слабенький - я имею в виду, уже отсидев несколько - лет туда дойти он не мог. Ему сказали: "Вот есть такой офицер... значит... он как раз туда едет на лошади. Но учти это страшный  человек. Он делает все чтобы арестант умер, погиб". И Жженов согласился с ним поехать и взял саночки. И на втором километре он упал в голодный обморок. Когда он очнулся, он был поражён что именно его этот страшный офицер вез на саночках до того почтового пункта. Вот он потом говорил: "Почему у него вдруг проснулась вот эта доброта?" Почему он буквально... Ну он конечно не на себе, а на лошади подвязал вот эти саночки, и он довез его. И вот он благодаря этой посылке... При чем он рассказывал еще... когда он получил эту посылку, он хотел её всю съесть. Но этот офицер сказал ему: "Нельзя сразу есть все. Ты просто умрешь". Потому, что надо понемножку. И он буквально его, извиняюсь,  бил по морде чтобы он не ел все сразу. Вот нельзя, наверное, вот так вот ответить.

А.Г.: Спасибо большое Юрий Никифорович. Не может быть большой актер хорошим человеком. Вот в каком-то таком повседневном бытовом понимании этого слова. Вы еще здесь Юрий Никифорович?

Юрий: Да я здесь.

А.Г.: Я просто хотел в заключение нашего разговора... Я хотел вас попросить публично, чтобы вы не могли мне отказать потом. Мне хотелось на следующей неделе, ну например, 27 числа во вторник вспомнить о том, что в этом году мы празднуем 145 лет ансамбля Песняры. Я вот к чему... Я думаю, что если душа...

Юрий: Дайте я вас прерву.

А.Г.: Не, не, не дам. Если душа... Ой, да... Ну, простите, мы тут... я тут про хорошего плохого человека Чехова и заболтался. Я хотел сказать 45, конечно. Я хотел сказать, что... Ну, наверное, части нашей души, особенно старшего поколения состоят из голоса Мулявина, из песняров. И как-то очень хочется их вспомнить. И тут вам и карты в руки. Поэтому можно я вас попрошу 27 числа провести программу "Серебряные нити". Ну, практически вместо меня. Вы будете говорить а я вас перебивать и подвякивать. Потому что вы же у нас директор культурного центра Песняров.

Юрий: Да имеют такую несчастную заслугу продолжать творчество Владимира Георгиевича. Кстати мало кто знает Владимир Георгиевич Мулявин россиянин. Родился в Свердловске. Но вот судьба занесла его в Белоруссию.

А.Г.: Ну мы пока не будем тут в "Серебряных нитях" отличать одно от другого.

Юрий: Все. Договорились.

А.Г.: Спасибо большущее. Двадцать седьмого мы вызваниваем вас в ефире. А мы возвращаясь к хорошему плохому человеку и к Сложеницыну.

 

Хороший человек или плохой? Мнение по этому поводу в народе расходятся, между прочим. И не только в народе. Как бы... Бог и Дьявол... очень... Ну, просто так для меня это несомненно. Есть целая христианская конфессия, которая занимается исключительно этой внутренней борьбой Бога и Дьявола в душе человеческой. Но дело же не в этом. Как часто мы за этими словами... что-то такое... высоко... и поэтому как бы не до нас. Ну, это такие силы которые к нам никакого отношения не имеют. Они владеют нами и все! "Им овладел Дьявол". А тут вот любимая женщина говорит: "Пошел ты нафиг. Знаешь почему? Вот потому, потому и потому. Вот потому что ты виноват. Потому что ты такой. Ты плохой." Ты думаешь: "Да плохой". Или вот муж говорит жене: "Я люблю другую, потому что ты такая, такая, такая. Потому что ты виновата". И это наверное то, что преодолеть труднее всего. И ту, вот эту сторону которая говорит: "Ты плохой". Ты плохой, и поэтому на самом деле, понять тоже можно. Борьбу внутреннюю, я скорее, на самом деле, назвал бы по старорусски. По текстам 16, 17 века под названием "Борьба живота со смертью". И добрым быть хочется, и выжить ка-то надо. Ну, надо выжить! И как-то сохранить себя. Сколько - если уж вспоминать Сталина - этих плохих хороших людей было? Вот прямо по Чехову, прямо по фильму, прямо по рассказу было в 30-х годах в нашей стране? Ох, мамочка моя. Да все, наверное. Каждый второй. Что одной стороной говорил хорошие слова. Другой стороной подписывал доносы и говорил: "Ну, как же? Выжить же как-то надо. Выжить...". Плохие это были люди или хорошие? Ну как-то надо выживать, например, человеку для творчества... Или выжить когда сердце болит и разрывает грудь? Ну, как-то же надо? И ты вдруг оказываешься плохим потому, что все по-прежнему от тебя чего-то хотят... Не смотря на твою болезнь, боль. И их тоже можно понять потому, что они тоже как-то хотят выживать.

