войти

«2016.06.23 ''За закрытыми дверями'' (пьеса Жана-Поля Сартра). Ад - это другие... -2»

музыка:

00:00: Dino - Besame Mucho;

00:05: Jörg Maria Berg - Tina-Tina-Luisa (Tintarella Di Luna);

00:24: Dany Mann - Sexy Hexy;

00:39: Mieczyslaw Wojnicki - Lucia.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

Музыка. Dino - Besame Mucho.

А.Г.: Причем здесь Besame в ритме твиста? Мы вроде бы собрались продолжить разговор о знаменитой пьесе Жана-Поля Сартра "Без выхода" или "За закрытыми дверями", как когда у нас переводят. И главный вопрос нашего обсуждения: как люди создают друг другу ад. Сегодняшними музыкальными паузами я хочу сказать: "Да с легкостью". Ну просто чем легче хочется отношений, тем быстрее создается ад. Тогда же, когда широко ставилась пьеса Сартра, после войны, в 50-ых годах, эта самая лёгкость чувств вошла в моду и начала создавать ад, потому что сама пьеса Сартра не столько об аде, сколько об этом самом замкнутом пространстве, которым мы стремительно начинаем доводить друг друга. А пьеса Сартра, если хотите, о каких-то главных правилах нашего взаимного ада, вырастающих из лёгкости. Как мы создаем друг другу ад и что нужно сделать, чтобы из него выбираться? 8-800 222 99 92 - телефон прямых эфиров "Радио России" и программы "Серебряные нити", разумеется, тоже. Каким образом, между прочим, провозглашённая Сартром, экзистенциальная лёгкость отношений, в которой каждый выражает себя, создаёт тот ад, в котором мы живём. 8-800 222 99 92 - это бесплатный телефон прямых эфиров "Радио России" и бесплатный для всех регионов нашей великой страны. Так что звоните. Наверное, есть счастливые люди, но большинству семей и пар в нашей стране этот самый ад, описанный Сартром, очень хорошо знаком.

Музыка. Jörg Maria Berg - Tina-Tina-Luisa (Tintarella Di Luna).

А.Г.: Как-то так. Тина, Луиза и Вилли. Инес, Эстель и Гарсен. Всего три участника пьесы, навсегда запертые в комнате гостиницы, которая и представляет собой ад по версии Сартра. Ад, который другие. А все начиналось как-то так легко, почти в ритме твиста. Между прочим, именно так оно и заканчивается, как это ни странно.  

Инэс. Ну! Кто же? Кто из троих? Путь свободен, что же нас держит? Помрешь со смеху! Мы неразлучны.

Эстель бросается на нее сзади.

Эстель. Неразлучны? Гарсэн! Помоги мне. Скорее помоги. Помоги мне. Мы вытащим ее наружу и запремся: туда ей и дорога.

Инэс (защищаясь). Эстель! Эстель! Умоляю, оставь меня здесь. Только не в коридор, не выгоняй меня в коридор!

Инэс. Трус! Трус! Ищи утешения у женщин!
Эстель. Пой, Инэс, пой!
Инэс. Классная парочка! Если бы ты видела его огромную лапу на своей спине, как она мнет платье и впивается в тело! У него мокрые руки, он весь потный. Он оставит пятно на твоем платье.

Инэс. Мертвая! Мертвая! Мертвая! Ни ножом, ни ядом, ни веревкой. Нас не убить. Это уже сделано, понятно? И мы вместе навсегда. (Смеется. )
Эстель (хохочет). Навсегда, господи, вот смешно! Навсегда!
Гарсэн (смеется, смотря на них). Навсегда. Ну что ж, продолжим.

