войти

«2016.06.09 ''Желание'' (стихотворение Александра Пушкина)»

музыка на стихи Александра Пушкина:

00:00: Марк Рейзен - Медлительно влекутся дни мои;

00:06: В крови горит огонь желанья;

00:26: Витольд Петровский - Желание славы;

00:40: Сожжённое письмо.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

Александр Геннадьевич Данилин.

Запись передачи «Желание» (стихотворение Александра Пушкина) 09.06.2016

Музыка на стихи Александра Пушкина:

00:00: Марк Рейзен - Медлительно влекутся дни мои

А.Г.: Добрый вечер. В понедельник, 6 июня Пушкину исполнилось 217 лет. Круглая дата. И он все еще, подняв воротник камзола, наверное, надвинув цилиндр на глаза, так и бродит все время где-то между нами в Москве по Садовому кольцу, несмотря ни на что. Ну а стихотворение это, «Желание», написано в 1816, ровно 200 лет тому назад. Пушкину 17. И вдруг:

Медлительно влекутся дни мои

И в каждый миг в унылом сердце множат

все горести несчастливой любви.

А чего это вдруг человек в 17 лет начинает писать такие стихи? Вы все, наверное, знаете, что фрейлина Екатерина Бакунина, сестра одного из пушкинских лицейских товарищей, возбудила в нём это чувство. «Как она была мила! Как черное платье пристало к милой Бакуниной!» - пишет он в своем дневнике. Дело же не в этом. А зачем, зачем? Посвященные ей же строки

Одну тебя в неверном вижу сне.

Задумаюсь, невольно призываю.

Заслушаюсь, твой голос слышен мне.

Понятно. Но откуда берется это:

Моя душа, плененная тоской,

В ней горькое находит наслажденье.

Мне дорого любви моей мученье.

Это самое главное. Что это такое? Как в 17 лет человеку может быть дорого любви мученье и зачем пишутся такие стихи? У Пушкина далеко не единственное стихотворение, которое в разные времена наименовали стихотворением «Желание», потому что то же название в 1825-ом часто дают «В крови горит огонь желанья». И «Крымская элегия» когда-то в сборниках поэта именовалась тем же названием «Желание». И в конце концов есть еще «Желание славы». Об этих стихах, стихах со словом «желание» мы попробуем сегодня поговорить. И поговорить на оси того, зачем, что делает Пушкин? Что это за состояние души 17-ти летнего человека, в котором пишутся такие стихи? 8 800 222 99 92 – это постоянный телефон прямых эфиров «Радио России» и программы «Серебряные нити». 8 800 222 99 92. «Желание». И зачем пишутся такие стихи?

00:06: В крови горит огонь желанья.

А.Г.: Хотя бы как сопоставление. 1825 год. И вроде бы стихотворение посвящено Елизавете Ксаверьевне Воронцовой, в чем я, правда, лично не уверен. Да и не имеет это такого значения. А это что такое? Что за маленькое чудо? Я, на самом деле, никогда об этом не задумывался до тех пор, пока не стал читать книжки по психоанализу. Не удивляйтесь, правда, потому что был у нас, собственно говоря, русский Фрейд, отец русской психоаналитической школы профессор Иван Дмитриевич Ермаков, который очень пострадал за то, что был психоаналитиком. Он в 1923 году выпустил интереснейшую книжку, которую всем советую, называется он «Этюды по психологии творчества Пушкина». И ничего такого, прямо фрейдовского вы не найдете, но в приложении он анализировал стихотворение «Желание». Только не те стихотворения, которые мы сейчас с вами слушаем, а анализировал он стихотворение «Желание», которое «Крымская элегия». Может, вы его помните?

Кто видел край, где роскошью природы

Оживлены дубравы и луга,

Где весело шумят и плещут воды

И мирные ласкают берега,

Где на холмы под лавровые своды

Не смеют лечь угрюмые снега?

Скажите мне, кто видел край прелестный,

Где я любил, изгнанник неизвестный?

Златой предел, любимый край Эльвины

К тебе летят желания мои.

Я помню скал прибрежные стремнины,

Я помню вод веселые струи.

