войти

«2016.01.05 Вдохновение»

музыка исп. Plácido Domingo (Испания):

00:00: Rigoletto: "La donna è mobile";

00:09: Be My Love;

00:21: Siboney;

00:38: Vida Mía.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

Музыка: Rigoletto: "La donna e mobile"

Доброй ночи. Вас не вдохновляет Верди Плассидо Доминго из вечной, теперь уже совсем легендарной серии записей под общим названием "Три тенора". Меня вдохновляет. И, поэтому, наверно, в праздники хочется больше музыки и говорить о чем-то прекрасном, например, о том, что такое вдохновение.

Завтра Рождество, и нас всех ждет, я надеюсь, ждет чувство "вдох духа", чего-то нового, настоящего, подлинного внутри нас самих. Но что оно такое - это "вдохновение" - нормальная вещь или опасная, свойственная только гениям или свойственная каждому, и вот главное - свойственная любви или свойственная труду,и кроме музыки, конечно, стихи, вот наша постоянная радиослушательница Наталья вспомнила стихотворение, которое я когда-то очень любил и которое, наверно, точно передает мои внутренние ощущения по отношению к вдохновению. 

Юрий Левитанский.

Кто-то так уже писал. 

— Кто-то так уже писал.

Для чего ж ты пишешь, если

кто-то где-то, там ли, здесь ли,

точно так уже писал!

Кто-то так уже любил.

Так зачем тебе все это, если

кто-то уже где-то так же в точности любил!

— Не желаю, не хочу повторять и повторяться.

Как иголка, затеряться в этом мире не хочу.

Есть желанье у меня,

и других я не имею —

так любить, как я умею,

так писать, как я могу.

— Ах, ты глупая душа,

все любили, все писали,

пили, ели, осязали

точно так же, как и ты.

Ну, пускай и не совсем,

не буквально и не точно,

не дословно, не построчно,

не совсем — а все же так.

Ты гордыней обуян,

но смотри, твоя гордыня —

ненадежная твердыня,

пропадешь в ней ни за грош.

Ты дождешься многих бед,

ты погибнешь в этих спорах —

ты не выдумаешь порох, а создашь велосипед!..

— Ну, конечно, — говорю,

— это знают даже дети —

было все уже на свете,

все бывало, — говорю.

Но позвольте мне любить,

а писать еще тем паче,

так — а все-таки иначе,

так — а все же не совсем.

Пусть останутся при мне

эта мука и томленье,

это странное стремленье 

быть всегда самим собой!..

И опять звучит в ушах

нескончаемое это —

было, было уже где-то,

кто-то так уже писал!

Ну вот, наверное ,это стихотворение к сегодняшним размышлениям все время

"Пусть останутся при мне

эта мука и томленье, 

это странное стремленье 

быть всегда самим собой!..

И опять звучит в ушах 

нескончаемое это —

было, было уже где-то, 

кто-то так уже писал!"

Ну и вот как бы в ответ Наташе мое  "Облако в штанах" Маяковского:

"Я раньше думал, книги делаются так: 

Пришел поэт, легко разжал уста

И сразу запел вдохновенный простак

Пожалуйста! А оказывается, прежде чем начнет петься, 

Долго ходят, размозолев от брожения, 

И тихо барахтается в тине сердца

Глупая вобла воображения". 

Ну это уже совсем про нас. И все-таки, все-таки, наверное, главный пародокс вдохновения - это любовь или труд? Вот, например, Паустовский в ответ на нашу первую мелодию, почему вдруг Риголетто: "Вдохновение - это как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок". И вот, попробуйте сравнить с письмом одной из наших радиослушательниц. 

"Школа. Задают на дом писать  сочинение, писать очень не хочется, неинтересно и нудно, и даже более того - если на свободную тему, то вообще непонятно о чем писать. Как всегда, доводишь дело до последнеего момента, вечер перед завтрашней сдачей работы, заставляешь себя сесть писать, все же отличница, и понимаешь, что есть слово "надо", вот садишься и начинаешь со скрипом писать, и через какое-то время что-то снисходит на тебя, и перо начинает само писать, едва успевая за появляющимися образами. Так вот это ощущение я и могу назвать "вдохновением", ощущением того, что на тебя снизошла Муза или Фея". 

