войти

«2016.04.26 Мода на безэмоциональность»

00:15: Притча о мальчике, выучившем единственное предложение.

00:29: Совет об избивании подушки.

 _____

музыка:

00:00: Odd Ball - Proud of Me;

00:05: Madeleine Peyroux - Don't Cry Baby;

00:20: Madeleine Peyroux - Between the Bars;

00:37: Madeleine Peyroux - Dance Me to the End of Love.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

​Музыка.


А.Г. Добрый вечер. Ну вот как-то не очень в стиле программы «Серебряные нити», но зато искренне. Но ведь действительно, вам не кажется, что в моду вошло некое отсутствие эмоций. Ну наверное, это обратная сторона прагматизма или материальных интересов. Вам не кажется, что мы стали ВСЕ более равнодушными? Среди детей наших, подрастающего поколения эта безэмоциональность, я даже не знаю, как точнее сформулировать это ощущение, наверное, не хладнокровие, а холоднокровие стало стилем. Мы тут часто вспоминаем: выхожу на улицу около ВГТРК. Честное слово! Стоит молодая красивая девушка, ругается матом. Потоком. Что она этим демонстрирует? Пофигизм, наплевательство. Вобщем, демонстрирует что-то такое. Я пытаюсь выразить словами безэмоциональность. Откуда взялась эта мода? Вы ее ощущаете? Эту вот моду на отсутствие эмоций и чувств. Такое демонстративное и, может быть, не совсем искреннее равнодушие. Откуда она берется? Может быть, это правильно и нужно? Так и нужно сохранять спокойствие? И это и есть главная цель в жизни: ко всему относится ровно, ни на что не реагировать. Сильные эмоции опасны, опасны для здоровья. Как вы относитесь к собственной эмоциональной жизни, дорогие радиослушатели? Вот об этом мы хотели поговорить сегодня в прямом эфире программы «Серебряные нити». (495)956-15-14 – наш телефон. Откуда взялась мода на подчеркнутую безэмоциональность, на равнодушие, на подмену чувств отношениями? Вы не обращали на это внимание? То есть мы выстраиваем отношения, но ноль эмоций. Как бы хорошо, ровно друг к другу относимся. Серьезных чувств за этим стоять не должно, потому что потом их будет очень больно терять. Видимо. Откуда взялась мода на безэмоциональность? Теряются ли эмоции в нашем обществе или это только кажется мне, ведущему программы «Серебряные нити» доктору Александру Данилину? ». (495) 956-15-14 – постоянный телефон прямых эфиров Радио России и программы « Серебряные нити». Да и стоит ли вообще сохранять эмоции? Стоит ли быть эмоциональным? Ведь это душевное беспокойство, а нам хочется побольше комфорта. Вот обо всем об этом мы то ли начинам, то ли продолжаем наш разговор в прямом эфире. ». (495) 956-15-14


Музыка.


