войти

«2016.04.19 ''Садко'' - фильм Александра Птушко и русская былина»

музыка:

00:00: Фрагмент фильма-сказки "Садко";

00:05: Георгий Нэлепп - опера "Садко". Картина 2. Хороводная песня Садко ("Заиграйте, мои гусельки"; музыка Николай Римский-Корсаков);

00:21: Фрагмент фильма-сказки "Садко";

00:38: Фрагмент фильма-сказки "Садко".

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

А.Г. Доброй ночи. Сегодня исполнилось бы 116 лет Александру Лукичу Птушко - знаменитому советскому режиссеру, мультипликатору, сценаристу, которого сейчас вспоминают крайне редко, как и его знаменитый фильм, на котором, вобщем, росло мое поколение и поколение чуть старше. Его фильм по сценарию Константина Исаева, в свою очередь написанному по мотивам онежских былин - это фильм «Садко». Ну и былина, разумеется, называется точно так же. И о самой былине толком в нашей патриотической стране материалов почти не найти. И замечательный фильм, один из лучших советских фильмов всех времен, между прочим, по крайней мере, по числу международных призов, которые он собрал. Сергей Столяров, которому было тогда 40 лет и который исполнил роль Садко, стал одним из самых популярных актеров страны, но и не только страны и мирового кино тоже. На венецианском фестивале фильм получил «Серебряного льва». И Столяров совершил прорыв в мировой кинематограф. В Венеции он был причислен к лучшим актерам мира за полувековую историю кино, что, между прочим, для отечественного кинематографа не так мало значит. Ну и, кроме того, наиболее вероятно, что прототипом Синдбада-морехода в американских фильмах и мультфильмах многочисленных на эту тему был не Синдбад из сказок «Тысячи и одной ночи», а именно русский Садко, Садко в кинематографе, Садко в фильме Птушко. Эта картина была куплена Роджером Корманом. Она была куплена для проката в США в 1963 году. И прошла пусть и небольшим очень количеством экранов, но прошла очень удачно и называлась она в прокате в США «Волшебное путешествие Синдбада». И между прочим, сценарий для английской версии дальнейший написал тогда 23-летний Френсис Форд Коппола. Такая вот история, так русская былина смогла стать однажды американской сказкой. Помните ли вы Садко, дорогие радиослушатели? Помните ли вы его с детства? Думали ли вы когда-нибудь о великолепном Сергее Столярове? Помните ли вы фильм и о чем он? Какой след оставил в вашей душе? Я даже боюсь спрашивать про былину, но очень хочу. Вы читали былину о Садко? Вы читали былины онежского цикла, дорогие мои патриоты? Состоит ли из них ваша душа? Какие уроки вы смогли вынести из былины и из фильма? 495 956-15-14 – постоянный телефон «Радио России» и программы «Серебряные нити», программы о человеческой душе. Есть ли в ваших душах след фильма «Садко» и былинного рассказа о нем?


