войти

«2016.04.28 Эмоциональный интеллект»

музыка:

00:00: "Элизиум" - О, мой Шекспир;

00:07: David Gilmour - Faces of Stone;

00:23: David Gilmour - In Any Tongue;

00:36: David Gilmour - The Girl In The Yellow Dress.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

Музыка.


А.Г. Доброй ночи. О понятии «эмоциональный интеллект» мы хотели поговорить сегодня в эфире. Продолжаю разговор о человеческих эмоциях. И слушая нашу песню в эпиграф, я подумал, может быть, мы не «лжецами все рождены». Может быть, мы просто не всегда понимаем, что хотим на самом деле, к чему стремимся, какую эмоцию испытываем. В психологии много разных терминов. Термины эти не описывают чего-то, что можно пощупать, по той простой причине, что человек и его душа и его эмоции – это не объект. Его очень трудно сделать объектом исследования, поэтому все термины и взгляды субъективны. Но вопрос о том, нужно ли нам понимать собственные эмоции, вопрос, мне кажется, очень важный, и говорить об этом здесь, в эфире программы «Серебряные нити» нам, наверное, нужно чаще, чем это реально получается. Вот, например, какой вопрос фактически задала Ефросинья Иосифовна.
Е.И. Добрый вечер. Это Ефросинья Иосифовна, Ленинградская область. Я хотела бы сказать о передаче «Эмоциональный интеллект». Мы тут с друзьями обсуждали эту проблему и договорились до фразы, которую сказал кто-то из великих. Мы не помним, кто. «Великие дела совершаются великими чувствами, а не великими мыслями». И мне эта фраза кажется несколько сомнительной. Какие чувства и мысли двигали Великую Французскую революцию и Великую Октябрьскую революцию? 
А.Г. Я не могу ответить так сразу. Наверное, это сложно и долго. И не в нашем формате. Какие чувства ВЫЗВАЛИ Французскую революцию и Великую Русскую революцию, я могу сказать совершенно точно. Ее вызвало отсутствие эмоционального интеллекта, как сказали бы сегодня современные психологи. То есть отсутствие способности понимать и свои подлинные интересы, и интересы другого человека. В строгом смысле этого слова, это отсутствие способности к сочувствию, только опосредованное, ну скажем так, языком. Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения другого, понимать чего другой человек хочет и способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей. Этот термин появился в 1990-ом году всего лишь. И само понятие появилось как реакция на то, что обычные тесты интеллекта, скажем коэффициент интеллекта знаменитый, не могут объяснить успешность человека в жизни и в карьере. Так, по крайней мере, пишет Вкипедия. И тогда исследователи решили, что наши неудачи связаны с тем, что мы не умеем эффективно взаимодействовать с другими людьми. А почему не умеем? Потому что не умеем чувствовать их эмоции, не умеем эффективно управлять собственными эмоциями. И удачные люди в жизни, успешные – это как раз ровно те, которые умеют чувствовать эмоции других, называть их, описывать сначала других, а потом уже свои собственные. Потом возникло огромное море литературы, неохватное, по вопросам эмоционального интеллекта. Но главный-то вопрос в следующем: умеем ли мы чувствовать других людей и умеем ли описывать эти эмоции словами и нужно ли нам этому учиться? Потому что вполне возможно, что если бы мы учились чувствовать свои подлинные желания и согласовывать их с желаниями других, то тогда, может быть, и не было бы того моря крови, которое лилось на протяжении всего ХХ-го века, да и во время Великой Французской революции тоже. Мне лично очень нравится термин Клода Штайнера «эмоциональная грамотность», хотя скажу вам сразу, что это не совсем одно и то же, тут есть множество нюансов. По крайней мере, сегодня в наших музыкальных паузах музыка человека наверняка эмоционально грамотного. (495) 956-15-14 наш телефон. Почему-то совсем забыл его сказать. Эфир прямой. (495) 956-15-14 Нужно ли нам понимать эмоции, свои и другого?


Музыка.


