войти

«2016.01.28 Впечатлительность»

музыка:

00:00: Dusty Springfield - Blossom Dearie;
00:05: Dusty Springfield, "The Lana Sisters" ("Seven Little Girls") - Sitting On The Back Seat;

00:23: "The Springfields" - Far Away Places;

00:39: "The Springfields" - Island of Dreams.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

00:00: Музыка. Dusty Springfield - Blossom Dearie.

А.Г.: Доброй ночи. Сегодня по постоянному телефону прямого эфира программы "Серебрянные нити" - 495 956 15 14 этот телефон - мы хотели поговорить ещё об одном свойстве натуры человеческой, а именно о впечатлительности, о способности впечатывать в нашу память и в нашу личность какие-то ощущения и воспоминания. Впечатлительность не такое простое качество, как может показаться на первый взгляд, потому что не всегда понятно это хорошо или плохо. С одной стороны, часто говорят, что ребёнок в принципе впечатлительнее, чем взрослый. А с другой стороны, мы набираем всевозможных впечателений в детстве. Они впечатываются в память и потом, во взрослом возрасте, мы начинаем искать новых впечателений, правда? И чего-то нам не хватает, более того, врождённая впечатлительность, когда говорят о себе: "Я человек чрезычайно впечатлительный", как писал великий наш педагог Ушинский в своей знаменитной книге "Человек, как предмет воспитания": "Сильная прирождённая впечатлительность, не находящая себе ограничения в других прирождённых свойствах нервной системы, часто мешает человеку противопоставить ей силу и обширность внутренней самостоятельной работы".

И действительно, как так получается, что мы порой очень часто так и ограничиваемся впечатлениями и человеческое Я становится набором впечатлений, без всякой внутренней работы. Впечатлительность детства, впечатлительность взрослого человека - это нужное качество, как вы считаете? Что в вашей жизни оставило наибольшее впечатление? Вообще, каких впечатлений человек ищет в жизни? Кто они такие, вот эти самые новые впечатления? Обо всём об этом сегодня в прямом эфире по телефону 495 956 15 14.

00:05: Музыка. Dusty Springfield, "The Lana Sisters" ("Seven Little Girls") - Sitting On The Back Seat.

А.: Когда Марине Цветаевой было 6 лет - а мы продолжаем тему русской поэзии, всегда, видимо, будем продолжать - она, Марина, увидела в концертном исполнении сцену объяснения Онегина и Татьяны в саду. Как раз ту сцену, которая следует после письма Татьяны. И Цветаева так примерно описывает своё восприятие и его последствия:

"Скамейка. На скамейке - Татьяна. Потом приходит Онегин, но не садится, а – она - встает. Оба стоят. И говорит только он, все время, долго, а она не говорит ни слова. И тут я понимаю, …что - это - любовь: когда скамейка, на скамейке - она, потом приходит он, и все время говорит, а она не говорит ни слова.
   … Моя первая любовная сцена была нелюбовная: он – не - любил (это я поняла), потому и не сел, любила - она, потому и встала...

    ... Эта первая моя любовная сцена, предопределила все мои последующие, всю страсть во мне несчастной, невзаимной, невозможной любви.
    ... Если я потом всю жизнь по сей последний день всегда первая писала, первая протягивала руку - и руки, не страшась суда - то только потому, что на заре моих дней лежащая Татьяна в книге, при свечке, с растрепанной и переброшенной через грудь косой, это на моих глазах - сделала. И если я потом, когда уходили (всегда - уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей.

    Урок  смелости.  Урок  гордости.  Урок  верности.  Урок  судьбы.   Урок одиночества
".

Иногда ты это понимаешь, вот понимаешь и всё, как, наверное, лет в 16, в ту самую пору ярких впечатлений юности, про которые у нас музыкальная пауза. Ты читаешь "Мастера и Маргариту", и эта книга оставляет печать на тебе на всю жизнь. И ты всю жизнь пытаешься найти свою Маргариту, забывая о том, что это литературный персонаж. И ты живой человек и Маргарит, наверное, на свете не бывает или они какие-то совсем другие. Впрочем, вот что мудро сказала по поводу впечатлительности наша постоянная радиослушательница Наталья.

