войти

«2016.07.12 Что значит ''уметь любить''»

музыка:

00:00: Ксения Колесник - Заметался пожар голубой;

00:06: "Крематорий" - Посвящение бывшей подруге;

00:24: Валентина Пономарёва - Под лаской плюшевого пледа;

00:39: Алла Пугачёва - Не отрекаются любя.

Расшифровки передач

Расшифровка — это текстовая версия передачи.

Вы можете оказать неоценимую помощь программе «Серебряные нити», если сделаете расшифровку этой и других передач. Расшифровки позволяют другим людям быстро знакомиться с передачами, находить передачи через поисковые системы, а также становятся основой для книг, выпускаемых автором передач.

Чтобы сделать новую расшифровку, нужно:

  • зарегистрироваться на форуме «Серебряные нити».
    (для регистрации пройдите по ссылке:
    http://www.serebniti.ru/forum/ucp.php?mode=register)
  • используя логин и пароль форума, войти здесь под ними
    (для этого нажмите на значок «ключик» (значок логина) в правом верхнем углу сайта).

Теперь Вы можете создавать новые расшифровки и редактировать уже написанные!
(для этого пользуйтесь значками (создание текста и редактирование текста), находящимися справа от каждой аудиозаписи)

Александр Геннадьевич Данилин.

Запись передачи «Что значить "уметь любить"» 12.07.2016

Музыка. 00:00: Ксения Колесник - Заметался пожар голубой

А.Г.: Но этого мало. Просто мало. Как-то всё-равно не получится у Есенина отречься писать стихи и только касаться руки. Что же тогда значит уметь любить? Здравствуйте. 8 800 222 99 92 - постоянный телефон наших прямых эфиров бесплатный для всех городов России. Сегодня по этому телефону мы продолжаем разговор как будто бы начатый разговором о пьесе "Без выхода" Жана Поля Сартра. Я закончил тот разговор риторическим вопросом "А умеем ли мы любить?" и имел в виду умеем ли мы любить кого-нибудь, неважно кого: бога, природу, человека. Или в конечном итоге мы любим только себя и тем самым создаем друг другу ад. Мне кажется, что этот разговор о том, каким образом мы создаём друг другу ад и бывает ли на свете такое умение, навык любить и что это вообще зачит - уметь любить. Можем ли мы это как-то понять, сказать словами или об этом можно только молчать по той простой причине, что любовь - самое бессмыссленное и самое неподдающееся словам, бегущее слов чувство на свете. Что значит уметь любить и как эти слова внутеренне отзываются? Мы умеем любить, дорогие радиослушатели? Или это у нас почему-то не получается? Ведь это самое - уметь любить - однозначно вышло из моды. Пусть мы не знаем, что это такое, но это не модно в мире, где всё становится доступным, прозрачным, чрезвычайно функциональным. Наверное, современный мир пытается сделать любовь функциональной, технологической, сделать так, чтоб она поддавалась словам, словесному описанию, формированию навыка. И что-то такое, совсем неуловимое от нас ускользает, что и делает жизнь адом. Между прочим, Оскар Уайлд когда-то задавал другой риторический вопрос. Риторический вопрос этот не менее важен. Он спрашивал: "Почему же каждый человек убивает того, кого любит. Почти неминуемо". А может быть, это не так? И эта мысль - "Yet each man kills the thing he loves" - это мысль декадента и вовсе мы не убиваем тех, кого мы любим, на самом деле. Ведь с теми, кого мы на самом деле любим, у нас чаще всего почему-то ничего не получается. И всё это кончается той самой есенинской руганью или как-то по-другому, в конце концов.

Музыка. 00:06: "Крематорий" - Посвящение бывшей подруге

А.Г.: И ты ответишь: "Вполне". Это и есть функциональная способность любить. Из простого счастья, наверное, потому что любить - это значит терпеть. Во всяком случае, в этих словах и в этом взгляде на то, что такое счастье. Вот Анаис Нин, которую я уже вспоминал, даёт мне право или, по крайней мере, возможность вести этот разговор. Она писала: "В сущности, есть лишь один вид психической ненормальности — неспособность любить". Не стали ли ненормальными мы все? И неспособность любить и неумение любить - это одно и то же? Или это всё риторические вопросы, не имеющие ответа. Здравствуйте, Игорь. Аллё, город Ростов.

Игорь: Здравствуйте, Александр.

А.Г.: Здравствуйте.