А.Г.: Потрясающая вещь. В этой версии аудиоспектакля, фрагменты которой мы слушаем вторую передачу, все чрезвычайно трагично. Мне кажется, что у Сартра это ещё веселее, чем то, что вы слышите. Понимаете какая штука? Они собираются продолжать. И им совершенно искренне весело. И, между прочим, Инес искренне весело, что она мёртвая и её уже нельзя убить ни ножом, ни ядом, ни верёвкой. Это оказывается оборотной стороной ада. Они всё время воспроизводили схему при жизни. Ту самую, которая крутится в пьесе. А что они ещё могут воспроизводить? Какую жизнь? Вот они её снова, снова, по кругу и воспроизводят. И им это весело, потому что всё знакомо и хорошо, что будет происходить. Будет происходить один и тот же круг отношений. Впрочем прежде чем говорить об этом круге, давайте хотя бы два слова о Сартре. Вот что сказала мой соавтор - радиослушательница из Ульяновска - Ирина.   

Ирина: Чтобы понять творчество Сартра, стоит немного познакомиться и с его философскими взглядами. В 1946 году, пытаясь объяснить и опровергнуть критические замечания, он пишет статью "Экзистенциализм - это гуманизм", в которой объясняет своё видение человеческой природы. Первый принцип экзистенциализма Сартра: человек есть лишь то, что сам из себя делает. То есть: "Человеком он становится лишь впоследствии. Причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы её задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать". Сначала существование и только потом сущность. Человек изначально пустой проект и наполняют его его действия и поступки. И только они. Именно действия, а не мечты и представления о себе. "Он отдаёт себе отчёт в том, что не может быть каким-нибудь (в том смысле, в каком про человека говорят, что он остроумен, зол или ревнив), если только другие не признают его таковым. Чтобы получить какую-либо истину о себе, я должен пройти через другого. Другой необходим для моего существования, так же, впрочем, как и для моего самопознания. При этих условиях обнаружение моего внутреннего мира открывает мне в то же время и другого, как стоящую передо мной свободу, которая мыслит и желает «за» или «против» меня. Таким образом, открывается целый мир, который мы называем интерсубъективностью. В этом мире человек и решает, чем является он, и чем являются другие". Трое в запертой комнате. Это всё, что человек имеет. Человек своими действиями и поступками творит природу человека. И по Сартру нет иной человеческой  природы. Возвращаясь к пьесе, три главных её героя сотворили свой мир своими поступками. Каждый человек, делая свой выбор в пользу того или иного действия, определяет всё человечество. "Выбирая себя, я созидаю всеобщее", - говорит Сартр. Другой действительности, человеческой действительности у нас нет. Именно поэтому человек ответственен за каждый свой выбор, за каждый свой поступок. Ни обстоятельства, ни окружающие, никто, кроме него самого, не отвественен за его реальность. Гарсэн не выходит из комнаты, потому что за её дверьми больше ничего нет. Нет его проекта мира, в котором он мог бы реализовать себя. Инэс и Эстель - это та реальность других, которую он создал своими поступками. То же самое очевидно для Инэс и Эстель. И весь вопрос упирается в то, возможно ли осуществить свой проект, реализовать собственные принципы в мире, созданном твоими поступками. Это внутреннее противоречие. В замкнутом пространстве сартровского ада оно создаёт дурную бесконечность.

А.Г.: Это внутеннее противоречие может создавать дурную бесконечность, а может и не создавать. Всё ли зависить от того, воспринимается ли человек как tabula rasa - пустая дощечка, на которой можно написать что угодно стилом или нет. Здравствуйте, Игорь.

Игорь: Здравствуйте, Александр Геннадьевич.  

А.Г.: Слушаем вас.

Игорь: Я на эту тему сегодня думал и записал свою мысль. Она совпала с мыслью Ирины. Ну, может, я короче скажу.

А.Г.: Замечательно.

Игорь: В безбожном, светском обществе мужчина становится как бы женщиной, а женщина как бы мужчиной и дети как бы стариками. Вобщем, всё перевёрнуто. И все эти как бы люди сами проклинают свою жизнь. Вот и Ирина об этом говорила, что мы сами себя проклинаем. И это будет продолжаться до тех пор, пока мы не покаемся в грехах перед господом богом. А у Сартра, я его не читал и пьесу не видел, от третьих лиц слышал, от богословов.