Наталья: Сегодня мы говорим о впечатлениях и впечатительности. Мне слышится в слове "впечатление" прежде всего слово "печать". Что-либо: мелодия, монолог, явление, событие производит на нас впечатление, когда оно буквально впечатывается, углубляется в нас. Запечатлевается - то есть делает в нас оттиск. Сильное впечатление, видимо, как и чудо, о котором мы недавно говорили, предполагает небольшой разрыв привычной реальности и, наверное, остановку времени, точнее, временную потерю чувства времени, например, вследствие удивления, как отмечали наши форумчане в Интернете, или, может быть, вследствие ощущения того, что суть впечатляющего явления затрагивает что-то глубинное в нашей собственной душе. Открывшийся смысл картины, например, может нас в чём-то увещевать или разъяснять что-либо, что нас мучило и не давало покоя. Впечатление, наверное, ведёт к ясности или к открытию чего-то ранее не предполагаемого. Впрочем, степень интенсивности и чистоты производимого на нас впечателения, возможно, в том числе может зависеть от того, насколько человек искушон и посвящен в те или иные вопросы. Например, если человек никогда не бывал за границей, то, видимо, любая заграница произведет на него сильное впечатление. Или, чем меньше человек, скажем, читает серьёзную научную литературу, тем больше впечатления может произвести на него первая же научная работа, которую он берется изучать. То есть, чем более пустым является сосуд, тем, видимо, к большему впечатлению он открыт, как бы мы не понимали пустоту: как первоначальное отсутствие знания и опыта, вообще, интересов, целеполагания, так и как состояния, которого мы пытаемся достигнуть внутренним услилием отказа от закостеневшей структуры знания. Ещё, наверное, важно отделить друг от друга понятия впечататлительности и сентиментальности. Внешние проявления их, вероятно, могут быть, похоже. Но сентиментальность, как мне кажется, это склонность к поверхностным, легковызываемым реакциям и эмоциям. А впечатлительность предполагает открытость души к затрагиванию её глубинных пластов и переживаний. Спасибо за внимание.

А.: Вам спасибо, наоборот, Наташа, потому что надо, наверное, действительно учиться чувствовать что-то. Вот, например, сам по себе поиск новых ощущений без их анализа, может быть, именно он и есть то, что мы имеем в виду под сентиментальностью. Нет, ну правда, потому что это поиск страстей, поиск не только ведь новых впечатлений, но и сильных впечатлений. И кажется, что какую-то дыру или пустоту в тебе могут прикрыть эти самые сильные ощущения, такие же сильные, как они были в юности, или такие же сильные, как они были в детстве. И мы пытаемся коллекционировать эти впечатления, правда? Ведь мы составляем огромные коллекции впечатлений по той простой причине, что... Вот, например, селфи. И вообще огромное количество фотографий, бесконечное количество фотографий, видео в гаджетах, мобильных телефонах - это же попытка коллекционировать впечатления. "Остановись, мгновение, ты прекрасно!" Возможно, именно впечатлительность или, по мысли Натальи, сентиментальность сегодня оказывается нашим врагом? Ну правда, как в точности по Ушинскому: постоянный поиск сильных впечатлений "мешает человеку противопоставть ей (то есть впечатлительности) силу и обширность внутренней самостоятельной работы". А вместе с тем, обратите внимание на одну поразительную вещь. Скажем, в исследовании знаменитого Чезаре Ламброзо "Гениальность и помешательство", он как раз считал, что гениальный человек, гений вообще, отличается от обыкновенного именно тем, что обладает утонченной и почти болезненной впечатлительностью. И по мере развития умственых способностей впечатлительность человечества, людей, как целого, растёт и достигает наибольшей силы в гениальных личностях, оказываясь одновременно источником и их страданий и их славы. Кроме повышенной впечатлительности эти самые сильные умы, по Ламброзо, обладают и сильными страстями, придающими особенную живость их идеям. Но, в то же время, чрезмерная впечатлительность их и губит, практически сводит с ума, являясь источником их нервных потрясений, нередко связнанных с необузданным воображнением. "Такие натуры более чувствительны в колличественном и качественном отношении, чем простые смертные. А их восприятие жизни, их впечатления глубоки и долго остаются в памяти, комбинируясь различным образом. Малейшие мелочи и случайные обстоятельства, подробности, которые незаметны для обыкновенного человека, глубоко западают в душу людям одарённым и перерабатываются на тысячи ладов, чтобы воспроизвести то, что обычно называют творчеством".

