войти

«2016.03.15 ''Лобстер'' (фильм Йоргоса Лантимоса)»

музыка:

00:00: Фрагмент м.ф. "Баранкин, будь человеком!";

00:12: Sophia Loren - S'agapo;

00:26: Nick Cave, "The Bad Seeds" - Where The Wild Roses Grow;

00:39: Arleta - Apo Mesa Pethamenos.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

2016.03.15 Тема радиопередачи фильм Йоргоса Лантимоса «Лобстер».

Музыка: Фрагмент м.ф. "Баранкин, будь человеком!".

Музыка: Д.Шостакович (Borodin Quartet) - String Quartet No.8, Op.110 in C minor - IV Largo

Доброй ночи. Наверное, наш любимый с детства Баранкин что-то понял про то, что все-таки стоит оставаться человеком, но этого так до конца не смогли понять, то ли мы все, забывшие про Баранкина, то ли герои гротескных фантазий Йоргоса Лантимоса, современного греческого режиссера, который шесть лет назад больно стукнул всех фильмом «Клык», номинированным на Оскар. А теперь собрал целый урожай в Каннах, теперь - это в прошлом году, включая главный приз жюри и приз зрительских симпатий с фильмом «Лобстер». И это конечно один из самых странных, самых многозначных и, наверное, самый незабываемый фильм, по крайней мере, прошлого года. Я не знаю, смотрели ли вы этот фильм. Мне все равно придется попытаться сделать неблагодарное дело и его пересказать.

Итак, мы находимся в некотором мире, который чем то, до зубной боли, напоминает наш. На самом деле в этом мире есть город и в этом городе живут люди, которые не могут оставаться одиночками они по правилам этого города должны обязательно спариться, простите меня за это слово, именно, спариться, найти себе пару. Поскольку одиночки, люди, живущие одни, находятся вне закона. Если от вас ушла жена, как от главного героя фильма Дэвида, полнеющего мужчины лет под сорок (Колин Фаррелл обзавелся лишними 20-ю килограммами для этой роли) и если вы остаетесь больше месяца в одиночестве, то тогда к вам подходит полиция и настойчиво отправляет в вас в некий санаторий. В котором вы имеете выбор, либо найти себе новую пару из числа постояльцев, либо превратится в заранее выбранное вами животное в специальной комнате трансформации. Что там происходит никто не знает и вообще очень сомнительно превращаются ли там люди действительно в животных, поскольку среди пациентов санатория, ходят слухи, что буквально все органы тел в этой комнате отправляют для пересадок или другого нужного использования. Что же там превращается в животное, в конце концов, непонятно, но животные из этой комнаты действительно появляются.

Отель затерян в огромном лесу, этакий вывернутый наизнанку отель, в котором разбиваются сердца. За 45 дней нужно найти себе пару. Есть строгие заповеди в этом отеле: нельзя мастурбировать, нельзя лгать и притворяться. Поэтому, наверное, лгут и притворяются там все. Для того что бы найти себе пару нужно найти что-то объединяющее. Объединяющим почему-то всегда является какой-то дефект, например общая хромота, носовое кровотечение, но может быть и взаимная любовь обоих к цитрусовым. На общих вечерних сборищах лысый дядечка похожий чем-то на Евгения Моргунова бархатным баритончиком мурлычет. Услужливые горничные ежедневно навещают мужчин и добросовестно трутся о них попами, что бы те были возбуждены. Поскольку на штаны вешают замки, что бы невозможно было мастурбировать, и это очень сильно стимулирует поиск пары.

Гвоздь программы это периодические рейды в лес, для охоты на живущих в лесах других людей. Но их не убивают, их усыпляют, что бы доставить в санаторий и превратить в животных. Один такой "человеко-трофей" прибавляет в копилку везунчика лишний день жизни. Есть героиня по имени "Равнодушная", у них вообще только клички и только главный герой имеет имя. В конце концов, главный герой сбегает в лес, потому что он пытается спариться с этой дамой, которую зовут Равнодушная. Пытается изображать себя совсем равнодушным, но в результате она убивает собаку, которую он привел в санаторий. А собака была его братом, который тоже остался когда-то один. И он видит расчлененный в её ванне труп собаки-брата и сбегает в лес. Там натыкается на прямо противоположное общество.