Вот и проще бывает эта борьба. Когда мы говорим о Боге и Дьяволе мы говорим о святых и преступниках. А когда мы говорим о плохом хорошем человеке, мы говорим о каком-то мелком червячке выживания. И вот этом страшном желании услышать. Нет не ото всех... Нет... Ну, хотя бы от кого-то... "А ты знаешь, ты хороший. Ты знаешь, ты сделал все что смог. А ты знаешь, ты не сделал ничего плохого." А иначе ты становишься плохим. Как-то так все в мире устроено.

Музыка.

А.Г.: Кто же он все-таки такой этот плохой или плохой хороший человек? Вот что сказала наша постоянная радиослушательница Ефросинья Иосифовна.

Ефросинья: Ефросинья Иосифовна. Ленинградская область. Мне кажется что ставить вопрос "Что такое хороший человек, что такое плохой человек?" не совсем правильно. Я, например, могу сказать про себя. Я хороший человек. И я уверена, что каждый из нас скажет про себя именно так: "Я - хороший человек". И вот я теперь поняла, наконец, почему в юности мне так мучительно больно было читать "Преступление и наказание". Потому, что мне казалось, что это я иду убивать старуху процентщицу. И я в ужасе откидывала от себя книгу и не могла читать дальше. Много лет я думала о том, что каждый преступник хочет, чтобы его любили. Это значит в нем, в каждом человеке есть та часть души, которая жаждет любви. А любить ведь можно только хорошее. И мне кажется, что в каждом из нас есть потайная комната, и не одна, а много потайных комнат куда мы тщательно запихиваем все то, что не устраивает нас в себе. И поэтому, мы когда смотрим на человека и называем его "плохим человеком", это значит, мы боимся увидеть это в себе... И переносим это на другого человека.

 

А.Г.: А вот боимся ли? Видите, какое вы Ефросинья Иосифовна, полярное по сравнению со мной точку зрения... Она уверенно говорит о себе: "Я хороший человек". А я этого правда, правда сказать не могу. Слишком много вот этого самого категорического требования чтобы ты был хорошим с точки зрения других. Ты не отказываешься таким хорошим как они этого ожидали. И ты слышишь: "Плохой. Виноват." И это... Это даже не вопрос сбрасывание ответственности или чего-то еще. Просто мне все время кажется, что в общественном значении быть хорошим – это потерять себя. Это значит следовать за всеми, соответствовать всем. Ну, не всем абсолютно. Конечно, это уже слишком. А всем в твоем окружении. Всем ближним. Делать так, как они считают нужным. А как же живот? Тот самый из "Борьбы живота и смерти". Ведь дело даже не в том, что его хочется набить. Но просто хочется посидеть иногда и погадить свой животик.