Игорь: Александр, любовь - это комбинация двух людей. Они находят друг в друге время, понимание. И каких чаще всего неполных двух лет. Бывает, растягивается на 10, 60 лет. Люди умеют любить. Всё-таки хочется в это верить. Большинство людей в наше время ещё нормальные. А вот, что касается вопросов, я думаю, что все вопросы Александра, они риторические. 

А.Г.: Что такое уметь любить? Это риторический вопрос, на него нельзя ответить, Игорь?

Игорь: Я не смогу. Этот вопрос задатся не первое столетие, это было и при правлении императора, дворцовые интриги, понимаете меня?

А.Г.: Наверное. Спасибо большое, Игорь.

Ну что ж, всё это вопросы, на которые нельзя ответить. Наверное, это действительно так, потому что ещё Христос говорил о том, что любовь спасёт мир, а Хайдеггер писал о человеке, как об экстазе любви. Наверное, мы не можем обойтись без любви, потому что без любви человек не является человеком. Хайдеггер писал о человеке, как об экстазе, потому что человек испытывает постоянную потребность расширения, правильно? Философы называют это потребностью трансцендировать, преодолеть свои собственные границы. Никак человек не может и не хочет остаться равен самому себе. И расширяясь, преодолевая свои собственные границы, он расширяется в сторону другого человека или других людей. Не умеешь любить другого человека - значит не умеешь любить и бога тоже. Между прочим, взаимоотношения с богом отцы церкви, опираясь на платновскую традицию, именовали эросом. В текстах Ариопагитик говорится: "Он причина всего, в сверхизобилии своей любящей доброты выходит сам из себя... и воспла­меняется добротой и любовью. И поскольку Он оторван от всего и от всех, Он может присоединяться к каждому сообразно той сверхбытийной, экстатической силе, кото­рая исходит из Него самого".

Святой Максим Исповедник писал: "Движимый добром эрос воз­будил божественное к провидению, к соединению с нами". И если опираться на слова Игоря из Ростова, то перевести все эти сложности можно очень просто: Бог тоже ищет человеческого понимания, как человек ищет понимания в другом, потому что без этого понимания не чувствует себя человеком. Здравствуйте, Владимир Ефимович.

В.Е.: Здравствуйте, Александр. Я уже немножко староват, мне уже.. но любви у меня было много. Один поэт, вот вылетело из головы, очень знаменитый поэт сказал так:

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее - область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.

Вот он призывает только себя полюбить беспредельно. Это как понимать его?

А.Г.: Я хочу сказать, Владимир Ефимович, что это как бы два таких странных полюса, очень странных. 

В.Е.: Надо любить беспредельно или не надо всё-таки?

А.Г.: Я всё время говорю о том, что человек существо принципиально и абсолютно двойственное. Это наше главное свойство и главное качество. Оно основное, непреодолимое и непобедимое. У нас всегда есть две стороны, как у монеты. И эти стороны абсолютно равны. При подбрасывании нас вверх мы выпадаем разными сторонами в одинаковом количестве случаев согласно теории вероятности. Так вот, это бесконечный процесс, абсолютно бесконечный, потому что если мы беспредельно любим самого себя, в том числе, самого себя в другом человеке, если мы беспредельно любим свою мечту о другом человеке, то тогда мы создаём друг другу ад в том случае, если человек оказывается несоответствующим нашей мечте. Хоть в какой-то момент мы трём-трём глаза руками и говорим, что неужели, неужели, вот правда, я любила этого мужчину. Правда что ли, я любил эту женщину, которая может говорить такие слова? Всё-та же...

Простите, пожалуйста, Владимир Ефимович из города Бологое. Мы вспомнили, вы, конечно, имели в виду стихотворение "Юному поэту" Валерия Брюсова. И написано оно было в том самом периоде реакции на свою же собственную любовь.

Так вот, когда мы беспредельно любим себя, нам легче и мы создаём другому ад. Но вся проблема в том, что это лишь период, одна сторона монеты, потому что через некоторое время нам этой любви к себе не хватет, поскольку для любви к себе нужно подтверждение со стороны другого человека, со стороны партнёра. Нужна его любовь к тебе, нужна его реакция на тебя. Нужно какое-то подтверждение того, что ты имеешь право любить себя. И человек вынужден открываться навстречу другому, трансцендировать. Весь вопрос в том, куда мы трансцендируем. Мы расширяемся в сторону реального живого другого человека или в сторону своей мечты. Анаис Нин писала: "Мечта всегда бежала впереди меня. Догнать её, пожить хоть мгновение в унисон с ней - это было чудом". И еще: "Как ошибается женщина, ожидая мужчину, который создаст мир её мечты, вместо того чтобы взяться за это самой!" Надо сказать, что Анаис Нин, которая так точно считала безумием исключительно отсутствие любви, сама любить не умела, меняла партнеров, как перчатки, и, в конечном итоге, наверное, была безумной. А может быть, и нет. Всё зависит от точки зрения с которой можно на неё смотреть. А Анаис Нин считала слишком мечтательными женщин. А вот наш современник Виктор Пелевин много раз писал о том, что мужчины слишком мечтательны, создают себе фантазии, живут в мире своих мечтаний в гораздо большей степени, чем женщины. Вот и попробуй проверь, кто из них кто. Между прочим, мой риторический вопрос в конце программы о пьесе Жана Поля Сартра возник, как тема передачи в сообщении на нашем форуме в сети Интернет. И вот так поняла наша постоянная радиослушательница Людмила. Вот что она сказала:

