-
3871
Умение понимать другого 01 Зачем понимать другого человека
00:02: История о Марине и "занятом" Саше.
00:06: История о Нине и "потерянной" работе.
00:16: История о Кате, ушедшей от насильника.
Садимся и погружаемся...
00:20: Психологический тест: Нуждаемся ли мы в этом тренинге?
Как говорит человек, перенёсший инсульт левой части коры головного мозга. И как рождается речь при лжи.
Наши передачи будут посвящены умению читать голос, речь, мимику, движения человека.
_____
00:33: Ссылка на тренинг "Путешествие в Мир Символов", занятие 15 – "Наука жизни среди людей": о Воине Света.
_____
музыка "понимания человека" – композитор Duke Ellington (США), исп. Dave Grusin (США):
00:10: Things Ain't What They Used to Be;
00:18: Satin Doll;
00:26: Mood Indigo;
00:33: Caravan;
00:41: Sophisticated Lady.
-
3878
Умение понимать другого 02 Занимательное человековедение
Михаил Бахтин: двое составляют минимум бытия.
Алексей Ухтомский: человек видит в другом свою эгоцентрическую доминанту...
00:16: Упражнение: Вдыхаем пламя свечи и выдыхаем тени...
00:17: Упражнение: "Внутренний фотограф". Сравниваем воспоминания с реальными фото или видео.
00:21: Упражнение: "Вспомнить всё". Что я почувствовал(а) при встрече с незнакомцем, и почему?
00:28: Упражнение: "Пора смотреть кино". Без звука можно много узнать о человеке.
00:35: Упражнение: "Замри". Получаем информацию о человеке.
00:38: Упражнение: Среди множества людей.
_____
музыка на понимание текста по голосу, исп. Фёдор Шаляпин:
00:09: Ария царя Бориса (из оперы "Борис Годунов"; музыка Модест Мусоргский);
00:25: Рондо Фарлафа (из оперы "Руслан и Людмила"; музыка Михаил Глинка);
00:31: Ария Мельника "Ох, то-то вы, все девки молодые" (из оперы "Русалка"; музыка Александр Даргомыжский);
00:40: Песня Варяжского гостя (из оперы "Садко"; музыка Николай Римский-Корсаков).
-
3874
Умение понимать другого 03 Патологии общения
00:02: Упражнение: Рассматриваем фото знаменитостей.
Синдром "я шучу" почти всегда вскрывает враждебность или зависть.
Синдром спорщика присущ неуверенным людям, желающим самоутвердиться за счёт кого-то.
Синдром завистника портит другим настроение, непременно "опуская" их.
Синдром болтуна приятен в основном лишь своему хозяину. Болтовня как средство избегать одиночества.
Синдром сплетника придаёт недовольному жизнью значимость за счёт "уничтожения" другого.
_____
музыка композитора Goran Bregovic (Сербия) о тайном трагизме славянской души;
00:06: Ederlezi (Scena Durdevdana Na Rijeci) (из х.ф. "Время цыган");
00:16: Cesaria Evora – Ausencia;
00:29: Talijanska (из х.ф. "Время цыган").
-
3872
Умение понимать другого 04 Патологии общения -2
Если мы слушаем просто с интересом, то получаем более чем достаточно информации.
Синдром вмешательства не в свои дела манипулирует прямыми вопросами, на которые, впрочем, можно ответить "нет".
Синдром увиливания делает общение сложным и непонятным; такой человек обходит изменения.
Синдром прямолинейности: что на уме, то на языке. Такая правдивость сознательно игнорирует чувства... Как освобождаться от полученных словесных ран?
Синдром лжеца заметен по заверениям в правдивости и некоторым оговоркам...
Синдром любителя флиртовать некоторые применяют для самоутверждения среди других.
Синдром бормотания связан с заниженной самооценкой, однако вызывает у собеседника наибольшее раздражение. Как помочь бормочущему, заикающемуся человеку?
_____
музыка – диалог двух роялей, исп. Oscar Peterson (Канада) и Count Basie (США):
00:07: These Foolish Things (Remind Me Of You);
00:23: R B;
00:37: Exactly Like You;
00:42: Louie B.