И тень, и шум, и красные долины,

Где в тишине простых татар семьи

Среди забот и с дружбою взаимной

Под кровлею живут гостеприимной.

Всё живо там, всё там очей отрада:

Сады татар, селения, града.

Отражена волнами скал громада.

В морской дали теряются суда.

Янтарь висит на лозах винограда.

В лугах шумят бродящие стада.

И зрит пловец: могила Митридата

Озарена сиянием заката.

И там, где мирт шумит, над падшей урной

Увижу ль вновь сквозь темные леса

И своды скал, и море, блеск лазурный

И ясные, как радость, небеса?

Утихнет ли волненье жизни бурной?

Минувших лет воскреснет ли краса?

Приду ли вновь под сладостные тени

Душой уснуть на лоне мирной лени?

И стихотворение это читаю, поскольку Иван Дмитриевич Ермаков считал очень просто. Он считал, что все стихи, в которые входит название «желание», построены, как магические заговоры. И цель у них одна и очень простая, всегда одна и та же: магическим путём, где-то в эфире, в этом серебристом пространстве вернуть себе свою любовь или само это чувство утраченное. И что в самом раннем пушкинском стихотворении «Желание» Пушкин ждет ловушку Екатерине Бакуниной. Иван Дмитриевич Ермаков проделал очень интересную работу и попытался рассказать, каким образом строятся эти магические заговоры. Я, конечно, не смогу пересказать вам достаточно большую книжку. Но скажу, например, что первое «Желание», точно так же, как «Крымская элегия», это ямб, ямбический размер. И этот размер соответствует определенным особенностям детской речи. Обратите внимание: детской. В детской речи большое выразительное значение имеет положение ударного слога. И тогда получается одна очень интересная вещь, что размер ямба соответствует плаксивому, требовательно жалостному, печальному требованию ребенка. И на это, на эту интонацию, на этот размер речи мгновенно отзывается мама. Ребенок с помощью этого размера управляет мамой, демонстрируя, что он потерянный в окружающем, печальный, маленький, одинокий, беспомощный, слабый. И эту самую сторону мамы даже в юной девушке - по тем временам не такой уж юной, все-таки фрейлине Бакуниной тогда было 18 лет - этот размер притягивает. Он остается один в этом печальном мире, в котором она отказывает ему в любви. Он отказывается от борьбы, он чувствует себя бессильным. И тогда маминой части бессознательного Кати Бакуниной хочется сделать шаг навстречу. И вот еще одна очень интересная деталь. Сразу хочу сказать, что я, конечно, не могу сказать, насколько все мои рассуждения научны, но когда вы будете строить свои собственные заговоры, господа, может быть, вам это пригодится. В каждом стихотворении есть три уровня, по крайней мере, согласно Иван Дмитриевичу Ермакову, или три стороны. Это музыкальная сторона. Это живописная сторона. И, наконец, сторона символическая, общечеловеческая. Так вот, ритмическая, музыкальная сторона выражена в повторах, и повторы эти у Пушкина очень часто отмечены буквой «Р», звуком «Р», горизонтальным протяжением. Я постоянно здесь, а ты меня не слышишь. Не слышен ропот мой, ропот, как рокот. А вертикальное измерение, измерение любви, с точки зрения Ермакова, вот это секущее протяжение, направление по вертикали вверх, к чувтствам, всегда выражает буква "С":

Медлительно влекутСя дни мои

И в каждый миг в унылом Сердце множат

все гореСти неСчастливой любви.

Слова с буквой "С" открывают стихотворение и закрывают его, создавая внутренний музыкальный ритм вертиклей. А в середине звучит все время протяжная "Р", которая создает горизонталь постоянства. Ничего не изменится, я буду роптать и роптать, пока ты не придешь, роптать и роптать в неком определенном ямбическом ритме детского рокота. Это детская жалоба, а хоринический размер у ребенка при прочих равных условиях соответствует выражению требования, упорства, нетерпения, непосредственного: "Дай мне! Дай мне!" И поэтому у более взрослого Пушкина в другом желании, во втором, которое мы слышали, мы с вами услышим другую форму заговора, как бы существующую, так и возрастную на фоне первой.

Лобзай меня: твои лобзанья
Мне слаще мирра и вина.