Вот и что-то похожее очень на нашу Бегущую по волнам,  так она представляется у нас на форуме, писал Петр Ильич Чайковский, он писал: "Если бы я ждал вдохновения, я бы ничего не написал". Труд, труд и только труд, и вот эта "первая любовь" Паустовского - это разные какие-то вдохновения? Что Вы называете вдохновением, как Вы переживаете его в праздники, ну, может быть, вместе, я надеюсь, вместе с любовью и прекрасной музыкой. 

 

Музыка. Be My Love

 

Что же все-таки такое "вдохновение"? Радиослушательница Наталья прилала не только стихи, но и свои размышления над этим. 

"Добрый вечер, мне бы хотелось поделиться своими соображениями о том, когда вдохновение может посетить человека. на форуме программы "Серебряные нити" в интернете высказывалось мнение, что в состоянии вдохновения человек творит не совсем сам,  точнее, не только сам себе и себя, то есть вдохновение- это состояние, при котором к человеку снисходят образы и смыслы. которые, кажется, возникают совсем не из его мыслей. причем снисходят они в очень сконцентрированном виде, со стремительной скоростью. Однако мне кажется, это состояние не приходит случайно, неожиданно.

Участник фоума Lanisto привел статью К. Паустовского о вдохновении, в которой говорилось, что вдохновение - это строгое рабочее состояние человека. Мне тоже кажется, что вдохновение - это результат большого труда творящего человека, то есть видимо, хотя приходящие смыслы принадлежат как бы и не самому человеку, то прийти они могут к тому, кто усиленно мыслит, создает свои смысли. вдохновение - это как бы счастье в ответ на усилия, когда Кто-то Непознаваемый где-то там смлоститься и скажет "Ну ладно, ладно, помогу ему немножко".

У меня это состояние, хотя я не уверена, что это вдохновение, появляется редко и проявляется так: сначала появляется сильное внутреннее переживание, оно обычно возникает в состоянии влюбленности, при чем влюбленности в конкретного человека, когда понимаешь, что благодаря нему открывается что-то новое во внутреннем пространстве и что-то важное должно совершаться и продолжаться, таким образом, вдохновение возникает в любви, может быть, вдохновение и есть любовь. И вот меня что-то сильно волнует и не дает покоя, я пытаюсь ответить на какой-то важный вопрос и чувствую, что внтри меня что-то зреет и набухает, потом проявления этого переживания я начинаю узнавать в некоторых предметах или явлениях, например, в танце снежинок, и кажется, они переживают  также, как и я, наступает такой момент, когда отчетливо понимаешь, что набухшее внутри меня начинает прорывать, снежинки начинают что-то мне сообщать, в голове произносятся отдельные слова, краткие фразы, образы, рифмы, и я пытаюсь их всех запоминать и записывать, и  затем, почувствовав, что ларчик закрыт ,пытаюсь выводить из них толк и сводить их воедино, хотя иногда, бывало, что стих писался сразу весь, еще .если ларчик открывался, когда я сидела за компьютером или письменным столом, то перед прорывом назревшего я пыталась найти те тексты,  которые отзывались во мне, пленяли красотой языка и настраивали на определенный лад, например, такими текстами являлись тектсы Бальзака и Достоевского. И еще одно: наверное, стихи и поэмы пишутся у тех, кто читает стихи и поэмы, слушая, как они в нем отзываются, картины - у тех, кто не устает узнавать смысл, заложенный в полотнах любимых художников и ценить их". 

А. Г. :Хочу обратить ваше внимание на некоторые блестящие Наташины мысли, вот то , что вдохновение - это все-таки "свое", свои усилия, свои мысли, свое выражение. 

 

Николай: Я- рязанский поэт, и я хочу сказать, что это дано человеку от природы, я по себе знаю, что есть минуты, когда я бы хотел писать ,но не могу, а есть минуты, когда  рука торопится  и выводит каракули, и я потом складываю эти каракули в правильные строчки. 

А. Г.: А с чем это связано? Эти каракуди приходят к Вам от перепада погоды, от любви?

Николай: Мне, например, хорошо пишется в дороге, после эмоциональных толчков, когда что-то запало в дущшу, а потом выльется в строки. 