-
3867
Умение понимать другого 05 Патологии общения -3
Мантры – способ лечения заикания.
Как возникает запинание и как выглядит. Не будем путать запинание и заикание.
Как возникает фрагментированная речь.
Синдром хронического нытика напоминает воина, живущего прошлым. Нытик находит причины, по которым его проблемы не решаются.
Экстрапунитив – человек, у которого всегда виноват другой.
Синдром молчаливости не даёт говорить больше, чем спросили. Подавленные чувства и желания рано или поздно превращаются в соматические проблемы. Отказ от участия в событиях сопровождается эмоциональной глухостью.
Синдром снисходительности (знайки) занимается проповедью и не терпит возражений.
Синдром невежи не упускает возможности перебить собеседника завершающим кратким выводом.
_____
музыка – мантры Тибета, переложены на европейскую музыку, исп. Henry Marshall (США) и Rickie Moore (США):
00:04: Jaya Jaya Devi Mata;
00:13: Hari Om Shiva Om;
00:24: Om Asatoma Sadgamaya;
00:32: Om Eim Hreem Kleem;
00:42: Om Ham Hanumate.
-
3866
Умение понимать другого 06 Голос, каким он может быть
Древнегреческий врач Гален: голос – зеркало души. Голос помогает понимать душу.
Функция голоса соединена с участками мозга, отвечающими за эмоции.
Можно довольно точно понять состояние человека по голосу.
В голосе могут проявиться проблемы со здоровьем и национальные особенности...
На что в голосе можно обратить внимание?
Как следует говорить...
_____
00:11: Ссылка на занятие 02 с голосом Шаляпина.
_____
музыка исп. Maria Callas (Греция, США) и " National Orchestra of France " (Франция):
00:12: Mon coeur s'ouvre à ta voix (из оперы "Samson et Dalila");
00:28: De Cet Affreux Combat.Pleurez, Mes Yeux (из оперы "Le Cid");
00:39: J'ai perdu mon Eurydice (из оперы "Orphée et Eurydice").
-
3875
Умение понимать другого 07 Тон голоса
Высокий голос ассоциируется с незрелостью.
00:03: Случай доктора Элианы Грасс о голосе Хуаны, высоком на родном языке. Повышение тембра связано обычно с болезненным воспоминанием.
Низкий голос кажется красивым, если он естественен; а для этого нужна уверенность в себе.
Тихий голос вынуждает других напрячься. Причиной тихости может быть и манипуляция, и подавленность. Как их отличить?
Громкий голос применяется часто для грубого захвата внимания. В детстве такому человеку не хватило внимания. Причиной может быть и слабый слух.
00:39: История автора о посещении модного клуба.
_____
музыка – мужской голос с женскими нотками и женский с мужскими:
00:10: Little Jimmy Scott – Folks Who Live On The Hill;
00:20: Nina Simone – Ne Me Quitte Pas;
00:31: Little Jimmy Scott – Day By Day;
00:41: Nina Simone – Pirate Jenny.
-
3869
Умение понимать другого 08 Форма голоса
Замирающий голос (стихает к концу слов) сопровождает чувство несостоятельности. Как научиться доводить мысли и дела до конца?
Дрожь в голосе – человек живёт в плохом будущем и слишком переживает о высказываниях других. Помогут упражнения "я есть".
Голосовая агрессия (стальные нотки) стремится к подавляющей победе.
Гнусавый (носовой) голос неприятен, но может быть интересным при наличии юмора.
Сиплый, резкий, скрипучий, бесцеремонный голос принадлежит деспотичному характеру. Каким было детство такого человека?
Мягкий с придыханием голос играет с собеседником. Как отучить от фальши?
Тараторящая речь (как и жизнь) увлекает и подавляет другого, быстро утомляя. Следовать за тараторками опасно.