Общество одиночек. Оно противоположно обществу санатория, потому что  в этом обществе любить нельзя. Если в санатории требуется, что бы вы обнаружили какую-то общность друг с другом, то в обществе одиночек никакой общности и никаких чувств, никаких поцелуев, никакого, упаси господи, секса быть не может. За это предусмотрены свои кровавые наказания, например кровавый поцелуй, когда людям отрезают губы, если они поцеловались. Или кровавый взгляд, когда ослепляют, за обмен влюбленными взглядами. Они даже не могут друг с другом танцевать. Каждый из них топчется сам с собою, под свои какие-то наушники и плееры. Ужасно напоминает современных молодых людей с гаджетами в метро.

Как бы и все, и третьего не дано. С одной стороны санаторий и город, а с другой стороны этот самый лес с его одиночками. Они как две стороны одной медали. Вот собственно и все, потому что конец фильма остается открытым, но может быть, мы поговорим о нем чуть позже. Вот что сказала наша замечательная слушательница Евфросиния Иосифовна.

Евфросиния: Добрый вечер. Что же касается фильма, то мне хотелось сказать, что антиутопии будут очень модным явлением, а почему хотелось бы понять. Фильм я смотрела с содроганием и с отвращением, потому что это люди, которые совершенно бесчувственные и совершенно беспомощные, загнанные в тюрьмы. Одна тюрьма - город, где нельзя быть одному, а люди все равно не умеют любить, а другая тюрьма - лес, где нельзя любить. И люди говорят, говорят, что бы за словом, за говорением, так видно, что внутри почти ничего нет, не живые. И даже не люди, а фишки какие то, которыми все манипулируют. И не горячие, и не холодные, а какие-то теплохладные люди.

 

495-956-15-14 - постоянный телефон прямых радио эфиров «Радио России» и программы «Серебряные нити».

А вот Евфросиния Иосифовна вспоминает апокалипсис, это оттуда слова «Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр.3:15-16). Мне кажется, что этот фильм действительно противно смотреть. Противно потому что ты в нем вдруг узнаешь какие-то противные стороны окружающего тебя и мира, и самого себя. Этакий апокалипсис, который устраивают себе сами люди. В действительности без особого участия власти. Но разве в нашем мире молодые люди не ищут себе пару по проще и не пытаются как то так найти какое-то элементарное сходство. Иногда мне кажется, что герои фильма общаются где-то в социальных сетях, в интернете. Как будто они не ощущают друг дуга, а словами обмениваются, переписываются. Как будто между ними какая-то стена. Может быть, это и есть тот подлинный конец света, потому что свет кончается вместе с человеческой душой.

Музыка:  Sophia Loren - S'agapo

В конце концов, для современного общества для того что бы заслужить признание обязательно нужна нормальная семья. Я не нас имею в виду, я имею в виду весь мир. Даже если внутри этой семьи все не нормально, то все равно для политика самое главное сохранять пристойный внешний вид. Ну, а что, в любой компании мы стремимся выбрать себе партнера по принципу "он как я", найти что-то общее. Это значит, что мы в другом человеке ищем себя любимого. И все эти фальшивые встречи, вместо живого общения в социальных сетях. Ну и разве нет? Разве когда мы ищем такого же, как я мы не ищем в каждом встречном себя? Не его, а себя. Может быть это и есть, начало того самого апокалипсиса. Вообще, вряд ли конечно со мной согласятся критики, но некая внутренняя библейская идея мне кажется, во всем этом вообще существует. По той причине, что если вы задумаетесь над фильмом, то может быть почувствуете это. Книга бытия, Ветхий Завет, 2 глава, стих 18 «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». Я бы сказал, что вот из этой рекомендации Бога или его размышления из Ветхого Завета есть одна странная такая вещь. Вот стоит эту мысль нехорошо, превратить в закон, как он тут же начинает уродовать человеческую душу. Поскольку мысль, благодать, чувства, действуют изнутри, а закон снаружи. О чем фильм «Лобстер»? Ну, о том, что однажды сказал Господь Бог. И люди взяли и сделали это главным законом своей внешней жизни. Вот собственно и все. Между прочим, после этого в книге бытия, Бог создал животных полевых и птиц небесных и привел их к человеку. Наверное, вот это странная завязка на один из самых древних мифов. Или одну из самых древних человеческих мечтаний об оборотнях и превращении человека в животное, которыми полны метаморфозы Овидия. Мы рождены что б сказку сделать былью. Вот в этой ситуации люди из сказки делают быль. Превращают миф о трансформации в закон, в юридическое правило, и вдруг начинают исчезать души ровно от этого. Кто знает, а может быть я не прав. Вот что сказала наша слушательница Дарья. 