А.Г.: Я думаю, что стоит почитать самому, потому что сам же богослов. Спасибо большое, Игорь. Я вот что хотел сказать. Я хотел сказать, что есть всё равно некоторая внутренняя железная закономерность. Почему-то весь сартровский ад оборачивается однообразием. Любовный треугольник бесконечно вращается в одной и той же консервной банке гостинницы. И как вы услышали, видимо, вращается с удовольствием. Вы только послушайте.

Эстель (цепляется за Гарсэна) Гарсэн, вы мужчина или нет? Посмотрите же на меня, не отводите глаз: разве это так тягостно? У меня золотые волосы, и, в конце концов, кто-то ведь из-за меня застрелился. Умоляю, вы же должны смотреть на что-нибудь. Если не на меня, так на статуэтку, стол или диван. На меня все-таки приятнее смотреть. Послушай, я выпала из их сердец, как птенец из гнезда. Подбери меня, прими меня в свое сердце — увидишь, я буду милой.

Инэс. Делайте что хотите, ваша взяла. Но помните, я здесь и я на вас смотрю. Я не отведу взгляда, Гарсэн, вам придется обниматься у меня на глазах. Как я вас обоих ненавижу! Занимайтесь любовью, но не забывайте: мы в аду и настанет мой черед.

А.Г.: Вот персонажи. Как бы три, с позволения сказать, противоположности, дополняющие друг друга. Эстель, которая умоляет Гарсэна не смотреть на что-нибудь, а смотреть только на неё. Тогда она чувствует себя существущей. Она сосуд, требующий наполнения. Подбери меня, прими меня в свое сердце и увидишь: я буду милой. Инэс - манипуляторо и лидер. Дело не в том, что она хочет с кем-то вступать в такие же отношения на диване с Гарсэном или с Эстель. Дело в том, что она должна управлять, диктовать условия и, наоборот, вкладывать в голову кому-то свои собственные мысли и желания. Она должна управлять, она без этого не может. И поэтому она так мучительно реагирует на происходящее на соседнем диване. Исходя из того, что мы говорили на прошлой передаче, мы это видим не раз и не два и не десять. Однако, вся проблема в том, что они ей не подчиняются. И, наконец, Гарсэн, который мечется с тем, чтобы кто-то признал его значимость. Не важно, это коллеги-журналисты или женщина. И никак не может этой значимости добиться или почувствовать и у тех и других. Почему? Да потому, что он всё время боится, и от этого это мужское начало оказывается мечущимся между двух женских. Точнее говоря, может быть, даже и неженских. Начало Инэс совершенно не обязательно рассматривать как женское. Вообще это не важно. Важно, что они дополняют друг друга и готовы в любой момент начать с начала двигаться по кругу. Они своеобразная инверсия друг друга. Но вот только вслушайтесь, что говорит Гарсэн.

Эстель (нежно). Гарсэн!

Гарсэн. Ты здесь? Послушай, окажи мне услугу. Нет, не отказывайся. Я знаю, тебе кажется, что у тебя просят помощи, ты к этому не привыкла. Но может, если ты захочешь, если сделаешь усилие, мы и вправду сможем по-настоящему полюбить друг друга. Видишь ли, тьма народу утверждает, что я трус. Но какое мне до них дело? Бели бы нашлась живая душа, которая изо всех сил повторила бы, что я не бежал, что я не мог бежать, что я храбрый, что я честный, я... я уверен, что я был бы спасен. Хочешь поверить в меня? Тогда ты мне будешь дороже всех на свете.

Эстель (смеется). Дурачок! Глупец! Неужели ты думаешь, что я могла бы полюбить труса?