Музыка


А.Г. Ну даже и не знаю, остался ли какой-то след в ваших душах от «Садко», а вместе с тем герой этот очень необычный. Прежде всего, он не богатырь и не силач, он в первую очередь музыкант. Он был бедным гусляром, который зарабатывал на хлеб насущный, играя на пирах, как сейчас зарабатывают музыканты в переходах. И однажды 9 дней подряд он не был зван ни на один пир. Ужас-то какой! Он впал в тоску-кручинушку, пошел к Ильмень-озеру и стал играть на пустом берегу. Неожиданно из озера показался сам царь Морской, соблазненный, а точнее говоря, утешенный музыкантом. Получив наставления Морского царя, Садко отправился в Новгород и побился о заклад с тремя богатыми купцами, утверждая, что в Ильмень-озере есть чудесная рыба – Золотые Перья. Он ее действительно поймал, стал торговать и разбогател. Ну короче очень необычная эта былина, рассказывающая об индивидуальности, о том, через что проходит человек для того, чтобы стать человеком. Некоторые называют ее русской версией «Легенды об Орфее», который, как известно, спустился однажды в царство мертвых. Хотя скорее его история похожа на классический миф об Одиссее. Словом, это бродячая история о нас с вами, о судьбах души человеческой. И это рассказ о судьбе, еще раз скажу, таланта, музыканта. Впрочем, вот что заметила в фильме наша постоянная радиослушательница Катя.
Екатерина. Здравствуйте, это Екатерина, город Москва. Расскажу о своих впечатлениях к фильму. Фильм рассказывает о сложном строении русской души. Начинается все с Новгорода, с его непростой социальной жизни, где есть князья, купцы, мастера, простой люд, скоморохи, нищие. В этом фильме также показано сложное строение внутреннего мира человека, где есть земной мир, а есть подводный, морской мир, это мир бессознательного. И эти миры разрывают человека, как главный герой разрывается между двумя своими любовями: земной женщиной Любавой и морской Ильмень-царевной. На прошедшем вебинаре мы говорили, что море олицетворяет женственность и чувственность, а вот город - в сказке это торговый Новград – это мужская ипостась, разумная структура реальности, наполненная многообразием форм, которую выражают купцы с их товарами, мастера, кузнецы, плотники. Избыток форм мы видим в пиршестве, где столы ломятся от яств, а купцы хвалятся своими богатствами. Но, несмотря на это изобилие, в городе есть нищие. И Садко пытается эту несправедливость победить революционным способом, который хорошо известен каждому русскому человеку. Этот принцип озвучил булгаковский герой из «Собачьего сердца» словами: «Взять все и поделить». Но даже после того, как все раздадено, появляются в городе нищие, убогие, покалеченные люди. Трифон- скоморох – говорит Садко: «Раздал ты лавки, раздал товар красный, все раздал, что имел, а счастье дал немногим». Ну очень антисоветская мысль. Ведь главным посылом пролетарской диктатуры было все раздать рабочим и крестьянам, что повлекло еще большее обеднение страны. Я не понимаю, как эту фразу в фильме допустила тогдашняя цензура. Еще одна сложность фильма – это путешествие по сложному ландшафту разных культур. Садко приплывает к скандинавам, это викинги. Он плавает в Индию. В фильме мы также видим декорации Китая и Египта. Представителей западной культуры мы тоже встречаем в самом Новгороде, где по ярмарке идут венецианские купцы. То есть режиссер фильма Птушко в фильме объединил все – западную, восточную, северную – культуры. Россия всегда стояла на пересечении разных культур. Она все в себя впитала, поэтому русский человек может путешествовать в духовном пространстве своей души, даже не пересекая границы морей. Не будем забывать, что год создания фильма 1952. Это времена железного занавеса. Но фильм показывает устройство русской души, для которой неприемлема изоляция от других культур. Вот только бы построить корабли в наших собственных душах. Спасибо.
А.Г. Но не может, ну не может жить душа человеческая и страна за железным занавесом. И за бетонным тоже не может. Но не может и все. Если уж она находится на перекрестье, она должна жить общением с разными языками, с разными мирами, вынося из каждого из них что-то для себя, для своей собственной души. Как это сделал легендарный Садко. Спасибо, Катя. И никто же, наверное, ну никто не обратил внимание на отчаянную смелость режиссера фильма и сценариста, которые говорили, еще при жизни великого диктатора. Почему? Да потому что в сказке можно все. Сказка несет какую-то прививку, которую на всю жизнь запоминают дети и от этого, наверное, становятся чуть-чуть свободнее, только, неблагодарные, крайне редко-редко вспоминают о замечательном «Садке». Здравствуйте Эльвира Юрьевна.