_____
музыка – мелодии аккордеона:
00:08: "Bremen Town Accordions" – Schau Mich Bitte Nicht So An;
00:19: "Hans Glicka Singers & Orchestra" – Schone Maid;
00:32: "The Intimate Orchestra" – Memories Are Made Of This;
00:40: Jan Gorissen – An der schonen blauen Donau.
-
3879
Умение понимать другого 09 Голос и речь
Раздражённый тон вызывает ту же реакцию. Прекратить перепалку можно только отсутствием ответа.
Рубленая речь обращается будто к 5-летнему ребёнку, наталкиваясь на неприязнь.
Голос сквозь сжатые зубы (челюсти) раздражён и лишён возможности юмора. Голос сквозь нос неприятен.
Монотонный, лишённый жизни голос показывает желание отстраниться. Причиной может быть страх разоблачения. Отсутствие интонации делает речь пустой и занудной, вызывая обиду и разочарование.
Слащавый голос сродни мурлыканию и не достоин доверия. За этим голосом может следовать агрессия – в ответ на бесплодность манипуляции.
Повышение интонации в конце слов говорит о неуверенности, будто человек просит разрешения быть. Смена интонации изменит и самооценку.
Медленная речь связана с боязнью ошибок и желанием сказать всё как следует, независимо от собеседника.
Какими должны быть идеальный голос и речь?
_____
музыка исп. Oscar Peterson (Канада):
00:10: Learnin' The Blues;
00:21: Witchcraft;
00:32: Saturday Night (Is the Lonliest Night Of The Week);
00:41: All of Me.
-
3881
Умение понимать другого 10 Положение тела, головы и плеч
Жестами, позой, осанкой организм пытается дать выход чувствам, которые стремимся подавить.
00:03: История о Марине и маме, пришедшей посмотреть на тренинг.
Личные границы. Наше "сильное пространство" обычно 60-70 см, однако у уверенных оно до метра, а у неуверенного сжимается до "эмбриона".
О чём говорит поза?
00:17: История о девушке, не увидевшей симпатии молодого человека.
Как воспринимается расположение в общении на большом удалении.
Повторение положения тела сообщает о доверительности.
Раскачивание с пятки на носок, ёрзание, ослабление галстука.
Склонённая вбок голова, резкое отклонение головы от собеседника, кивание, низко опущенная голова (принцесса Диана), вскинутая голова, выдвинутый вперёд подбородок, откинутая назад голова, почёсывание головы.
Пожимание плечами, быстрое передёргивание плечами, приподнятые плечи (Мэрилин Монро).
_____
музыка:
00:07: Andras Korodi, "Hungarian National Philharmonic Orchestra" – IV. Tortoises (из сюиты "Carnival of the Animals"; музыка Charles-Camille Saint-Saëns);
00:09: Andras Korodi, "Hungarian National Philharmonic Orchestra" – V. The Elephant (из сюиты "Carnival of the Animals"; музыка Charles-Camille Saint-Saëns);
00:10: Andras Korodi, "Hungarian National Philharmonic Orchestra" – VI. Kangaroos (из сюиты "Carnival of the Animals"; музыка Charles-Camille Saint-Saëns);
00:22: Andras Korodi, "Hungarian National Philharmonic Orchestra" – VIII. Personages with Long Ears (из сюиты "Carnival of the Animals"; музыка Charles-Camille Saint-Saëns);
00:23: Andras Korodi, "Hungarian National Philharmonic Orchestra" – IX. The Cuckoo in the Deep Woods (из сюиты "Carnival of the Animals"; музыка Charles-Camille Saint-Saëns);
00:24: Andras Korodi, "Hungarian National Philharmonic Orchestra" – XI. Pianists / XII. Fossils (из сюиты "Carnival of the Animals"; музыка Charles-Camille Saint-Saëns);
00:34: Georges Pretre, "Orchestre De La Société Des Concerts Du Conservatoire" – Le petit jour (из балета "Les Animaux modèles": сюита "Suite d'orchestre"; музыка Francis Poulenc);
00:41: Georges Pretre, "Orchestre De La Société Des Concerts Du Conservatoire" – La mort et le bûcheron – (из балета "Les Animaux modèles", сюита "Suite d'orchestre"; музыка Francis Poulenc).