А.Г. Даже жалко прерывать такую гитару. Это был Дэвид Гилмор. Ему в этом году исполнилось, исполняется 70 лет, поэтому, я думаю, что он точно сумел стать эмоционально грамотным, оставаясь романтиком при этом. Впрочем, кто знает. Скорее всего. Мы совсем недавно говорили о романтике. Романтики погружаются в свои идеалы и мечты, поэтому у них всегда трудности и с эмоциональным интеллектом, и с карьерой тоже. Как-то так это складывается. Здравствуйте, Максим.
Максим. Здравствуйте. Я не всегда слушаю вашу программу, но она мне очень нравится, потому что склонна к философии. Сам тоже я очень склонен к этому, потому что любая палка о двух концах. Вы повторите свой вопрос вслух.
А.Г. Нужно нам учиться называть эмоции, понимать собственные желания?
Максим. Эмоции и у себя надо понимать и другого человека надо понимать. Вопрос: для чего? В первую очередь, конечно, надо понять себя уметь, чтобы ты потом, впоследствии мог понять другого человека.
А.Г. Спасибо большое, Максим. Я вот что хотел сказать о Максиме и палке о двух концах. Дело в том, что, действительно, так устроен человек, что любая палка у него о двух концах. Или, как говорил Карл Юнг )), я думаю, не он один: «Все отбрасывает тень». Если, например, мы пытаемся опираться только на рациональные, логические рассуждения, то мы куда-то запихиваем в глубину души, в бессознательное нашу чувствующую сторону, нашу эмоциональную сторону натуры. Такое запихивание приводит к тому, что она прорывается внезапными вспышками гнева или застревающими на всю жизнь обидами. А если мы живем одними эмоциями и не пытаемся как-то огранить их или ограничить с помощью разума, то тогда разум начинает нам угрожать. Мы забываем о нем, и он отзывается, ну давайте скажем так, разными формами того, что человек называет безумием. Никуда от этого не денешься. Все отбрасывает тень. Человек, работающий с техникой, все время пренебрегает своим воображением, и оно ему мстит и так далее и тому подобное до бесконечности. Поэтому это, наверное, очень важно - научиться понимать другую сторону себя. Научишься понимать то, чего ты как-то в себе не до конца осознаешь, наверное, у тебя увеличится способность понимать другого человека тоже. Потому что если ты видишь в другом человеке только врага, то ты можешь взять листочек бумажки и написать на нем все свойства своего врага. Если этот листочек бумажки потом… Я имею в виду свойства характера, что вы в этом человеке так ненавидите. И если вы отложите эту бумажку в сторону, а потом перечитаете, то выяснится, что вы описали себя, те свои эмоциональные стороны, которых вам не хватает в жизни. Так что очень точно, Максим, палка действительно о двух концах. Вот какие литературные примеры привела наша замечательная радиослушательница Екатерина.
Екатерина. Здравствуйте. Это Екатерина, город Москва. Эмоциональный интеллект. Этот термин возник в психологии в первой половине ХХ-ого века. Мне кажется, что разработка этой проблемы происходила намного раньше в русской литературе XIX-ого века. Я со школьной скамьи помню психологические каноны, на основании которых мы изучали роман Льва Толстого «Война и мир». Помню, что семья Болконских олицетворяла собой ум ума, а семья Ростовых ум сердца. Мне кажется, что понятие «ум сердца» идентично понятию «эмоциональный интеллект». В предыдущей передаче было сказано, что безэмоциональность может быть показателем хороших манер, сдержанности. Как пример приводилась английская сдержанность. Героиня романа Толстого Наташа не наделена блестящим умом и безупречным воспитанием, но она естественна и душевна. У меня есть личные образные ассоциации, как символически проявляется крайняя сдержанность. Это холод, мороз, лед, снег. Исследователи романа «Евгений Онегин» отмечали, что пейзажи, на фоне которых разворачиваются события в нем – зимние. Мне всегда казалось, что Татьяна, в конечном итоге, превращается в Снежную королеву, которая, как хороший ученик, воплощает слова учителя в жизнь. Она полностью властвует над собою, над своими эмоциями и даже чувствами.