А.Г. Немножко научных данных. Параллельно в Британии и в Германии проводилось два исследования. Практически параллельно, в разные годы в 2014 и в 2009. Британские ученые пришли к выводу, что подавляя в себе эмоции, человек продлевает жизнь. У них было шесть тысяч испытуемых и они учитывали разные дополнительные факторы и выяснили, что те, кто склонен подавлять свои эмоции, быть сдержанным и устойчивым к переменам настроения, живут на четыре года в среднем дольше своих эмоциональных и вспыльчивых сверстников. Мне все время хочется спросить: стоят ли того эти четыре года? Ну, ладно, это такой риторический вопрос. А немцы пришли к обратному мнению. Они считают, что люди, которые сдерживают эмоции, держат в узде свои чувства, умирают быстрее, потому что эмоциям нужно давать выход наружу. Люди, которые вспыльчивые и не скрывают своих эмоций, легко о них говорят и легко делятся ими с другими людьми, живут дольше, в среднем на шесть лет. Вот так-то вот. Не берусь гарантировать точность данных. Считайте это притчей. Здравствуйте, Валентина. Алло, город Сочи.
Валентина. Здравствуйте. Я хочу сказать вот что. Слышно, да?
А.Г. Да, да. Мы вас слушаем.
Валентина. Я считаю, что последнее поколение 80-ых и 90-ых, как они себя именуют, поколение Пепси, у них недостаточно развита духовная культура вследствие того, что равнодушие - оно и приводит к духовной деградации.
А.Г. Стоп, стоп. Валентина, скажите, пожалуйста, что такое духовная культура? Это замечательное такое слово, словосочетание, простите, под которым каждый понимает что-то свое. Какую духовную культуру..?
Валентина. Внутреннее содержание человека, которое связано с тем, как он чувствует в себе бога. Так вот я своими словами.
А.Г. Спасибо большое, Валентина. Вы считаете, что это приводит к деградации?
Валентина. Да, к сожалению, да. Но эмоции должны подчиняться разуму. Сильный – это тот человек, который способен подавить в себе в некоторых случаях ненужные эмоции.
А.Г. А их вообще можно подавить?
Валентина. Для сильного человека – да. Для слабого, к сожалению – нет.
А.Г. Сила человека заключается в его способности контролировать эмоции, правильно понимаю?
Валентина. Да, да.
А.Г. Между прочим, это хорошее определение внутренней человеческой силы. Однако, Валентина, а что такое эмоции?
Валентина. Эмоции – это чувства, если так, для простых. А как Петр Кузьмич Анохин, я уже забыла терминологию.
А.Г. То есть вы по Петру Кузьмичу Анохину. Вобщем, в связи с рефлексами все-равно, да?
Валентина. Да, да, да.
А.Г. Понятно. А как вы... Валентина, вы здесь еще, алло? Нет, спасибо большое, Валентина. Я вспоминаю Шопенгауэра, который очень много писал о воле и, в частности, он говорил, цитирую я: « Лишь у хладнокровных животных укусы ядовиты. Если человек прячет от людей гнев, ненависть, месть, ярость и скрывает их порой от самого себя тоже, то они вдруг, неожиданно кусают какую-то совершенно ни в чем неповинную жертву». Дело в том, что мускулы разума далеко не всегда способны удержать эмоции или они способны их удержать, но это приводит, знаете, к такому внутреннему нарыву и потом неизвестно что с ним делать. Все зависит, честно говоря, от самого понимания слова эмоция в первую очередь. Юрий Алексеевич, добрый вечер, алло? Есть Юрий Алексеевич у нас?
Юрий Алексеевич. Да-да, я слушаю.
А.Г. И мы вас слушаем.
Юрий Алексеевич. Добрый вечер.
А.Г. Добрый вечер. Говорите, Юрий Алексеевич.
Юрий Алексеевич. Тут очень много проблем возникает. Я хотел бы сказать, может быть, несколько не по теме. Но, понимаете, нужно воспитывать... Средства массовой информации должны больше давать, больше давать… воспитывать людей в нравственном духе. Я не знаю как, при помощи пьес там, я не знаю, при помощи каких-то передач. Так вот ваша передача мне очень нравится, потому что вы поднимаете всегда оригинальные, какие-то… Где? Кроме вас нигде, не к кому обратиться, чтобы воспитать себя молодому человеку. Я-то, допустим, старый человек. Мне 77 лет. Я сам себя пытаюсь воспитывать с переменным успехом, но эмоции сдержать мне очень трудно. Я человек такой, невыдержанный, так сказать, слабый, и, тем не менее, у меня есть моя сила. Я хочу воспитывать себя.