Дарья: Для меня фильм Лобстер никакая не антиутопия, а самая настоящая реальность. Это сатирическое сочинение Йоргоса Лантимоса на тему нашей с вами жизни. Всякая сатира, особенно если она нацелена на тебя, неприятная на вкус, поэтому этот фильм очень сложно смотреть. Проще назвать его "чернухой" на том и успокоиться. На мой взгляд, центральная тема фильма это попытка вскрытия мифологемы стереотипов любви. На чем основана близость между людьми, на общности интересов? Мы хотим найти в другом отголоски своих чувств, эмоций, мыслей, стремлений? Если на эти вопросы я отвечу нет, то частично солгу. Вот и герои фильма хотят нащупать эту общность через внешний мир, через привычки, физиологию, вкусы. Это нам очень всем знакомо. Как часто мы небрежно бросаем в быту "Что у нас с тобой может быть общего" или же "у нас не осталось ничего общего". 

Еще одна мифологема любви, показанная в фильме это вопрос жертв. Нужна ли любви жертва? Жертва главного героя абсурдна по своей сути. Но с какой легкостью он её предлагает и с какой легкостью, может даже еще большей, эту жертву принимает его партнерша. Выколол ли главный герой себе глаза, я не знаю. Но думаю что никакого "хэпи энда" не было. Ведь на протяжении всего фильма повествование ведется от лица главной героини и еще в прошедшем времени. Фильм посредством парадокса и абсурда очень точно изображает реальность, в которой мы с вами живем. По сюжету мир разделился на парников и одиночек. Парники доминируют. Официальная власть как её и положено отстреливает мятежников одиночек, а одиночки как им положено устраивают провокации парникам и саботируют систему. В общем это реальная ситуация нашей жизни. 

Или например главный герой хочет стать лобстером, потому что как он говорит: "Лобстер живет более ста лет, сексуально активен на протяжении жизни и у него голубая кровь". Очень узнаваемое желание в современной культуре, которая в избытке транслируется через СМИ и медиа. Нужно быть ни как все и что бы жилось долго, без забот, было много комфорта и сексуальных приятностей. 

Или еще одна зарисовка. Одиночки сидят на привале вместе, но каждый уткнулся в свои развлечения, кто в книги, кто в шахматы для одного, кто в плеер. Очень знакомая нам всем картина любого публичного места. Куда не приди все уткнулись в гаджеты. И даже те кто пришел парами. Раньше меня это как-то смешило, теперь даже не удивляет. Так где же выход? Где правильное решение? Можно притворится и комфортно, безопасно существовать в рамках семьи, общного союза, в котором тебя "понимают". Можно скрываться в лесах, изо всех сил стараясь не попадать в радиус действия радаров парной диктатуры. Но особой разницы в этом нет. Мне вспомнилось высказывание известного психиатра Ирвина Ялома:" Сколь бы ни были мы близки к кому-то, между нами всегда остается последняя непреодолимая пропасть: каждый из нас в одиночестве приходит в мир и в одиночестве должен его покинуть". Лично мне все больше и больше начинает казаться, что нам гораздо проще найти контакт с богом, вселенной, космосом, внеземными цивилизациями, призраками, предками, искусством, в общем с чем угодно, только не с конкретным живым человеком, который стоит перед тобой и всегда говорит нет твоим желаниям, ожиданиям и проекциям.

 

И вот ведь удивительная штука какая, ну эта аллюзия стала общим местом критики, но действительно, включаешь один из каналов отечественного телевидения и смотришь "дом-2". Ну чем, правда, задача этих игрищ отличается от задачи отеля в "Лобстере". Ну вот они все время находят что-то общее, потом сбегаются, разбегаются. В сущности, сколько людей регулярно смотрят это шоу из своего собственного одиночества. Может быть, поэтому так трудно смотреть этот фильм. Все время узнаешь себя. С одной стороны принудительное отсутствие чувств, в поисках общности, без всякой способности к тому, о чем мы последнее время так много говорили, к близости, к нежности, к любви. С другой стороны мир наших детей одиночек, которые принципиально танцуют сами с собой и категорически отказываются от любых связей. Почему? Да потому что они слишком сложны. Вот что сказала мой соавтор Ирина.