А.Г. А мне всегда казалось, что она вовсе не замерзает - Татьяна, а учится, именно учится правильно оценивать свои чувства. «Не заигрываться», - как сказали бы исполнители нашего эпиграфа. Это и есть, наверное, возрастание эмоционального интеллекта. По крайней мере, сейчас сказали бы так. Ведь она, кроме всего прочего (правда?), училась понимать и свои собственные сны. Так что можно считать Пушкина основателем психоанализа. Впрочем, Екатерина говорила не только о литературе. Вот что она сказала о школе.
Екатерина. Я услышала такой термин «эмоционально репрессивные семьи». Как я понимаю эти семьи? Во-первых, в этих семьях право на эмоции имеет только самый сильный, обычно кто-то из родителей. Эмоции детей подавляются либо шквалом родительского негодования, угрозами, либо наказанием: угол, порка и тому подобное, либо психологическим глумлением. Даже если в семье нет эмоциональных репрессий, то ребенок обычно сталкивается с этим в школе, потому что учитель не будет идти на поводу эмоционального ребенка. Такие дети быстро «обламываются» разными методами. В наших школах самыми лучшими учителями начальных классов считаются учителя, которые могут обеспечить железную дисциплину. Достигается это приемами психологического подавления детской спонтанности и эмоциональности. У нас была жесткая учительница. Помню, что когда мы перешли в пятый класс, у нас в классе среди мальчиков развилась дедовщина, потому что в любых коллективах с репрессивными методами быстро усваивается мысль, что выражать свои эмоции имеет право только сильный. Мальчики свою силу определяют кулаками и физической подготовкой. Во взрослых коллективах силой становится наделение человека властными полномочиями. Русским свойственна ругань и мат. Это издержки наших репрессивных систем, когда руганью человек обозначает свою значимость, что он имеет право на выражение эмоций. Спасибо.
А.Г. Вот как интересно. В строгом смысле этого слова, Катя говорит о том, что у нас есть традиция не сдерживания эмоций, а их подавления. Может быть именно поэтому мы такие эмоциональные? В смысле такие эмоционально несдержанные, поскольку все, что нам нужно, мы пытаемся подавить. Представляете себе, насколько значимо для человека вообще выражение своих эмоций, так называемая искренность – мы ведь так это называем, правда? - если на нее имеет право только сильный? Вы только задумайтесь о том, что происходит. Если только сильный становится сильным, властительным, поднимается наверх бюрократической лестницы с целью право получить - выразить свои эмоции. Может быть, это и происходит как раз ровным счетом потому, что той самой способности спокойно говорить о своих эмоциях, искать под ними чувства, как мы говорили в предыдущей программе, пытаться оценить свои собственные подлинные желания, мы так и не умеем? А самое главное, нет работы с эмоциями в семье и школе. Это обламывание, поскольку, согласитесь, эмоциональная сдержанность, в том числе и Катя - просто мы не можем привести ее сообщение целиком – говорила об этом. Скажем, английская сдержанность - это традиция. Каким-то образом они умудряются ее воспитывать, а мы обламываем. Почему? Наверное, потому что у нас учитель тоже чувствует себя часто начальником или паханом, то есть как бы только учитель в классе имеет право выражать свои эмоции. Возможно, я… Я имею в виду, конечно, тех учителей, которых вспоминала Катя. И более того, как всегда, я не настаиваю на своей правоте. Но получается примерно так. Каждый хочет чувствовать себя начальником и поэтому борется за свое право выразить эмоции и в первую очередь негативные по отношению к другому человеку. А потребности этого другого человека в выражении его собственных эмоций мы учитывать совсем не хотим и не умеем. И поэтому, возможно, одну из главных наших проблем можно так и описать, как проблему отсутствия эмоционального интеллекта, нежелания и неумения говорить о чувствах, описывать их и пытаться подстраиваться под чувства других. Ну вот еще одна музыкальная пауза.