А.Г. Не верю. Не верю. Даже признаться в этом… Спасибо большое, Юрий Алексеевич. И за отзыв спасибо и за «единственного» спасибо ))). Не верю, что вы слабый по той простой причине, что уже признаться в этом в прямом эфире – это уже очень много. На самом деле, может быть, в этом наша внутренняя сила, которой... или, по- крайней мере, та сторона силы… Так чего-то я вроде бы заговорил языком звездных войн))) Та сторона силы, которой нам хронически не достает. Это вообще умение говорить о своих эмоциях и понимание того, что это такое. Давайте я еще одну притчу расскажу, классическую. Так вот, однажды в школу в Индии пришел учитель, в первый класс, который проверял эффективность работы школы и поинтересовался у одного из учеников, что он выучил из букваря за год. «Я выучил алфавит», - ответил ученик, – «И знаю первое предложение из букваря». Представляете? Все учителя были уволены, а проверяющий стал кричать на ученика: «Как можно учиться целый год и выучить за год только одно предложение?!» Тогда мальчик подумал, ответил: «Может быть, я еще начал учить еще и второе предложение». Тогда проверяющий не выдержал и решил наказать самого ученика, схватил розги, как положено, и стал его пороть. Несмотря на боль мальчик все терпел-терпел и даже улыбался. И тогда, вот когда увидел проверяющий секущий улыбку мальчика, в душе его появились какие-то сомнения. Он увидел раскрытый букварь и увидел то первое предложение, которое целый год пытался запомнить мальчик. В предложении было записано: «Ни на кого не гневайся и никогда не обижайся. Будь терпелив и спокоен. Все пройдет». Целый год мальчик пытался понять и запомнить одно предложение из букваря. Видимо, в индийских букварях очень непростые предложения. Проверяющему стало стыдно, и он попросил у мальчика прощения. На что ученик ему ответил: «Не надо извиняться. Пока ты меня бил, я все-таки на тебя был обижен и обижен очень сильно. Значит, я не смог выучить даже самого первого предложения». И тогда проверяющий вспомнил второе предложение, которое гласило: «Всегда говори правду и ничего, кроме правды». Конец притчи. Очень непростое это дело: говорить правду про себя или хотя бы, например, как в притче, правду про обиды. Смотрите. Эмоциональный букварь, я думаю, нам нужно завести в программе «Серебряные нити», или, по крайней мере, какой-то его филиал. Обида - это эмоция. Человек должен научиться понимать, что он не может обижаться на человека, который ему безразличен. Мы обижаемся, по-настоящему обижаемся, только на людей, к которым мы неравнодушны, потому что, если нам действительно наплевать на человека, мы и обидеться на него будем не в состоянии. Стало быть, там, за обидой, в глубине существует некоторое чувство, которое мы испытываем по отношению к этому человеку. Неважно, какое это чувство. Я в данном случае я говорю не об этом. Это может быть любовь. Это может быть зависть. Это может быть желание подражать. Пока мы не назовем этого чувства, мы не сможем сказать СЕБЕ правду. И это значит, что обида никогда не пройдет, останется камнем в душе. А говорить себе, я уж не говорю другим, самим себе правду о собственных чувствах мы умеем далеко не всегда. Проблема в том, что навыка самого нет. Нет букваря, поэтому основной эмоцией родителей становятся обида и раздражение. А дети стремятся быть малоэмоциональными, чтобы не повторялось то, чего полным полно у них в семьях. Это только один из вариантов, который я могу предложить. О всякой притче нужно подумать. Еще одна музыкальная пауза.