Гарсэн. Откройте! Откройте! Я согласен на все, на испанский сапог, клещи, расплавленный свинец, тиски, удавку — на все, что жжет и дерет, я хочу мучиться по-настоящему. Пусть лучше побои, кнут, оспа, чем эта умственная пытка, этот призрак страдания, который ласково касается тебя и никогда не делает по-настоящему больно. (Трясет дверную ручку.) Вы откроете или нет? (Дверь внезапно распахивается, он чуть не падает.) Вот те на! Дверь открылась?!

А.Г.: Да. Дверь, между прочим, открывается почти без усилия в этой закрытой навсегда комнате. Но вот ведь что удивительно? В коридор никто из троих выходить и не собирается. Дорога, наверное, ведущая к сердцу других страдальцев, оказывается куда сложнее, чем сидеть в своей комнате и крутить одни и те же отношения снова и снова. Но вот так мы создаем друг другу ад. Тем, что легче. Тем, что привычнее. Как-то так.

Музыка. Dany Mann - Sexy Hexy.

А.Г.: Посмотрите, какая потрясающе красивая картина получается. Вы можете её сами крутить в разные стороны. Нарисовать треугольничек, продеть в него  булавочку и вращать. Потому что Гарсэн для Эстель является объектом внимания, мужского внимания, без которого она жить не может. Она гордится тем, что кто-то из-за неё покончил с собой. Помните танцор танго из прошлой передачи? Эстель для Гарсэна является послушным объектом любви по той простой причине, что много народа утверждает, что он трус, видимо, в какой-то своей социальной жизненной позиции. А Эстель всегда примет его и скажет ему то, что он хочет. Что он храбрый, что он честный. Скажет это вполне профессионально. Она скажет: "Дурачок. Ну как же я могла полюбить труса?" Могла бы, и запросто. Лишь бы трус проявлял к ней достаточное количество внимания. Тогда она сможет ему спокойно изменять. Помните историю? Если не помните, то, наверное, стоит перечитать. Или переслушать нашу последнюю программу. Инэс для Гарсэна - человек, который им манипулирует, вкладывает ему в голову мысли, конкурирует за него. Без такой Инес Гарсэн жить не может. Как впрочем и Инэс без него, потому что ей надо для удовлетворения собственного самолюбия всё время кого-то у кого-то уводить. Она, если хотите, профессиональный конкурент. И, конечно, при бесконечном вращении треугольника - обратите внимание, добровольном - в этом самом персональном аду, конечно, она в какой-то один момент станет любовницей Эстель. Она её добьётся. Потом её снова отнимет Гарсэн. Потом Эстель снова уйдет к Инэс. Возможно, они при этом будут говорить чуть разные слова. Очень может быть. Но что за булавка торчит в центре? Что вращает бесконечно этот треугольник ада, и даже не давая этому треугольнику выбраться наружу? Выбраться, выйти куда-то в коридор этого бесконечного отеля, чтобы посмотреть, как там страдают другие. Ну хотя бы. Нет. Этого абсолютно достаточно. Вот что сказала по этому поводу наша слушательница Дина. 

Дина: Здравствуйте. Меня зовут Дина. Я из Алтайского края. Я уверена, что каждому человеку необходимо, чтобы его любили и уважали. Но бывают такие случаи в жизни, когда нам кажется, что мы недостойны любви и уважения. И вот тогда мы превращаемся в жертв, которые начинают жалеть себя и упиваться своей меланхолией. Пока не дойдут в своей жалости к себе до крайней точки, когда жалость превращается в агрессию к другим. И тогда человек становится палачом. Он мстит окружающим за свою боль и создает тем самым ад вокруг себя и для себя самого. Если ли выход из этого замкнутого круга? Я думаю, что да. Нужно изо всех сил стараться сохранить любовь к себе и другим. И не жалеть своей доброты и участия, даже если за всё вам усмешка в ответ. Как говорит герой пьесы Сартра Гарсэн: "Нужно проявлять добрую волю и тогда спасешься сам и те, кто рядом". Спасибо за внимание. Всего доброго. 