Хочу. И даже не думай, не отстану, буду хотеть всегда. Мне слаще мирра и вина  - протяжное "Р" в середине утверррждает это постоянстово требования. Не отвяжусь. А "З" и "С" обычно по краям хорея - здесь, правда, "З" и "Ч" скорее - "и двигнется ноЧная тень" создают прежний вертикальный полёт. Очень часто, обращаясь к одной и той же женщине Пушкин использовал образы и переставлял акценты. Хорей становился плачущим, а ямб утверждающим. И это тоже приёмы составления магического заговора. И это, наверное, главная суть поэзии вообще, а русской поэзии в первую очередь именно Пушкина. Мы до сих пор читаем про себя его стихи, как заговоры, потому что помогают в какой-то похожей ситуации, потому что в них слышны всегда наши собственные желания, чтобы что-то изменилось, чтобы мир стал таким, как хочет этого поэт или просто романтик. Здравствуйте, Виолетта Анатольевна. 

Внук В.А.: Аллё. Александр Геннадьевич, здравствуйте. Я сейчас бабушке трубочку передам. Ей 89 лет.

Г.А.: Давайте, давайте.

Внук В.А.: Она большая поклонница творчества Александра Сергеевича. Еще могу сказать, что у меня две бабушки, они родные сёстры. Одна живет в Омске, посещает пушкинские вечера и занимает первые места, как ни удивительно, в юношеских конкурсах. Независимо друг от друга они начали писать стихи, потому что росли на творчестве Александра Сергеевича. Я передаю бабушке.

Г.А.: Спасибо большое. 

Внук В.А.: Александр Геннадьевич, вам спасибо большое. Я поклонник большой вашей передачи. К сожалению, не смог дозвониться на тематику "Искренность в шоу-бизнесе".

Г.А.: В том числе еще и об этом мы с вами сможем поговорить, я думаю. 

Внук В.А.: Да, сможем, к счастью. Я буду пытаться до вас дозвониться.

Г.А.: Спасибо.

Внук В.А.: Игоря Саруханова я мог бы порекомендовать. Спасибо вам большое и вашей всей команде.

В.А.: Добрый вечер, Александр Геннадьевич.

А.Г.: Здавствуйте, Виолетта Анатольевна. Я думаю, вы имеете право меня звать просто Сашей, поэтому даже...

В.А.: Просто Сашей? Нет. Ну, хорошо. Вы знаете, что дочка Пушкина похоронена при советской власти?

А.Г.: Да, да. Слышал.

В.А.: И знаете где?

А.Г.: Нет, не помню.

В.А.: Я сейчас точно кладбище это назвать не могу. Но оно почти в центре. Раньше там ещё сжигали, а потом убрали всё это. Забыла. Но туда, когда входишь на кладбище, пройти немного, повернуть налево. И она там, фамилия её Гартунг.

А.Г.: Кто был её матерью? Она дочь Натальи Гончаровой?

В.А.: Да-да-да.

А.Г.: Понятно. Спасибо большое, Виолетта Анатольевна. Нас интересует стихотворения о желаниях. Мы решили поговорить о любовной лирике вообще. Может быть, у нас получится продолжить эту тему. А у нас пока третье желание, точно такой же заговор. И между прочим, я думаю, что такие магические заговоры в некотором роде в юности, в зрелости очень хочется составить каждому из нас. Только мы эти заговоры в душе составляем, а наружу их не выплёскиваем. А Пушкин, который действительно не понимал, что значит быть неискренним, и за это его не хотел понимать, вобщем-то,  никто другой, написал по этому поводу множество стихов.  

00:26: Витольд Петровский - Желание славы.