-
3868
Умение понимать другого 11 Положение тела и рук
Вид уверенного человека.
Сутулость и понурые плечи говорят о грусти, депрессии и отстранённости, часто мешают полноценности голоса.
Вытягивание шеи вперёд говорит о рассерженности и напряжении (было у Владимира Ульянова).
Чрезвычайно прямая осанка воспринимается как категоричность.
Позёрство – игра на окружающих. Эта защита скрывает склонность к перепадам настроения.
Как выглядит несогласие с собеседником.
Нейтральная поза, показывающая отсутствие пока своего отношения.
Поза скуки.
Руки, скрещённые на животе.
Руки на бёдрах сообщают крайнюю независимость.
Руки, сложенные за спиной, означают открытость и отсутствие защиты.
Размахивание руками показывает эмоции.
Беспокойные, постоянно занятые руки говорят о нестабильности, неудовлетворённости и душевном кризисе.
_____
музыка исп. Erroll Garner (США):
00:04: Body and Soul;
00:15: You're Blase;
00:26: Teach Me Tonight;
00:40: Mambo Carmel.
-
3870
Умение понимать другого 12 Пальцы и движение рук
Руки в карманах иногда сообщают: "я решил".
Прятание пальцев и кистей говорит о сокрытии.
Стиснутые кулаки, большой палец внутри кулака, пальцы одной руки обхватывают большой палец другой, резкие движения кистями.
Признаки лжи в пальцах.
Сжимание предметов.
Охватывание руками себя.
Демонстрация открытой ладони или тыльной стороны кисти.
Пальцы активные или замедленные.
Оттопыренный большой палец при сжатых остальных.
Барабанящие пальцы.
Грызение ногтей или кожи вокруг них.
Смыкание рук в замок и кручение пальцами вокруг друг друга.
Неторопливые кисти.
Руки за головой.
Пальцы, сложенные домиком.
00:19: Упражнение: Смотрим на пальцы министров и знаменитостей.
Прикосновение означает эмоциональную поддержку, но слишком частое прикосновение – иные смыслы.
Потрагивание своего лица указывает на неправду.
Пощипывание и потирание кончика носа.
Дотрагивание до рта. Потирание глаз. Потирание шеи сзади.
Недотроги, не касающиеся других, и не доверяющие прикосновениям.
Люди, стремящиеся сделать больно.
Рукопожатие. Как пожимать женскую руку. Жестикуляция в разговоре.
_____
музыка исп. "Gert Wilden & Orchestra" (ФРГ):
00:04: Follow Me (From "Was Männer nicht für möglich halten");
00:07: Title Theme (From "Madame und ihre Nichte");
00:20: Night and Day;
00:23: Dirty Beat;
00:32: Soul Guitar;
00:34: Blue Mood (From "Die Jungen Ausreisserinnen");
00:42: Getting Blue.
-
3864
Умение понимать другого 13 Положение ног, походка и одежда
Опора на всю подошву. Опора только на края ступней или на пятки.
Покачивание или постукивание ногой.
Обвивание ноги другой ногой.
Скрещивание ног в щиколотках.
Широко разведённые ноги у мужчин и сведённые вместе колени у женщин.
Направление ступней на собеседника или на дверь.
Как могут располагаться нога на ноге.
Похлопывание себя по бёдрам.
Сидение с ногами на стул или на стол.
Сидение с поджатой под себя одной ногой.
Выдвинутые к собеседнику ноги.
Стояние на одной ноге.
Походка – индивидуальна, как почерк.
Поникший человек.
Возвышенный человек.
Робкая походка.
Суровая походка.
Пружинящая походка.
Одежда – демонстрирует характер.
Неряшливая, безразличная одежда.
Супермодная, узкосовременная одежда.
Сексуальная одежда.
Вызывающая, броская одежда. Что значит яркий цвет.
Унылая одежда.
Много пуговиц.
Одежда не по случаю.