Музыка.


А.Г. Существует множество разных моделей эмоционального интеллекта. Мне, возможно, ближе так называемая модель Майера – Салловея, поскольку это, собственно, авторы понятия. Так вот тут есть вещи, которые мы не очень хорошо умеем понимать. Есть у нас какая-то такая - у нас, я имею в виду у нас, в нашей стране - есть какое-то такое страстное желание упростить. Так вот, одно из главных мест модели Майера – Салловея занимает способность понимать сложные чувства человека. Сложные – это значит, амбивалентные, неоднозначные. Мы все время пытаемся человека интерпретировать как-то однозначно. На самом деле человек, его проблема и его эмоции вещи разные. Мы где-то всегда гораздо больше самого человека, ой, простите, нашей проблемы или нашей эмоции. Не может человек проявлять, между прочим, однозначные чувства. Почему? Да потому, что, как сказал Максим, палка всегда о двух концах, все отбрасывает свою тень, у всего есть своя обратная сторона: и у эмоций и у чувств. И одна из главных особенностей эмоционального интеллекта - это способность эту неоднозначность чувствовать, не осуждать человека на основе какой-то эмоции, какого-то связанного с ней поступка, не пытаться выдать его за цельного человека. И это основа понимания эмоций, в первую очередь другого, конечно, другого человека, конечно. Разумеется, на первом месте в этой модели стоит способность распознавать эмоции и называть их. И опять на первом месте способность распознавать эмоции другого человека по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу. И уже потом способность как-то идентифицировать свои собственные эмоции. Все устроено так, что учиться надо этому с детства, потому что наука эта сложная. Вы, наверное, видели в психологической методике Майерса, когда там есть фигура человека, и он, этот человек - контур человека на листе бумаги. И ребенок должен закрасить на нем каким-нибудь цветом эмоцию, которую он испытывает. Эмоции нужно научиться определять телесно, фиксировать, замечать их переходы от одной эмоции к другой, замечать связь между эмоциями и мыслями. Может быть, даже предсказывать развитие эмоции. Учиться отличать свои ожидания от реальности. Между прочим, у нас когда-то давно был тренинг, цикл радиопередач, которые мы называли «Прорыв к гениальности». Так вот, Майер с Саловеем писали, что одна из главных задач изучения собственных эмоций – это умение активировать свой мыслительный процесс, как сейчас говорят, креативность запускать, используя эмоции, как фактор мотивации. Причем используя как позитивные, так и негативные эмоции для этого. Вы пробовали заметить, как что-то там на фоне звучащее? Вы пробовали заметить, как связаны мысли и эмоции? Что выбрасывает отрицательную эмоцию, что положительную? Какое воспоминание? Какая мысль? Как только начинаешь наблюдать за этим процессом, делаешь первый шаг к тому, чтобы как-то управлять этими самыми эмоциями. Здравствуйте, Дмитрий. Алло.
Дмитрий. Здравствуйте, уважаемый Александр Геннадьевич. Чувствовать, сочувствовать, сопереживать – это очень важно. Сочувствовать, сорадоваться при возможности, что говорят труднее. Если можно, строфы я короткие, 12 строчек прочитал бы свои.
А.Г. Но не больше 12, хорошо?
Дмитрий. Важно в движении чувство баланса.
Ценно в общении чувство нюанса.
Скрасить страданье – друга участье,
А ожидание - в будущем счастье,
Снова с любимыми теплые встречи
С близкими, милыми тихие речи.
Насколько возможно оттенки, нюансы стараться чувствовать - это основа взаимопонимания, саморазвития и общения.
А.Г. Скажите, пожалуйста, Дмитрий, а почему так важно?
Дмитрий. Спасибо вам за тему и за добрые слова.
А.Г. Спасибо вам. По-моему, простые замечательные стихи и абсолютно точно в тему. Не успел я задать вопрос Дмитрию. Задаю его всем вам. Скажите, пожалуйста, а почему мы не хотим этому учиться, если это так здорово и замечательно? Почему мы забыли любые формы и способы и описания того, что называется самопознание? Модель Майера Саловея, она вся сплошь построена на анкетах. Есть коэффициенты эмоционального интеллекта. Боже упаси с этими анкетами провести у нас массовое обследование. Ужас на самом деле получится. Нет, есть, конечно, одаренные люди. Но вот такая естественная одаренность – это эмпатия. Тоже сложно. Кто-то включает эмпатию в понятие эмоционального интеллекта, кто-то понятие эмоционального интеллекта в эмпатию. В строгом смысле этого слова эмпатия – это сочувствие, а если хотите, эмоциональный интеллект – это рационализация, способность описать, понять разумом это самое сочувствие и использовать его для собственного успеха, что, я не уверен, что это так здорово и хорошо, потому что всегда можно обвинить подобного рода методики в манипулировании. Мы же ведь все хотим успеха, а успех-то мы можем получить где? Только между других людей. Для этого их нужно научиться чувствовать. Вот что заложено в основу идеи самой и разных моделей самого термина «эмоциональный интеллект». Та самая, между прочим, социальная активность, которую мы все пытались с вами понять в разных программах, та самая возможность адаптироваться к другим, понять их интересы для того, чтобы построить какой-то собственный план цели, карьеры, всего, чего угодно. А мы все хотим, чтобы нас почувствовали другие, а учиться этому почему-то не хотим.


Музыка

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.