А.Г.: Да. Говорить-то он говорит. Но только проявлять он её не умеет. Я так ждал, правда. Вторую передачу жду. Может быть, не в лоб это звучало. Просто эта пьеса не про любовь. Эта пьеса про ад. И не всякие другие..По моему глубокому убеждению, верующие-неверующие, одни мало отличаются от других. Дело в том, что никто из героев не любит. Точнее говоря, любят, конечно, но себя. Любят себя. Любят свою собственную значимость, которой в этом треугольнике двое других делают достаточно и удобно, и поэтому не хочется выходить. Я даже не знаю, стоит это повторять еще раз. Но вот Эстель прямо, как пишет Сартр, цепляется за Гарсэна, требует, чтобы он не уходил. Требует, чтобы он на неё смотрел, потому что она красивее, чем бронзовая статуэтка. Может быть, я не знаю, может быть, это намек на то, что они все застыли и забронзовели - эта самая неназванная Сартром статуэтка, которая, видимо, находится где-то в центре номера или на видном его месте. Каждый из них - скульптура, возведенная самому себе. Но понимаете какая штука? Всем в нашей жизни это очень хорошо известно. Такой любви Эстель Гарсэну недостаточно. Понимаете, она вся ему отдалась и только им и живет. И этого мало. Кто-то должен за него конкурировать или за неё, потому что иначе всё: он добился победы и Эстель становится ему не нужна. Что-то должно щекотать нервы. И тут есть Инэс, которая постоянно пытается отбить Эстель и рассказать ей, какой Гарсэн нехороший человек, чтобы не использовать другого эпитета. И сама Инэс - какая удача! - при этом не может без этого жить. Потому что опять, если она отобьёт Эстель навсегда, её это тоже не устроит и ей надо будет периодически отбрасывать её назад к Гарсэну. Смотрите какая потрясающе красивая фигура. В ней всё про достижение собственной значимости - свободы, представление о том, как тебе хочется жить - и поэтому ад-то становится вовсе не грустным. Вполне себе такой веселенький адок. Вполне себе комфортабельный, как я понимаю, в номере отеля с тремя диванами. Ад? Ну может быть: ад - это другие? Ну наверняка. Но они же все трое именно этого и хотели. Господь с вами, не рай ли это? Здравствуйте, Николай. 

Николай: Здравствуйте.

А.Г.: Слушаем вас. Город Вязники у нас на проводе.

Николай: Я из Вязников Соловьевской области. Давайте сначала опредимся, что входит в понятие ада. Вы знаете, что входит в понятие ада?

А.Г.: В понятие ада в этой пьесе входят отель, номер в гостинице и коридорный. Одна штука. Мы не про ад вообще, мы про ад у Сартра. А ад у Сартра - это другие. Спасибо большое, Николай. У меня просто такое чувство, что мы сейчас уйдем к обсуждению темы ада, но пьесу бы недурно почитать. Она же очень коротенькая. Понимаете какая штука? Вы посмотрите, какие шикарные фразы. "Как я вас обоих ненавижу! Занимайтесь любовью, но не забывайте: мы в аду и настанет мой черед". Настанет? Настанет. Они, как фишку будут перекидывать Эстель друг другу. И её это будет абсолютно устраивать, потому что будет такая всепозволяющая в обмен на внимание любовь Гарсэна и требовательная и дисциплинирующая любовь Инэс. Только ни то, ни другое не будет любовью, потому что каждый из них в этом треугольнике будет любить исключительно для себя. Он не будет воспринимать другого, как отдельного человека. Он будет воспринимать другого, как продолжние своих собственных потребностей. И поэтому они смеются, глядя друг на друга: это навсегда. В самом деле в их жизни ничего другого и не было. Вот это самое "навсегда" или "никогда". И есть маленький ад, который мы строим в своей жизни, все время воспроизводя раз за разом, по кругу, по кругу любовь к самому себе и воспринимая другого, как инструмент для воспроизведения себя в его зеркале. И появляется другой вопрос: умеем ли мы любить? Спокойной ночи.  

Музыка. Mieczyslaw Wojnicki - Lucia.

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.