Э. Ю. Ой, я так долго вас ждала, разволновалась и все забыла.
А.Г. Вспоминайте.
Э.Ю. Здравствуйте. Я 34 года рождения и прекрасно помню этот фильм. Вся жизнь восторгалась красотой и даром самого артиста…
А.Г. Сергея Столярова
Э.Ю. По-моему, там играет и юная Алла Ларионова.
А.Г. Да, Любаву Буслаевну.
Э.Ю. А Водяную Малышева. Не могу вспомнить. Очаровательная красавица-актриса. Ну уж больно счастливая судьба актерская.
А.Г. Вы про кого? Про царицу?
Э.Ю. К сожалению, не так много играл, хотя фильм прославился на весь мир. И очень сожалею, что сын Кирилл, кажется, и внук, не такая у них счастливая актерская судьба, как у их отца и деда. Очень красивый, необыкновенной красоты и дара артист. Всю жизнь пронесла любовь к нему. Спасибо вам за эту передачу.
А.Г. Спасибо большое, Эльвира Юрьевна. Здравствуйте, Марина.
Марина. Добрый вечер. Вы знаете, очень в последнее время показывают Илью Муромца, из тех старых, и Садко. Было уже несколько раз. Поскольку я больше оперу люблю…
А.Г. Как-то я не попадаю на эти показы, видимо. Ну, правда, сложности у нас с телевизором.
Марина. Ну, я хочу сказать просто, что одна из линий – это все-таки о великой силе искусства.
А.Г. Несомненно, несомненно. И ценим ли мы ее, эту самую великую силу искусства. Об этом я ведь и хочу спросить слушателей в передаче. Понимаем ли мы, что сделало для нас то искусство. И понимаем ли мы, что перо сильнее меча. И понимаем ли мы, что музыка способна изменить мир, если очень постараться. Только вот все очень зависит от того, какую музыку мы слушаем. Слушаем мы музыку гуслей или музыку, которую им диктует Морской царь. Вобщем, все бывает очень по-разному. Простите Марина, что перебиваю вас все время.
Марина. Я еще хотела добавить, что, кто это все запел? но на «Маяке» в воскресенье и в субботу идут старые записи опер 60-ых годов. Я даже не могу представить, что вообще сейчас так не поют. Я была поражена. Давали «Пиковую даму». Таких голосов больше нет.
А.Г. Да, с голосами сложно. Вы сейчас слушали фрагмент оперы Римского-Корсакова «Садко», которая тоже редко у нас исполняется.
Марина. Таких голосов больше нет и вообще все по-другому звучало и пелось.
А.Г. Большое спасибо.
Марина. Большой театр…
А.Г. Вообще говоря, электроники было меньше, как-то так все устроено. Ну вот я продолжу чуть-чуть. Так вот, Морской царь, услышав музыку Садко, выдал ему возможность выиграть заклад и два дня подряд Садко скупал все товары, которые были в Великом Новгороде. Но на третий день, когда подвезли товары московские, Садко сознался, что ему не скупить товаров со всего света белого и запил. Ну, ой, нет-нет-нет, это так вот наши поступают, а он сказал: «Не, я, видно, купец богат новгордский, но побогаче меня славный Новгород». Понял он, что бессмысленна эта затея – скупать товары, отдал заклад, загрузил товарами на деньги все того же Морского царя 30 кораблей и поехал торговать за море. На обратном пути, как положено, корабли остановились, разразилась буря. Садко догадался, что Морской царь требует дани. Но бочки золота, серебра и жемчуга не помогли и жребий, третий жребий, и выполнил Садко, который, захватив с собой гусли, велел спустить себя в море на доске дубовой. После этого корабли немедленно сдвинулись с места. Садко заснул, а проснулся, обратите внимание, он уже на дне морском, в палатах Морского царя, где тот и требовал, чтобы Садко играл на гуслях. Все стали плясать, вследствие чего море заволновалось, начало выходить из берегов, корабли стали тонуть, погибло множество людей. По молитвам терпящих бедствие там, наверху, на море, сам святой Никола Можайский - это один из образов отечественных Николая Чудотворца – явился к Садко и научил его как бойтись с Морским царем. И Садко поступил в точном соответствии с указанием Николы Можайского. Он прекратил игру, оборвав струны гуслей. Когда Морской царь потребовал, чтобы Садко женился на девице морской же, он выбрал из 900 претенденток самую последнюю девицу – Черавушку. После свадебного пира Садко не творил блуда с молодой женой. Заснув, проснулся уже на земле, на крутом берегу реки Чернавы, близ Новгорода. В это время он увидел, что по Волхву подъезжают его корабли в цельности и сохранности. В благодарность за спасение свое Садко построил церковь Николе Можайскому, а на синее море никогда более ездить не рисковал. Вот такой вот конец былины. Я не фильм пересказывал, а содержание самой былины, самого стрежневого онежкого сюжета. И сюжет этот, мне кажется, крайне интересным. А вот в фильме есть замечательная деталь из путешествия Садко по заморским странам. Там, в Индии, он однажды находит птицу Феникс.