Ирина: Как провести последний вечер перед превращением в животного? Хозяйка отеля советует сделать то, что нельзя будет сделать став животным: почитать книгу, посмотреть фильм, послушать музыку. Но зачем все это, если это только для себя, если через некоторое время все это нельзя будет вспомнить, обо всем этом нельзя будет рассказать другим? Чем жизнь героев фильма отличается от жизни животных, которых они выбирают?  Похоже, что ничем. Они, кто как может, борются за свое существование в той среде, которая существует вокруг них. Партнеров они выбирают по каким-то внешним признакам: хромота, кровоточащие носы, бесчвуствие, близорукость. Чем такой поиск партнера отличается от поиска животных, по запаху, например, или оперению?  Ничего человеческого в этом обществе уже нет, только ради сохранения привычного комфорта и подбираются пары. А иначе, иначе будет нарушен внутренний сон души. И животные инстинкты вылезут наружу, как компенсация внутренней пустоты. У лобстера твердый панцирь и нежное мясо и все герои фильма лобстеры. Твердый панцирь чувственной отчужденности толстой коркой покрыл душу, не позволяя ей ни расти, ни развиваться, ни страдать от ран и боли, ни покрываться шрамами. Для защиты этой внутренней изнеженности еще остались клешни, ружья с транквилизаторами. Поймать и обездвижить первым, что бы успеть воплотить свою волю над пойманным. Иначе, поймают и съедят тебя. 

 

В  отеле вообще нет никакого искусства, здесь мифы становятся внешней реальность. Есть только какие-то песенки и вместо театральных представлений горничные демонстрируют, как хорошо кушать вдвоем, а то одиночка во время еды может подавиться и не кому будет стукнуть по спине. Не буду рассказывать о потрясающих сценах, может быть, посмотрите.  Вот одна из мелодий которые поют в отеле.

 Музыка: Nick Cave and The Bad Seeds - Where The Wild Roses Grow

Жители отеля, пытаясь выжить и продлить себе жизнь перед превращением, выезжают охотиться на одиночек, живущих в лесу. Одиночки им в отместку совершают набеги на отель в котором доказывают обитателям, что те лгут друг другу. И на самом деле они все так же одиноки. И все здесь подчинено одной цели, исключительно борьбе за выживание, и в лесу и в отеле, и в городе, по всей видимости, то же. И когда эта борьба за выживание становится главным в человеческой жизни, превращается в некоторый закон, начинает, как сказала наша Евфросиния Иосифовна, входить в моду антиутопии, типа «Лобстера». Почему? Да потому, что вся наша жизнь сводится к тому, что мы пытаемся городить одну утопию на другую. Мы живем или в обществе утопии, я имею в виду социализм. Теперь таких утопий стало огромное множество. Они покупаются и продаются, потому что вместо чувств этой жизнью руководит какой-то набор внешних правил, что правильно и  что не правильно. Как сделать так чтобы простейшим способом прийти к счастью? А счастье очень хорошо показано у Лантимоса, потому что это счастье простые комфортные развлечения пары. Вместе ходить в супермаркет, может быть даже играть в четыре руки, но что бы все было просто, чтобы не задумываться и следовать набору каких-то внешних правил, в которые в том числе превращается и религия. И аллюзия на библию вовсе не случайна. Очень многие у нас в церковь приходят для того что бы получить схему поведения, набор правил, а вовсе ни какие-то чувства, ни какое-то личное взаимодействие с Богом. И вообще, где он кончается этот набор правил поведения и начинается подлинное чувство. Умеем ли мы этому научить своих детей? Умеем ли, знаем ли мы это сами?  Вот ведь о чем неприятное кино. Вот, что сказала наша замечательная Галина из Одессы.

Галина: Здравствуйте. Лобстер сложный фильм. Мне кажется это название фильма не про выбор животного главным героем. Они там все лобстеры с непробиваемыми панцирями, под которыми нежные внутренности. Фильм начинается именно с такого лобстера, женщина убивает ослика. Закрыться, иметь панцирь, чтобы не чувствовать боли, переживаний, не переживать, не проживать. Это можно сказать, жить так, чтобы не чувствовать жизни, своей внутренней жизни. Жить только оболочкой как обитатели отеля. А вот насчет главного героя, это пока только его заявка, он хочет стать лобстером. Он хочет иметь панцирь. У меня создалось впечатление, что герой Фаррелла читал внутри себя как мантру "Я ничего не чувствую, я ничего не чувствую", но благодаря убийству собаки, его брата в прошлом, ничего не чувствующей женщиной у него это не получается. Боль и слезы возвращают его к жизни, он сбегает из отеля и попадает в лагерь одиночек.