А.Г.: Да уж. Для того, чтобы добиться любви Лизы, Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой нужна была недюжиная слава. Она постоянно была королевой балов, вечеров, маскарадов. Вокруг неё всегда было бесконечное количество поклонников. Ну а сам Пушкин больше 32-ух профилей Элизы на рукописи Евгения Онегина собственноручно начертал. Однако, однако, это заговор, приманивающий славу. Но та, которая могла бы покорить, наверное, совсем Елизавету Ксаверьевну, пришла к нему много после смерти. Кто же стал бы терпеть его при жизни? Разве что тёмной ночью. Но сам этот посыл очень мужской, очень настоящий, очень психологически точный и очень фрейдовский, очень юнгианский, какой хотите, потому что он призывает: "Нет, если не ты, тогда я добьюсь славы, и ты пожалеешь". Помните: "Вот тогда-то пожалеешь, Иванова, что ты ранец свой носить не разрешала". Я говорю о том, что было бы потрясающе здорово, если бы мы правда ставили бы перед собой такую задачу и пытались её выполнить, потому что тогда мы бы наполняли свои чувства смыслом, семантикой, содержанием, к которому, может быть, потянулись бы и те самые гордые королевы балов, к которым обращен такой, как знак бесконечности, вывернутый, магический заговор. "Нет, я понимаю, что одних моих чувств недостаточно, вот тогда я что-нибудь создам, завоюю славу". И это хорей. Обещание себе. Здравствуйте, Роман.

Роман: Здравствуйте. Давно слушаю вашу передачу и, наконец, дозвонился до вас. Ваша передача очень интересная.

А.Г.: Спасибо.

Роман.: Насчет Пушкина. Вам не кажется, что он слишком слащавый поэт?

А.Г.: Нет. Мне нет, честно. Он очень разный. Немножко, может быть, когда он писал ямбические рифмы. Он немножко подражал Державину. Вот тот был для меня сладковат. А Пушкин нет, именно потому что он всегда - это было у него в крови, может быть, в африканской, не знаю - он умел чувстовать, что такое магия, как соткать из слов в реальности отзвук манящий, отталкивающий.  Реальность всё время не хотела ему соответствовать, и от этого, на мой взгляд, рождались такие стихотворения, как Крымское: "Кто видел край, где роскошью природы.." Это, конечно, Крым. Но одновременно и не Крым. Это рай. Отчего люди пишут стихи о рае? Оттого, что они задавлены, потрясены, брошены, унижены, растоптанны. Оттого, что им хочется вернуться куда-то к детскому ощущению блаженства. Помните, мы говорили о лени? А здесь:

Приду ли вновь под сладостые тени

Душой уснуть на лоне мирной лени?

Нам, старшему поколению, между прочим, всем такой Крым знаком. Это ж было одно из немногих мест отдыха на море, а значит, наша модель рая. Уж не знаю, как с раем сейчас, но, по крайней мере, в пушкинских воспоминаниях, в моих детских, это рай. Звучащее пространство. И потрясён, наверное, Пушкин, конечно, чем? Неискренностью света, невозможностью найти какой-то отклик на свои порывы и чувства, которых, возможно, было слишком много. И тогда хочется заорать Вселенной о том, что хочется вернуться туда, где плоды падают прямо с неба или с дерева в рот, а волнения жизни бурной утихают. И он зовёт этот рай, манит, вобщим, по-своему находит его. А какой ещё выход? Как стать, достичь такой славы, чтобы блестящая Елизавета Воронцова ответила тебе? Создать свой собственный рай, свою собственную маленькую Вселенную. И в ней научиться успокаиваться, приходить в себя, как будто ты в Крыму. Здравствуйте, Игорь. 

Игорь: Пушкин для того строил магические заговоры, он очень хотел вернуть... Ему очень не хватало любви Елизаветы Воронцовой. Он рос в такой семье... Там порядки были не то, чтобы мягкие. Как впрочем, и всегда в то время. Он писал стихотворения. Он не мог выплеснутьвсё это в словах. Пушкин был не то, чтобы словоохотлив. Елизавета Воронцова должна была воспринять всё это.

А.Г.: Наверное. Но боюсь я, что графиня Елизавета Ксаверьевна любила веселье, любила жить легко, собственно, всё то, что мы в прошлой программе называли простым счастьем. И вы, наверное, помните, он даже был вынужден сжечь письма, чтобы, не дай бог, граф Воронцов в Одессе случайно не узнал о их связи и о переписке. И помните, конечно, есть ещё один магический заговор, когда при расставании Воронцова подарила Пушкину очень дорогой перстень и такой же оставила себе.

Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.

Талисман создавал реальность вместо сожженных писем. Спокойной ночи.

00:40: Сожжённое письмо.

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.