Музыка.


А.Г. Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой. Сперва взаимный разобой, они друг другу были скушны, потом понравились, потом съезжались каждый день верхом. Хочется мне сказать, что люди с различными эмоциями бывают, а людей без эмоций быть не может. И, скорее всего, и жить дольше, как в экспериментах британских ученых, тоже не смогут жить дольше люди без эмоций. По той простой причине, что эмоция, ЭМОЦИЯ, собственно говоря, и есть самая первая и самая главная наша реакция на внешний мир. И чем ниже уровень или чем ниже способность чувствовать и производить эмоции, тем менее человек адаптивен. И поэтому он, скорее всего, долго не проживет. Он, скорее всего, погибнет, поскольку не будет чувствовать опасности. Угрозы, опасности, обмана. Короче говоря, может быть, это будет и счастливый конец, но, я думаю, что британцы «подтягивали» результаты своих исследований под национальную культуру, в которой считается неприличным проявление эмоций на публике. А вот американцы вроде бы доказали, что малоэмоциональность родителей или те воспитания в семьях, в которых между родителями нет эмоционального тепла, их отношения холодны, то такие дети склонны к задержкам в умственном развитии. Вобщем, как ни странно, высокий уровень эмоций, разных эмоций, которые летают между папой и мамой, способствует развитию ребенка. Так и должно быть. Здравствуйте, Дмитрий. Алло? Есть ли Дмитрий у нас в эфире, алло?
Дмитрий. …тему серьезную.
А.Г. Тему серьезную.
Дмитрий. Да. Здравствуйте, Александр Геннадьевич. Я вас слушаю и обращаюсь.
А.Г. Наоборот. Здравствуйте, Дмитрий. Это мы вас слушаем.
Дмитрий. Спасибо вам большое за тему серьезную и такую актуальную. Думал: позвонить или воздержаться, послушать. Но подумал: раз об эмоциональности, все-таки позвонить – это посыл такой эмоциональный.
А.Г. Поступок. Правильно, конечно.
Дмитрий. И решил попробовать сказать. Два подхода, насколько я психологией интересуюсь. Эмоции можно переключить и как бы закрыть в себе, отвлечься, переключить. Либо отреагировать, освободиться. И мне, конечно, второй – освободиться разумно, корректно, не задевая особенно ближнего, тактично по возможности – этот подход мне гораздо ближе.
А.Г. Японский.
Дмитрий. Гораздо ближе и по поводу опыта жизненного и потому, что я интересуюсь психологией. И по чтению ваших книг очень важная мысль, что спокойствие, как такой идеал спокойствия, настроения, позитивное, вплоть до обращения частого и не всегда нужного к лекарствам, к антидепрессантам, когда умеренная грусть, адекватная ситуации, сподвигает на действие, как в книжке «Вопросы к психотерапевту», правильно отмечаете. Вот мое мнение, что естественные эмоции вовремя, по возможности направлять и, желательно, в созидательное позитивное русло. Спасибо вам большое.
А.Г. Вам спасибо большое, Дмитрий. Даже нет слов, какое спасибо! Я хотел сказать, что японский метод – мы забываем, что это японский метод – берем подушку, на подушке рисуем, как можем, как умеем, в смысле фломастером, как это сейчас называется - маркер, рисуем лицо начальника и избиваем подушку. Все замечательно корректно. Самое главное, что эмоции – это не мы. Мы очень часто путаем, как-бы объявляем эмоциональный комок, который поднимается в нас, как реакция на внешний мир, самими собой. И это ошибка, потому что эмоции начинают управлять человеком, и ситуация выходит из-под контроля. Не важно, это личная ситуация, ситуация на работе или где-то еще. Договориться ведь можно до того, что остается только один выход: либо уволиться, либо развестись, хотя на самом деле, на самом деле всегда существует некоторое решение. И, конечно, эти решения - все – мы за оставшиеся десять минут передачи не проговорим. Но я предлагаю сегодня задуматься только о разнице между эмоциями и чувствами, потому что если в некоторый момент времени в стрессе, во время острого эмоционального реагирования мы успеваем просто задать себе вопрос: ПОЧЕМУ мы так реагируем? А реагируем мы, потому что, ВСЕГДА потому что мы неравнодушны. Эмоциональный комок перестает нами владеть, если мы пытаемся назвать чувство. И если это чувство любовь, то обида уходит как-то сама собой. Если это чувство зависть, то человеку становиться стыдно. Правда? И так всегда. Нужно просто научиться называть эти самые чувства. Здравствуйте, Татьяна.