Два различных лагеря, парные и одиночки. Различные внешне, однако, внутренне очень схожие. Схожие своим запретом на внутренние чувства и на выражение этих чувств. Однако если человек не выражает своих чувств, то со временем он перестает чувствовать. И тогда чувства он будет испытывать лишь те, которые ему прикажут испытывать вышестоящие. Любая власть, будь то власть над многими людьми или над одним человеком стремится к этому. "Нельзя оставить свои личные вещи, вам все дадут, полу размерных нет." Нельзя испытывать свои чувства, только те, что тебе диктуются властью. Тесно ли вам будет либо просторно, одинаково неудобно, так как это не ваш размер. В общем то, это всегда так. Правила системы никогда не учитывают полу размера. Ни власти, ни системе не нужна индивидуальность. Индивидуальность нужна любви, но пары провозглашают отнюдь не любовь, внутреннее чувство, но пару как внешнюю идентичность.

Все расписано, за людьми всегда следят. Внутренний мир человека, его интимный мир, интимное пространство убивается. А что же одиночки? А все тоже, что и пары, только правила другие. Под страхом наказания кровавый поцелуй и другие нельзя проявлять свои чувства к другому, их вообще нельзя испытывать. Как только становишься  членом общества одиночек, сразу копай себе могилу. Живя и удовлетворяя только свои потребности человек, в общем то начинает путь в сторону смерти себя как человека. В мире одиночек нечего рассчитывать на помощь и сам ты не имеешь право оказывать помощь. Но когда Фаррелл попадает в трудную ситуацию его спасает Рэйчел Вайс. Между ними возникают чувства. Придумала ли Рэйчел себе Фаррелла, вспомните описание эпизода, когда он ей принес кроликов, такая забота по ее описанию, приготовил их, как она любит. А на самом же деле он принес только тушки, а может быть, она почувствовала, что в нем это есть. Но чувства здесь запрещены и безжалостный лидеры одиночек Леа Сейду придумывает дикий способ, чтобы любовников разлучить. Она ослепляет Рэйчел. Глаза это тоже не случайно, думается мне, что Леа чувствует себя теперь неполноценной рядом с Рэйчел. У Рэйчел обострилось или проявилось другое чувство, чувство жизни что ли, появилась любовь к мужчине. Это забрать нельзя, но тогда можно забрать другое - зрение. Ты смеешь любить и испытывать счастье, не видишь, как этот мир плох и жесток, так не видь его по-настоящему. Фаррел узнает о том, что произошло и принимает решение сбежать с Рэйчел в город. Там, в кафе, он собирается лишить зрения и себя. Смог ли он? Он думал, что это гораздо труднее, делать вид, что у тебя есть чувства, когда их нет, чем делать вид, что у тебя нет чувств, когда они есть. Выбор? В любом случае, этот выбор не соответствует себе подлинному. это выбор - делать вид. Можно сказать, даже, делать вид, что живешь. А когда человек не пытается распознать свои чувства, то его внутренним уделом становится пустота. Заметим, кстати, что у большинства людей в фильме нет даже имен. 

 

Там где главного героя Дэвида заставляют любить, он никак не может найти любовь, это невозможно в принудительном порядке. Может быть поэтому его тянет к равнодушной садистке, жительнице отеля, которая за счет своих убийств, не помню точно 145 или 180 дней у неё осталось впереди жить в этом отеле. К нему в автобусе по дороге на охоту подсаживается девушка, которая говорит, что покончит с собой и предлагает ему множество всяких общностей и рассказывает о том, что она больше не может так жить, ей нужна близость. На что он отвечает: "Я ничем не могу тебе помочь". Хотя, казалось бы, она передает печенье его любимой собаке, а он подсаживается к равнодушной, изображает из себя равнодушного. Может потому, что так легче? Когда его перестают заставлять спариваться или любить, когда любовь или близость оказыватется под полным запретом, она, разумеется, просыпается. Но если честно мне не думается что чувства, вспыхнувшие между Рэйчел и Дэвидом можно назвать любовью. Нет, они наверное, что то почувствовали. Но они, увы, и это самое страшное, они не умеют, они перестали понимать, что это такое, сто должно отозваться внутри. Они ищут сходства. И наверное им, как царю Эдипу, действительно нужно побыть внутри себя, наедине с собой, что бы различить свои чувства, как различал их внутри себя великий слепец Гомер. Нужно закрыть глаза и Рэйчел ослепляет предводительница одиночек, потому что та изволила полюбить мужчину. А все остальное Лантимос называет открытым концом. Просто гаснет свет и мы не знаем, выколол в ответ, принес ли жертву Дэвид или нет. Как хотите, так и догадывайтесь и это даже интересно, но все таки нам действительно нужно научится любить, что бы не превратится в лобстеров, потому что мне это кажется наиболее вероятным вариантом апокалипсиса. Спасибо всем большое. Спокойной ночи.

Музыка:  Arleta - Apo Mesa Pethamenos.

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.