_____
музыка – танцевальная музыка XIII-XIV века:
00:04: John Whelan – Kylebrack Ramblers/The Tempest/The Contradiction;
00:19: "Les Haulz Et Les Bas" – Estampie;
00:28: John Whelan – The Maid I Never Forgot/The Old Copperplate;
00:42: "Les Haulz Et Les Bas" – Retrove.
-
3877
Умение понимать другого 14 Лицо, брови, рот
00:02: История автора о встрече на вечере.
00:04: Упражнение: О чём говорят лица на фото?
Брови, приподнятые на миг, или неподнимаемые. Брови ниточкой. Брови "домиком".
Искренняя улыбка.
00:12: Упражнение: Как улыбнуться искренне.
Натянутая улыбка.
Неуместная улыбка. Нервная улыбка.
00:02: История о провале Джимми Картера на выборах.
Зевание.
00:02: История о маме, избегавшей обсуждения сына.
Сглатывание.
00:02: История о Вере, слушавшей про успех подруги.
Поднесение пальцев к губам – знак неправды или лишнего. Как быть лектору?
Покусывание губ (принцесса Диана).
Облизывание губ.
00:40: Упражнение: "Есть лица...".
_____
музыка исп. Сергей Лемешев:
00:06: Ария Ленского "Я люблю вас, Ольга" (из оперы "Евгений Онегин": действие I; музыка Пётр Чайковский, сочинение 24);
00:15: Ария Альмавива "Скоро восток золотою" (из оперы "Севильский Цирюльник": действие I; музыка Джоаккино Россини).
00:25: Думка Ионтека "Меж горами ветер воет" (из оперы "Галька": действие VI; музыка Станислав Монюшко);
00:36: Ария Джеральда (из оперы "Лакме": акт I; музыка Лео Делиб);
00:41: Снаряди гонца к невесте (из оперы "Демон"; музыка Антон Рубинштейн).
-
3865
Умение понимать другого 15 Щёки, подбородок, нос, уши, глаза и улыбка
Щёки. Ямочка на одной щеке.
Потирание щёк.
Униженные щёки.
Игра желваков.
00:04: Упражнение: Разминка для щёк.
Подбородок (втянутый, опущенный).
Скучающий подбородок (поддерживаемый рукой).
Критикующий подбородок (поднятый).
Сомневающийся подбородок (потираемый).
Нос. Трогание за нос. Сморщенный нос. "Задранный нос".
00:20: Упражнение: Двигаем кончик носа.
Уши. Почёсывание за ухом. Потягивание за ухо. Потирание уха большим и указательным пальцами.
Глаза и улыбка.
00:32: Упражнение: Понимаем глаза на фото с прикрытым лицом.
Удивлённые, потрясённые, испуганные, сердитые, грозные глаза. Пристальный взгляд, впрочем, не выдерживающий ответного взгляда доверчиво распахнутых глаз.
Нерешительные, вскинутые, насмешливо удивлённые, печальные и стыдливые, застенчивые, флиртующие исподлобья глаза.
_____
музыка исп. King Curtis (США):
00:05: Honky Tonk;
00:15: So Rare;
00:21: Tuxedo Junction;
00:27: Soft;
00:42: Harlem Nocturne.
-
3876
Умение понимать другого 16 Взгляд и лицо
Как можно заметить симпатию человека?..
Когда мы делаем что-то ненужное, бывает глазной тик (подёргивание век). Частое моргание.
Бегающий взгляд. Прятание глаз.
Взгляд вверх и влево – воспоминание виденного. Вверх и вправо – образное фантазирование. Влево – вспоминание слов, вправо – подбираются слова, вниз и вправо – вспоминание движений. Взгляд перед собой – внутренние переживания. У левшей и некоторых людей правое меняется с левым.
Учимся помогать общению.
Равнодушное или бесстрастное лицо.
Открытое лицо.
_____
музыка исп. "Rosenberg Trio" (Германия):
00:05: Bluesette;
00:14: DJango;
00:28: Cavatina;
00:35: Children of Sanchez;
00:41: How Insensitive.