Я вот на что хочу обратить ваше внимание, что для Ламброзо, независимо от того, что он, наверное, прав, и гениальные и просто великие люди страдают и сильной впечатлительностью и сильными страстями, но самое-то ведь главное в том, чтобы их во что-то перерабатывать, превращать в слова, понимать, а не коллекционировать, потому что коллекция эта - мечта, что прячет человека от его собственного ума и его собственного я, потому что тогда впечатление просто впечатываются, как текст, и для своего собственного я не остается места. А гениальная личность, как писал Ламброзо, она перерабатывает это впечатление. Может быть, таких сильных впечатлений в жизни гениальных людей и немного, но - уж простите меня за каламбур - они производят, эти немногие впечатления, производят такое сильное влияние, что человек начинает перерабатывать их в свою собственную структуру мира. Но только для этого их каким-то образом надо сложить, нужно понять, зачем эти фотографии остались у тебя фотоаппарате. Что ты хочешь из них слепить? Что ты хочешь понять, даже про самого себя так, как понимала это Цветаева. Вот, например, как бы в подтверждение слов Ламброзо, можно ещё одну цитату на сей раз из Ницше...? Здравствуйте, Елена Константиновна. Простите, не заметил, аллё.

Е.К.: Александр Геннадьевич, я хотела бы, чтобы вы как-то проанализировали такое событие, которое со мной произошло. 65 лет назад был фильм "Текут мутные воды". Очень сильный фильм. Аргентинский. Запомнила только, что Уго дель Карриль играл, красавец. И бедная его мать потеряла, его убили. Картина начинается с того, что мать, растрепанная старуха - в прошлом она  была аристократка - идет, не понимая куда, зачем. Почему в 12 лет на меня это произвело такое впечатление я не понимаю до сих пор. Не спала я ночь и запомнила на столько времени. Теперь, когда я смотрю на себя, этот образ мною точно повторен. Я так точно себя веду, потеряв сына. Откуда такой прогноз? Что это? В мистику я не верю, но что-то в этом есть.

А.Г.: Да, есть, Елена Константиновна. Во-первых, примите наши соболезнования, хотя этих слов всегда мало и это понятно. Я думаю, что душа бессмертна, мы что-то знаем про себя, когда появляемся на свет. Я думаю, что в таких ощущениях и переживаниях есть некоторое чудо, потому что оно позволяет верить в то, что времени в нашем человеческом понимании не существует, когда мы чувствуем что-то в самой юности, когда мы ловим какую-то сцену в кино. А может быть, всё не так, и это всего лишь импринты, какие-то образы, которые мы запечетлеваем в памяти в юности, и они отчасти определяют нашу жизнь. Я боюсь, что и то и другое верно, и то и другое неким окончательным образом не доказуемо. Я думаю, что во многих феноменах дежавю и во многих феноменах такого сродства очень определённым ощущением есть наша бесконечность всё-таки, бесконечность личности человеческой. Иногда это очень больно, а иногда позволяет узнать что-то новое и очень важное про себя, позволяет поверить в эту бесконечность. И тогда как-то есть надежда на то, что и уход из жизни вашего сына - это тоже ещё не конец и мы всё-равно встретимся, раз о нас существует бесконечность, раз ребёнок откуда-то в детстве, подхватывая образ из фильма, знает, что он будет иметь к нему какое-то отношение. Я, наверное, довольно путано говорил, чтобы немного развеяться ещё одна музыкальная пауза. 