 

А. Г.: Вот эта прозвучавшая и у Наташи мысль, я называю ее "эхом" - эхом человека, которого встретил, эхом любви, когда ты слушаешь что-то, что отзывается в тебе, и однажды это "что-то" вдруг начинает звучать твоим голосом, не голосом поэта, художника,  дождя, шум травы, голос любимой женщины, любимого мужчины, а твоим собственным, и тогда это "твое" вдруг прорывается наружу. Вообще-то в знаменитом легендарном энциулопедическом словаре, вышедшем в конце 19-начале 20 века статью о вдохновении писал русский философ Владимир Соловьев:

" По этимологии своей слово "вдохновение" указывает на первоначальное представление о причине этого явления, а именно, предполагалось, что в человека входит постороннее духовное существо и более-менее полно овладевает его душевными способностями, возвышая и усиливая их. Именно качество этой посторонней силы, входящей в субъекта и находящей на него вдохновения как наития обуславливается, согласно такому представлению, различием между  положительным вдохновением, или наитием свыше и одержанием, или бесноватостью".  

 

Людмила Михайловна: Я хочу сказать про вдохновение: немножко таланта, а главное - очень много труда. 

А. Г.: Без труда, как известно, не выудить и рыбку из пруда. тем не менее, осталось только выяснить, то же такое этото труд, приводящий к вдохновению. В некотором смысле,каждый тенор поет как Плассидо Доминго, но все-таки Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Лучано Паваротти пели абсолютно уникально и абсолютно ни на кого не похоже, и именно эта их удивительная непохожесть дарит вдохновение. Какой-то, все-таки, особый труд имеется в виду,  можно, конечно, к примеру, рыть яму от забора и до обеда, но я не очень уверен, что от этого случается вдохновение, хотя у поэта, хадожника или писателя, может, и случается, недаром же многие у нас считают, "что всех этих бездельников надо заставить что-то рыть, и желательно кайлом и в вечной мерзлоте", но это особое мнение, но есть какая-то загадочная характеристика у этого труда, который приводит, в конечном итоге, к взрыву любви, и не обязательно к человеку, который, по сути своей взрыв любви и есть вдохновение. 

 

Музыка: Siboney

 

Андрей: Что такое вдохновение? Я думаю, что это дар Божий. 

А. Г.: Что такое Божий дар? Какой главный Божий дар есть в жизни? Главный Божий дар - это мы, потому что в каждом человеке  - Божья искра, человек - главный Божий дар. жизнь человеческая, его душа, дух, внутренний человек, который в каждом из нас есть, а какой еще дар мы можем принять и забрать собой через смертную черту,  кроме этого душевного, или духовного дара. Вот дар - это прикосновение Божие или открытие чего-то такого в себе? А как же тогда труд? Мне очень нравится, как сформулировала Бегуща по волнам: не хочется в школе писать сочинение, сидишь, потом раз, и как будто рука сама начинает писать, это вдохновение?

Андрей: Какое-то событие, встреча очень сильно меня впечатляет, когда что-то необычное происходит, этл может быть даже стресс. 

А. Г. : .А по радио это может быть, я что-то говорю, и вдруг у Вас возникает вдохновение?

Андрей: Я думаю, что может быть, что-то происходит в общении между людьми, что как раз один другого вдохновляет. 

 

А. Г: Вдохновение - это любовь! Вот что сказал наш постоянный радиослушатель Виктор из Уфы:

"Вдохновение - что-то производное от дышать, то есть вздохнуть,подразумевается,  а как вздохнуть, если перед этим не выдохнуть, то есть подразумевается ритм, физиологически любое живое существо испытывает желание вдохнуть, а выдохнуть - это происходит в силу непреложного инстинкта; хочешь вдохнуть свежего воздуха - выдохни отработанную предыдущую партию, хочешь испытать новый качественный подъем - изволь отработать, отдать вовне реализацию приобретенного прежде потенциала, что касается второго корня слова - "новое":  созданное в творчестве не может быть не новым, иначе это будет не творением, а воспроизводством, хобби, ремеслом"

А. Г.: И в самом конце, позвольте мне вновь вернуться к Левитанскому: 

"Пусть останутся при мне

эта мука и томленье,

это странное стремленье 

быть всегда самим собой!..