Понимает ли тот самый хороший человек, которого мы ищем самого себя? Да, он понимает, что быть нравственным – это единственный достойный человека способ жизни. Чаще всего, правда, это понимание приводит к тому, что человек сам живет не совсем нравственно. Зато радостно судит других. Потому что сам все время захлопывает те комнаты плохости, безнравственности, мелочности, обманов, доносов, осуждений. Интересно вот вы дорогие радиослушатели, вы больше и чаще говорите о плохих людях или о хороших? Я почти уверен, что таких как Ефросинья Иосифовна очень не много. Тех, кто которые как Иешуа Га-Ноцри способны говорить о других либо только хорошо, либо стараться говорить хорошо. Ведь ничто так не может поддержать как вот это: "Ну, с кем не бывает? На самом деле ты хороший человек". Так просто...  Но мы этого почему-то, совершенно не умеем. Люди, не поэтому ли вокруг нас такое количество плохих? Потому что вот эта идея, что единственный достойный способ жизни человека это соблюдать некоторые нормы общечеловеческой морали, принципы достойной жизни. Я сейчас не буду их конечно перечислять. Ну, вот ведь что получается. Тогда они превращаются во что-то вроде коросты. Улыбки прилипшей к лицу.

Вот, например способность критики самого себя. Это свойство хорошего человека, как вы думаете? Ну, так как почему то сегодня кроме Юрия Никифоровича Доронина никто не хочет думать со мной на эту тему, наверное, большинство согласится. Это хорошее свойство. Тогда почему же мы в эту самокритичность с таким наслаждением любим плевать? Ну как бы с наслаждением говоря человеку, который это способен почувствовать, что он плохой. Почему это доставляет нам такое удовольствие? Может быть, плохие люди это как раз те люди, которые вечно находятся в поисках плохого человека вокруг себя? То есть поисках человека, который еще хуже, чем они сами. Чтобы переложить на него ответственность за собственное неумение жить. За собственную неспособность понимать эту жизнь. Или за свою неспособность кого-либо любить. Ведь как хорошо сказать: "Ты плохой. Ты отвечаешь за все. Ты виноват". Кто он такой хороший человек? Может быть, это тот самый человек, который способен не попасть под влияние толпы? Который способен сохранить свое самосознание на крики: "Ты плохой!". Ну, во всяком случае, спустя многие годы после 1937-го мы некоторое время именно таких людей считали хорошими. Потом опять начали считать, что хорошие это только те, кто соблюдают принципы массовой морали. И вот ведь что удивительно. Мы снова начали считать, что человек который говорит или кричит: "Оглянитесь люди! Посмотрите, что вы делаете! Ну, разве можно так любить или врать о любви? Ну, разве можно?" Оказывается можно, лишь бы снять с себя ту самую ответственность. Включите телевизор. Посмотрите новости и вы убедитесь, что хороший человек - это главная тема программы "Серебряные нити". Хороший человек - это человек, который способен задумываться о происходящем и пытаться понять что сделать, чтобы было лучше. Хороший человек - это вовсе не тот человек, который обнаруживает вокруг себя плохих людей, наклеивает на них ярлыки и делает вид, что он с ними борется. Хороший человек - это тот человек который способен самостоятельно что-то осознавать. И сохраняя себя понимать что он может сделать для того чтобы как-то помочь другому. И это очень сложная задача. Задача тех наших тем. Задача бытия человеческого. Задача человеческой подлинности. Ну и конечно, хороший человек - это человек который в отличии от плохого способен смотреть на себя как на человека которому свойственно ошибаться, заблуждаться и даже оказываться плохим человеком в каких-то событиях жизни. Как-то в моем понимании все наоборот. Тот, кто следует массовым стандартам вдруг в таких испытаниях как 1937 год и сталинские репрессии... Вдруг оказывается человеком плохим. И это, наверное, объективная истина. Именно так.

Ну, что ж мы, может быть, еще вернемся к этим темам. А послезавтра исполняется 135 лет - на сей раз я не ошибся - Московскому цирку на Цветном бульваре. 20 октября 1880 года он открылся. Давайте поговорим о таинствах цирка. Символе цирка в наших снах. О цирке, мистике и магии. О том, за что мы любим цирк и что он значит для нас. Спасибо всем большое. Спокойной ночи.

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.