Людмила: Умеем ли мы любить или что значит уметь любить? Не знаю, как другим, но мне первый вопрос как-то нравится больше. Хотя, конечно, нужно помнить уже и о возрасте, пардон. И об опыте. Как там у Александра Сергеевича Пушкина?

Мне не к лицу и не по летам...
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей...

Болезнь любви. Наверное, не случайно гений именно так определил любовь. Но, а какое же умение в болезни? Здесь всегда всё так непредсказуемо, и всегда всё так парадоксально, и очень часто печально. Но я думаю, что можно иногда именно в определённом возрасте, будем так говорить, оглянуться назад и сделать кое-какие выводы. И выводы на тему: почему не удалась в жизни любовь, почему любить-то так и не умелось.

И вот тогда мы начинаем анализировать. Я, как автор темы на нашем форуме, придумала для наших форумчан вопрос: какие лично ты сам делаешь выводы? И, может быть, во всём виноваты звёзды зодиака. Или пример родителей. Или, может быть, кумиры, которые были выбраны нами ещё в юности всё-таки сыграли с нами какую-то, может быть, злую шутку. А может быть, экономические вопросы играют очень существенную роль в предложении руки и сердца. А можно просто личностью своей отпугивать любовь или, может быть, в лучшем варианте, притягивать её. Вот умеем ли мы любить? Страдать - да, мы умеем. Любовь - это всегда немножко слёзы на кулак. Мы умеем порой ревновать. Можно научиться завидовать даже чужому счастью, потому что молодости всё-таки не вернуть. Вот когда я думаю о себе - умела ли я любить - то я понимаю, что профессию - да, я в ней осталась. Я люблю родной город. Я в нём живу, я ему верна. Наверное, я люблю родных, потому что срабатывает инстинкт какой-то радости на душе, когда видишь родных людей. Я люблю то, что мужчины отличаются от женщин пока ещё. Но вот полностью жертововать собой ради удовлетворения мужского самолюбия я, скажу честно, так и не научилась. Уж да надо бы, надо бы. Счастливого Вам начала нового сезона, Александр Геннадьевич. Людмила.