И опять звучит в ушах

нескончаемое это —

было, было уже где-то,

кто-то так уже писал!

Но позвольте мне любить,

а писать еще тем паче,

так — а все-таки иначе,

так — а все же не совсем". 

Вдохновение для меня  и подлинное я - это одно и то же. Внутри человека живет чудо, хотите - Бог, хотите - внутренний человек, строго разумный дух Гегеля. Вдохновение - это миг, когды мы любя, трудясь, освобождаемся от мусора, от всего наносного, что на нас налипло, накрутилось. Наше обычное повседневное "я" сплошь состоит из всего наносного: из того, что внушили нам родители, школа, народные, государственные традиции, запреты, законы, словом, суперэго, сказал бы Фрейд. И когда начинаешь искать свое настоящее "я", "я", которому "позвольте мне любить так, как я люблю, позвольте мне писать так, как я пишу", откуда это берется, как кто-то или что-то это подлинное "я" очищает, и тогда кажется, что в тебе что-то такое не совсем свое, оно не чужое, оно не противоне, не сопротивляющееся, помните, как я часто вспоминал, как писали Ильф и Петров, что не знали, как повдет себя Остап Бендер, но получали от этого несказанное удовольствие, от того, что он вел себя как хотел, и гениальная вещь получилась. К чему я это говорю? Когда Бегущая по волнам пишет о том, как мы пишем сочинение, это мы производим научную интеллектуальную работу, мы производим все равно то же самое, о чем писал Левитанский, мы оказываемся перед горой литературы, начиная со школы и заканчивая дрокторской диссертацией, и из этой горы литературы нам нужно вбрать то, что соотвествует нашему внутреннему "эху", выбрать что-то свое, цитатами тоже можно выразить себя, Наташа выражает себя с помощью Левитанского, кто-то выражает себя с помощью Паустовского, причем Паустовский по-разному писал о вдохновении, как о любви и как о труде, каждый находит свое и выражает себя, и даже этот набор цитат в настоящей творческой диссертации, в книге, которая написана авторски, обнаруживая что-то свое, он все равно будет понят, прочувтвован, использован автором по-своему, это и есть вдохновение, потому что вдохновение - это открытие себя без мусора, это когда ты открываешь ,что вот это - твоя настоящая любовь, а что-то, что было вокруг, было ошибками, глупостями, более или менее болезненными, а вот это настоящее и вот это дарует вдохновение;  вот это твоя мысль, и это дарит вдохновение, вот это твои  мелодии, которые звучат, и с их помощью можешь избавиться от тоски и почувствовать себя собой, и вот эта вечная сосущая пустота в груди прекращается, потомму что ее заполняет эта  мелодия, и я включаю в программу "Серебряные нити" разные мелодии, чтобы вы могли найти среди них свое лекарство, оно же вдохновение, также открываются люди, не обязательно партнеры в интимной жизни, люди - учителя, друзья, они открываются как эхо тебя, как что-то подлинное в тебе, как что-то, через кого ты можешь свою подлинность открыть, и тогда ты получаешь вдохновение. Возможно, со словом "Чистилище" у католиков связано что-то похожее, у православных - с понятием "покаяние", ведь "покаяние" - это когда освобождаешь себя от мусора, от оболочки чего-то, ведь "грех"в буквальном переводе означает "ошибка",чего-то, что есть твоя ошибка, осознаешь, признаешь хотя бы для себя, ты как будто раздеваешься, и изнутри поднимается что-то настоящее: настоящая любовь, настоящее знание, твое, потому что другого знания, объективного, не бывает, оно всегда субъективно связано с вдохновением, то, что ты, правда, знаешь, это вдохновенно, даже если это знание потом оказывается ошибочныи м даже если оно изначально было негативным. вдохновение - это и есть прорыв к самому "позвольте мне любить, а писать еще, тем паче, так, а все же не иначе, так, а все же, не совсем". И поэтому так точно пришлись для меня эти стихи Левитанского ,потому что именно этого я и желаю весм вам в праздник Рождества, потому что Рождество - это праздник, в который рождается в душе что-то чистое и ничем на запятнанное и абсолютно личное, а потому глубоко человеческое. 

 

Музыка: Vida Mia

 

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.