Музыка.


А.Г. Ну очень похоже на программу «Серебряные нити» и реакцию на нее некоторых дорогих радиослушателей. Ну, правда. Ладно-ладно-ладно, это шутка, потому что, ну правда ведь, предвидели Исаев и Птушко вот эту самую потрясающую склонность нашего времени искать бессмертие где-то в покое и комфорте. Спите граждане, какое вам дело до других людей? Ну как-то так же все и устроено, разве нет? Ну, конечно, я думаю, что голова Лидии Вертинской, которая играла роль птицы Феникс, обладала совершенно потрясающей гипнотической красотой, куда уж нам до нее. Вот что сказала о былине «Садко» и фильме мой замечательный соавтор, наша радиослушательница Ирина.
Ирина. Былина «Садко» - это индивидуации, если рассматривать ее с точки зрения аналитической психологии. В начале Садко–гусляр – шут на княжеских пирах, когда его не зовут на пиры, он начинает скучать и идет на берег Ильмень-озера, и там играет на гуслях с утра до вечера. Играет так, что озеро начинает волноваться, бурлить. Это очень пугает Садко и он уходит в город и только на третий раз решается Садко остаться на берегу озера. И тогда встречается с Водяным царем. Число три очень важное число в былине, там все случается на третий раз. Морской царь приносит Садко важные знания о его индивидуальности. На пирах все хвалятся тем, что выдает их главные индивидуальные черты: ум, глупость, силу, молодецкую удаль. Садко может похвастаться уникальными знаниями. Он знает, что в Ильмень-озере есть рыба золотоперая. Судя по всемумЮ Морской царь – это самость, добравшаяся до порога сознания и разбудившая в Садко его прагматичную интуицию. Он выигрывает спор и становится удачливым купцом. Теперь у него есть все: и палаты белокаменные, и молодая жена и он сам собирает пиры. И теперь и он может похвастаться своим могуществом. Он готов выкупить все новгородские товары. Садко себя переоценил. Опять три дня скупал он товары и на третий день понял, что не скупит все. Вовремя остановился и отдал проигранный залог. И вот это умение смирять свое самолюбие, признавать поражение, вовремя останавливаться в каких-то азартных начинаниях очень ценилось. Герои мифа потому и добиваются успеха, что обладают этими качествами. И еще одно непременное условие индивидуации: со своей самостью, со своим морским царем иногда надо встречаться. Как только Эго окончательно теряет контакт со своим бессознательным, так сразу же в душе начинаются шторма и бури. Морской царь требует дани. И снова три раза откупался Садко. Золото, серебро, жемчуг кидал он в море. Нет, не откупился. Живая душа должна туда пойти. Три раза брошен жребий - все одно выпадает: Садко должен идти к Морскому царю. И он идет и теряет свою волю. Теперь Садко принужден играть на гуслях. Это не он хочет, это Морской царь его вынуждает. И в результате этой его игры непрерывные бури на море, корабли тонут. И люди стали молиться Николе Можайскому. Никола Можайский – это древний деревянный образ Николая Чудотворца. От окончательного поглощения Эго самостью спасает обращение к святому. Наставление Николы Можайского позволяет не только сохранить целостность Эго, но и расширить его. Садко женится на дочери Морского царя, на своей аниме. При этом до конца и этим архетипом он оказывается не захвачен. Он не творит блуда после свадьбы. И именно она, его анима помогает ему вернуться на землю, в родной город, к своей жене и дружине. И Садко по возвращении уже не просто купец. Он строит церкви, кается в грехах и исполняет заповеди божьи. За это ему и поет былина славу. Фильм мне показался гораздо проще. Фильм «Садко», на мой взгляд - просто сказка, сказочный сон из тех снов, что напевала птица Феникс. Только после прочтения былины образ «Садко» обрел для меня реальные черты. В фильме знаменательные слова были вложены в уста Садко: «Все бы мне как получше хочется, а подхватит меня и как волной понесет». «Хотели, как лучше - получилось, как всегда», было сказано много лет спустя. Счастье для всех, которое они ищут, оказывается сном. Только во сне можно каждому нашептать то, о чем он грезит, чего желает. В реальности счастье у всех разноеи дороги к нему ведут разные, индивидуальные.