00:23: Музыка."The Springfields" - Far Away Places.

А.Г.:  Еще одна цитата из Ницше, которая, на мой взгляд, имеет к очень многим сегодня самое непосредственное отношение. Это цитата из книги "Ecce Homo, как становятся самим собой": "Могу ли я осмелиться указать ещё одну, последнюю черту моей натуры, которая в общении с людьми причиняет мне немалые затруднения? Мне присуща совершенно жуткая впечатлительность инстинкта чистоты, так что близость - что говорю я? - самое сокровенное, или "потроха", всякой души я воспринимаю физиологически - обоняю... В этой впечатлительности - мои психологические усики, которыми я ощупываю и овладеваю всякой тайною: большая скрытая грязь на дне иных душ, обусловленная, быть может, дурной кровью, но замаскированная побелкой воспитания, становится мне известной почти при первом соприкосновении. Если мои наблюдения правильны, такие не примиримые с моей чистоплотностью натуры относятся в свою очередь с предосторожностью к моему отвращению: но от этого они не становятся благоухающими... Как я себя постоянно приучал - крайняя чистота в отношении себя есть предварительное условие моего существования, я погибаю в нечистых условиях..."

Я хотел сказать, что вы знаете о чём пишет Ницше? Если говорить проще, он пишет ещё об одной стороне впечатлительности, о брезгливости. Сам Ницше считал себя исключительно чистым человеком. Вот ещё одна цитата из "Ecce Homo": "я как бы плаваю, купаюсь и плескаюсь постоянно в светлой воде или в каком-нибудь другом совершенно прозрачном и блестящем элементе. Это делает мне из общения с людьми немалое испытание терпения; моя гуманность состоит не в том, чтобы сочувствовать человеку, как он есть, а в том, чтобы переносить само это сочувствие к нему... ".

И я хочу сказать, что сейчас таких нас очень много, которые себя считают чистыми, а практически всех окружающих усиками обоняния ощущают, как грязных, как недостойных нашей чистоты. Ницше в конце концов  - это, наверное, многие знают - жизнь оставила в полном одиночестве. Он никогда и ни с кем не был близок, кроме сестры в детстве. И всё вот эти усики, которые - видите? - он тоже называет впечатлительностью. Вот так как-то. Здравствуйте, Ольга Григорьевна. Аллё? Ольга Григорьевна из Москвы есть у нас? 

О.Г.: Есть-есть. Здравствуйте, Александр Геннадьевич.

А.Г.: Здравствуйте, Ольга Григорьевна.

О.Г.: Я хочу рассказать о своей впечатлительности. Довольно странно, я освобождаюсь с помощью... Ну вот, например, иду к неврологу, которая 10 лет терроризирует весь наш район и меня, в частности. И нахамила она мне. Я не могу ничего сделать, не жаловаться, ничего, целиком от неё завишу. Я прихожу домой, пишу эпиграмму. И в следующий раз я иду и очереди всей зачитываю, все смеются. И я вроде отомщена. И у меня всё это проходит в душе. Другой пример. Я стояла в 2005 году, чистила картофель. Весна, март, слякоть, дождь в окно. По радио передают на кухне о том, что погибли наши ОМОНовцы, причем от своих. Загорск. Что на меня нашло? У меня нож из рук падает, я бегу и пишу стихотворение. Потом оно перешло в песню. А потом, когда я послала в газету "Московский Комсомолец" 8 или 10 своих песен, они напечатали 11 марта 2005 года как раз эту антивоенную песню. И у меня всё успокоилось. Я вот таким образом выплёскиваю это на бумагу. Причем мне это посоветовала делать детский врач-психиатр Мамцева. Когда я ехала с ребёнком на консультацию, я рассказывала, что, как... Она мне  сказала: "Пишите книгу". Я стала писать и всё, действительно, успокаивалось.

А.Г.: Да, действительно, это так. Спасибо, Ольга Григорьевна.

О.Г.: Почему?