Музыка. 00:24: Валентина Пономарёва - Под лаской плюшевого пледа

А.Г.: Где-то между нами, между мужчиной и женщиной неожиданно возникает что-то бесконечно сложное. Реальность становится густой и плотной, как пластилин. Мы называем это влюблённостью или любовью. Дальше мы начинаем замешивать и переплетать эту бесконечно сложную реальность, тяжи, которые можно описывать бесконечным колличеством слов. Эта плотная реальность, как бы не существующая, вторгается в этот мир, в котором мы сами по себе ничего сделать не можем. Но эта пласическая реальность его меняет. В самой любви в этой реальности двоих отсутствует начисто всякий смысл. Но она этот свой смысл способна создать. Она наполняет реальность и жизнь смыслом, и реальность существует только в том случае, когда существует эта сложная пластика. Это не просто инстинкты размножения, это их трансцендирование в мир человеческого, создание реальности. Бесконечными тяжами переплетается тайна, в которой нет прямых ответов. И тайна эта - риторичность всех вопросов, связанных с любовью, на мой взгляд, абсолютно необходима, потому что в ней и есть смысл и суть человеческого. Что такое человеческое? Это всегда трагедия. Это всегда трагедия любви по той простой причине, что это всегда ограничения. Ну правда. Я много раз говорил о том, сколько своих любимых мы можем найти в этой жизни, но всегда выясняется, что такой человек либо один, либо их ужасно мало. Этого настоящего. Вот того, где вдруг возникает эта странная густая невидимая пластическая реальность, из которой мы что-то лепим. И трагедия всегда трагедия, потому что любовь - подчеркиваю, только лишь с моей суъективной точки зрения - это всегда ограничение, потому что та реальность, которая возникает между двумя людьми - это реальность Бога. И эта реальность, от которой не уйдешь, которую не порвёшь - она пластична, она тянется, как бы далеко друг от друга мы не находились. Тянется, растягивается. Мы пытаемся её стряхнуть - она не исчезает. И это ограничение, потому что тайну этой реальности всего между двумя людьми, только между двумя, мы до конца постичь не можем никогда, потому что мы вглядываемся друг в друга и видим там, правда видим, бесконечность. Там, правда, бесконечность и там, правда, Бог в этой пластичной переливающейся реальности. И нельзя постичь до конца. Мы умеем любить. Это свойство, хотите - человеческого, а хотите - Божественного эроса, таящегося в нас. Свойство создания вот этой густой реальности. Для меня вся проблема в том, что любить мы боимся. Мы боимся, что любовь поглотит то, о чём говорил Владимир Ефимович из Бологого. Что она поглотит наше самолюбие. Мы боимся, что мы растворимся в этой пластической реальности, исчезнут наши личные интересы, наши привычки, наша свобода будет поглощена другим. От этого возникает та бесконечная война полов, о которой только что звучавшее в эфире стихотворение Цветаевой. Мы воюем за свое самолюбие и, в конце концов, в какой-то непостижимый момент времени эта пластическая реальность превращается в изуродованную кляксу на промокашке, которая заложена в книжку. Она превращается в болезненное воспоминание, в укол, потому что ни один из нас не готов отдать себя другому. Каждый помнит только одну фазу из этой вечной двойственности, из этих двух сторон монеты. Каждый пытается не потерять себя, обрести свободу, сделать так, чтоб другой служил ему, от этого возникают технолигии борьбы. Вспоминая о Сартре, нельзя же в конце концов, ну правда, нельзя же не вспомнить его жену. И Симона де Бовуар - мудрая женщина - была провозвестницей борьбы с мужчинами, с этими главными врагами человечества, которые совершают против женщин нераскрытые, но замышляемые злодеяния. Ну вот, на мой взгляд, сейчас мы близки к тому, что женщины победили или побеждают постепенно. По крайней мере, в нашей стране, на мой взгляд, это происходит именно так. И ни к чему хорошему эта борьба, как всегда и вечно, так и не приводит. Умение любить - это умение ограничивать себя одной пластической реальностью, одной тайной, одним человеком, которого ты чувствуешь для себя бесконечно важным. Это умение отдавать себя ему и, конечно, сохранять любовь к самому себе или самой себе. Это очень трудная задача и ей, как многим другим бесконечно трудным задачам, на мой взгляд, нужно учиться, понимая эти две стороны монеты. Нельзя сохранить себя, не отдавая себя - ты не сможешь ощутить собственной ценности. Нельзя сохранить себя, не любя себя. Вот этому балансу: умению любоваться той пластической реальностью, которая возникает один, ну может быть, у кого-то два раза в жизни, умению хранить её нам, на мой взгляд, надо учиться, потому что то, чему мы уже научились - это лёгкости разрывов и важности разнообразия. Мы чего-то самое главное, вот эту пластическую божественную реальность между нами, мне кажется, мы теряем. А впрочем, кто знает, может быть всё это, дорогие радиослушатели, лишь моя собственная сентиментальность. Спасибо всем. Спокойной ночи.

Музыка. 00:39: Алла Пугачёва - Не отрекаются любя

17.12.2017 Выложен тренинг "Умение понимать другого человека", который ранее нигде не публиковался...
11.03.2017 Существенно улучшилось качество звучания в тренинге "Божественная комедия".
Те, кто скопировал и хранит этот тренинг у себя, - можете обновить свою копию...
25.01.2017 Полностью обновлён тренинг "Поваренная книга магии". Главное - теперь вы можете узнать, о чём он (появилось содержание) :)
14.01.2017 Впервые выложен "Разноцветный тренинг"!
27.10.2016 Большое пополнение бесед за 2007 год!
Добавилось более 100 передач, которые раньше не выкладывались.
А качество выложенных ранее передач за 2007 год заметно возросло.
01.06.2013

Большое пополнение бесед за период 20.02.2006 - 29.12.2006.

Из них 39 передач перезалиты с лучшим качеством, остальные 49 выложены впервые.

04.09.2011

Алексей Попов завершил работу над тренингом "Уроки с Катей -2 — Парижская история, или Языческие корни";
на данном сайте впервые выложена качественная аудиоверсия тренинга (в стереозвуке)

27.06.2011

запущена тестовая версия.

23.06.2011

старт проекта.