Татьяна. Здравствуйте, добрый вечер. Татьяна из Москвы. Всем доброго здоровья. Я считаю, что должен, человек должен свои эмоции не сдерживать, а показывать. Вернее, не показывать, а то, как каждому человеку присущи эти эмоции. То есть у каждого человека своя территория эмоций. И в каждом случае… Ну вот я просто пример маленький быстро приведу. Мы с Катей, были с приятельницей… И мне понравился номер, и я стала более эмоционально выражать себя. Ну, кричала «Браво», а она стала меня сдерживать: «Тише, тише». Знаете некоторые, я считаю, как-то по-ханжески ведут себя, считают, что нужно только хлопать, а не выражать своих эмоций. Или, например, вот вы будете идти по улице, даже не станете сдерживать свои эмоции, если хулиганы обижают девушку на улице? Вы же вмешаетесь и как-то выразите свои эмоции? Поэтому я считаю, каждому человеку присущи эмоции, и он должен их выражать, как может. И даже известны примеры, когда человек, с виду спокойный всегда, в какой-то момент жизни он вдруг выражает себя так, что окружающие просто удивлялись, что на вид спокойный совершенно человек, а вдруг выразил себя совершенно не таким, каким был в жизни.
А.Г. Спасибо. Спасибо большое, Татьяна. Это попытка сжать эмоции, сдавить их. Это попытка отказаться от понимания чувств, которые стоят за эмоциями, и просто сделать такое мозговое мускульное усилие: прекратить эту эмоцию и все. Из этого ничего не получается, потому что чувство остается непонятым и тогда, именно тогда, пока оно бессознательно, оно руководит человеком. Здравствуйте, Сергей Аполлонович.
С.А. Доброй ночи. Вот какая фраза Ленина мне вдруг пришла в голову, слушая вашу передачу. Он в одной из своих работ, по-моему, «Материализм и эмпириокритицизм» сказал так: «Без эмоций не может быть драматического искания истины». Вы понимаете, как интересно? Как вы к этому относитесь? По-моему, в этом зерно всего этого мероприятия, связанного с эмоциональным напряжением человека, в высказывании Ленина.
А.Г. Я боюсь, что эмоциональное… Я боюсь, что отношусь к этому отрицательно. К этому высказыванию. Я его не помню. Но хочу сказать, что в том-то вся и проблема, что эмоциональность мешает поиску истины. Истина лежит где-то гораздо глубже, чем эмоциональность, потому что искренняя увлеченность, например, или искренний интерес, который человек проявляет, к какой-либо проблеме, теме или событию – это чувство. И оно лежит глубже первичных эмоциональных реакций. А Ильич пытался все свести именно к эмоциональным реакциям. Ему была нужна эмоциональная реакция, неглубокая вовлеченность масс. Понимаете, какая штука? Я так думаю, хотя не очень уверен, что именно об этом идет речь в работе. Но в цитате, если ее отрывать от контекста, именно так. Дело в том, что то самое хладнокровие, которое ничего общего не имеет с некоторой эмоциональной бесчувственностью или равнодушием, то есть эта способность понять свои чувства и подчинить их разуму, это само понятие в русской культуре, оно идет от аскезы, от аскетических понятий восходит. Само слово «хладнокровие» - это способность видеть события, явления мира без эмоциональных помех, немного абстрагировано. Нужна такая способность человеку? Нужна. А эмоциональный захлест почти всегда мешает этому самому поиску истины, которая, как мне кажется, очень часто оказывается хладнокровной. Я, наверное, сегодня больше ничего не успею сказать, но я думаю, что невозможно остановить этот разговор на оборванной фразе. И поэтому я предлагаю послезавтра, во время следующего эфира, поговорить о таком понятии, как эмоциональный интеллект. Я вам честно скажу, я это понятие очень не люблю ))), но именно это мы сегодня и имеем в виду, то есть это то самое понятие эмоциональный грамотности, которой нам порой мучительно не хватает. О ней и поговорим послезавтра. Спасибо всем большущее за сегодняшнюю, как мне кажется, вполне даже бурную дискуссию. И спокойной ночи.


Музыка

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.