А.Г.: Потому что так же действовали все гении, как и вы, ну правда. Потому что они, даже Ницше.. Вот он выплёскивает что-то на бумагу... И, вобщем, то, что я читал, не есть что-то приятное про Ницше или про это самое "как становятся самими собой". И вовсе к неприятным последствиям отнеслось вот это впечатление Цветаевой - правда? - с которого я начал. Есть прекрасные впечатления. И я могу прочесть еще одну чудную цитату - сегодня вечер цитат - из воспоминаний когда-то знаменитого у нас, все мы его знали, во всяком случае в юности, австрийского ученого -этолога, который изучал поведение животных, Конрада Лоренца.

"Конец лета, пожалуй, самое чудесное время года в северо-альпийских долинах… В это время года я часто вновь переживаю минуту, которую помню удивительно ясно, хотя с тех пор прошло семьдесят лет. Я уверен, что тогда еще не учился в школе и даже не умел читать. Мы гуляли по заливным лугам Дуная, и я, непослушно убежав вперед, несмотря на запрет моей опасливой матери и даже еще более опасливой тетушки Ядвиги, стоял среди кустов почти на самом берегу. У меня над головой раздались странные металлические звуки, и я увидел высоко в небе стаю диких гусей, летящих вниз по реке. Человеческие эмоции развиваются очень рано и остаются неизменными до конца жизни". Точно так же, как и образы, которые их сопровождают, те самые впечатанные в душу образы.

"Я и сегодня вновь ощущаю то, что ощутил тогда. Я не знал, куда летят эти гуси, но мне хотелось отправиться с ними. Меня переполняла романтическая жажда странствий, от которой вздымалась грудь и сердце готово было разорваться. Я хотел лететь за гусями. И впервые – это я знаю точно – тогда во мне возникло непреодолимое желание выразить себя творчески, чего-то написать.  

…Романтика моего детства… пробуждается вновь, когда высоко надо мной пролетают наши дикие гуси, и детская мечта становится явью, когда они, словно в волшебной сказке, спускаются на мой зов".

Он, действительно... Простите, ЛОренц его фамилия, не ЛорЕнц, на первый слог ударение. Я хотел сказать, что Конрад Лоренц написал много замечательных книг и, действительно, научился приманивать диких гусей к себе так, как мечтал об этом всё детство. И, кстати говоря, он же одним из первых развил учение об импринтах. Но самое главное, наверное, самое главное и самое важное - это всё та же вечная тема - мы с вами коллекционируем впечатление ради впечатления, как страсти, ради страстей? Или мы всё-таки ищем главное впечатление своей жизни или важные для нас впечатления и учимся их каким-то образом превращать в текст, как Ницше в стихи, как Цветаева и Ольга Григорьевна? В этом самое главное - становление самого себя. В завершение, наверное, ещё одна цитата из
Ушинского: "Если быстро усваиваемые впечатления быстро же и сменяются другими, не оставляя по себе прочных следов, то это может даже помешать душевному развитию. Часто приходится желать, чтобы дитя было менее впечатлительно и чтобы меньшая впечатлительность дала ему возможность сосредоточиться ... на переработке того материала, которым она - особенно в школьные годы - загромождается, не имея ни силы, ни времени справиться с ним как следует. Слишком впечатлительное дитя часто развивается медленно именно по причине этой, слишком большой впечатлительности."

Я остановлю на этом цитату, чтобы объяснить одну очень простую и принципиально важную для нашей программы вещь. Дело в том, что вся сегодняшняя жизнь, компьютерная жизнь молодых людей, детей направлена на получение огромного количества впечатлений, которыми, действительно, забивается душа, и которые не оставляют никакого времени для внутренней работы. И, действительно, ну правда, мы и не оставляем себе времени для этой самой внутренней работы души над полученными впечатлениями, потому что всё направлено на то, чтобы забить коробочку, телевизор, проигрыватель DVD, компьютер. Бесконечное количество впечатлений теперь можно получить даже в телефоне, который лежит в кармане. Так что давайте всё-таки вместе задумываться и говорить об этом. Спасибо всем большое.

00:39: Музыка."The Springfields" - Island of Dreams.

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.