А.Г. Спасибо большое, Ирина. Вот эти все слова «индивидуация», «самость», «анима», «анимус» - это термины Карла Юнга. Индивидуация – это процесс жизни по Юнгу, процесс индивидуального становления. И былины Садко, несомненно, передают один из вариантов этого процесса. Анима – это идеальный женский образ в душе мужчины. Анимус – наоборот, идеальный мужской образ в душе женщины. А самость – это представительство божье в человеческой душе, если говорить попросту. Самость – это и есть та самая искра божья, к которой всю жизнь восходит человек точно так же как восходит к ней Садко. Только вот почему самостью наши замечательные дамы – Екатерина и Ирина - называют Морского царя, я понимаю не очень. Потому что какая же она самость, если она: люди губят души людские, бури разражаются на море, если она использует искусство Садко во имя разрушения, гибели. Это не самость, это омут какой-то, да? Какую-то похожую мысль использовал Пушкин в знаменитой сказке. Помните? Не хочу я, хочу я быть владычицей морскою. Вот это оттуда же, вот это поэтому она оказывается у разбитого корыта. Потому что хочет быть владычицей морскою. Уж если говорить по Юнгу, то Морской царь, наверное, представляет собой архетип Персоны. Это эдакий идеал всемогущества или идеал превосходства, о котором человек мечтает в детстве и юности и который очень мешает ему жить с другими людьми. Потому что тогда, если человек стремится исключительно к превосходству, исключительно к всемогуществу, тогда вдруг неожиданно оказывается, что и прекрасные его таланты и способности используются либо для того, чтобы сделать невозможное – скупить все товары. Такая узнаваема тоже сегодня мечта, правда? Эдакий потребительский идеал – скупить все. «Всех денег не заработаешь», - говорят у нас. Так вот Садко как бы попробовал. Только не все деньги попробовал заработать, а все товары скупить. Знаете что такое шоппинг? Ну так вот Садко – король шопинга. Как-то так изначально. Понимаете да, какая славная история? Так вот, деньги на скупку всех товаров Новгорода и тех, которые потом из Московии привезут, он зарабатывает тоже через того же самого Морского царя. И это не самость, это его тайный идеал. Тайная, потаенная мечта о всемогуществе богатства и власти, от которой Садко постепенно уходит. Сначала уходит в путешествие. А путешествие, вне всякого сомнения, объединяет дальние города, дороги и страны. И путешествие – это всегда поиск знаний и поиск нового и неожиданного, неожиданных чудес, которые никак не связаны вот с этим простейшим всемогуществом купца - скупить все товары. И много можно говорить о символах этой дороги познания Садко, но дело же не только в этом. А дело в том, что его путешествие к русалке – это действительно его соблазненность анимой. Вы представляете себе выбор какой у человека? Не просто много девиц - там их 900. Ходи, осматривай. И в этом, вне всякого сомнения, можно утонуть, потому что Морской царь дарит свое волшебство, свои богатства, свое всемогущество, своих дочерей - твори что хочешь. И спасает самость. Как нельзя всего купить, так бессмысленно всего хотеть, бессмысленно тонуть в омуте этих самых детских желаний своей Персоны, своей маски. А хочется чего-то настоящего, человеческого и большого. И Садко отказывается от своего детского идеала благодаря вмешательству самости, которой, несомненно, в былине выступает образ, лик Николы Можайского, который приходит на помощь. На помощь приходит сама мудрость - если хотите, народная мудрость. И он от своих мечтаний возвращается к своей реальной земной, может быть, противоречивой и сложной, но земной любви и к ответственности за эту любовь и к земной же жизни, в которой, наверное, гораздо меньше соблазнов и больше ответственности, чем в том самом омуте. И жизнь свою он посвящает отныне не морю, правда? А богу и строит храмы, как очень часто поступали русские купцы, которые понимали вот это самое, что нет смысла, никакого смысла: не скупишь все товары, не получишь всех знаний и не попробуешь всех невест Морского царя. Вот такая история, история о том, как человек учится отказываться от опыта собственного всемогущества. И музыка его становится нужной не для власти, не для командования Морским царем и его свитой, и не для управления теми самыми золотыми рыбками, которые в былине называются рыбы - золотые перья. А нужна она становится для того, чтобы люди вокруг достигли мудрости и научились чувствовать красоту и стали немножко умнее и талантливее. Для этого Морского царя в себе, спрута этого надо победить и перестать желать получить все на свете, а то останешься у разбитого корыта. Ну вот если очень вкратце и не углубляться в символы, то примерно вот такая история. Спасибо всем большущее. Спокойной ночи.

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.